Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение ВУЗов в РФ

Организация управления в области образования.

Организация управления в сфере социально-культурного строительства

Культура - это духовная сфера жизни общества, то, что прилагается к материальной сфере. Это не главное, но без этого нельзя жить.

 

1. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Констатация – документ, фиксирующий уровень образования.

Образование – сфера исполнительной власти (управленческая сфера), в результате которой государство готовит молодое поколение к профессиональной деятельности, будущей жизни.

2. Органы:

а) Федеральный уровень

- Министерство образования и науки Российской Федерации

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

- Федеральное агентство по науке и инновациям

- Федеральное агентство по образованию

б) Уровень субъектов РФ

- Республики могут иметь свои Министерства образования

- НСО: Управление образования Новосибирской области, Управление начального профессионального образования, Управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий.

в) Местный уровень

В городах, районах – свои отделы, управления образования на усмотрение Администрации.

г) Образовательные учреждения

- Учреждения дошкольного образования

- Школы

- Учреждения среднего профессионального образования

- Учреждения высшего профессионального образования

3. Правовая база:

С одной стороны, она значительна, с другой – своеобразна.

а) Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в СССР такого закона не было).

б) ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ (носит частный характер).

в) ГОСТы среднего общего, среднего профессионального, высшего образования.

г) Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», утверждено Постановлением Правительства РФ 5 апреля 2001 года № 264.

В основном Типовые положения утверждает Правительство РФ, но может и Президент РФ.

 

Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», утверждено Постановлением Правительства РФ 5 апреля 2001 года № 264.

I. Общие положения

II. Прием в высшее учебное заведение

III. Образовательная деятельность высшего учебного заведения

IV. Научная деятельность высшего учебного заведения

V. Управление высшим учебным заведением

VI. Обучающиеся и работники высшего учебного заведения

VII. Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников

VIII. Экономика высшего учебного заведения

IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения

 

ВУЗ – образовательное учреждение, готовящее профессиональные кадры для работы в определённой сфере.

ВУЗ создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) федерального подчинения - Правительством РФ;

б) подчинения субъекта РФ - органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом управления образованием;

в) муниципальное - органом местного самоуправления.

Президент также может создавать ВУЗы.

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений представляются в федеральный орган управления образованием.

Высшее учебное заведение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Задачи ВУЗа:

1. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

3. Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования.

4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников.

5. Накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

 

Структура ВУЗа:

1. В состав ВУЗа входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов.

2. ВУЗ может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.

3. В составе университета и академии в качестве структурного подразделения, осуществляющего в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения автономную образовательную, научную либо научно-исследовательскую деятельность, могут быть созданы институт и (или) научно-исследовательский институт.

Высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.

 

Система управления ВУЗом:

ВУЗы на общем собрании принимают свои уставы.

1. Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор.

Ректор высшего учебного заведения избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет.

Утверждение кандидатуры, избранной на должность ректора, осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

2. Заместители ректора.

3. Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет.

В состав ученого совета входят ректор, который является его председателем, проректоры, а также по решению ученого совета - деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения путем тайного голосования.

Учёный совет решает основные проблемы, а ректорат проводит эти решения в жизнь.

4. Декан (возглавляет факультет).

5. Заместители декана (но их может и не быть).

6. Заведующий (возглавляет кафедру).

7. Должностные лица, возглавляющие структурные звенья и назначаемые приказом ректора (например, главный бухгалтер).

 

Категории (обучающиеся и работники ВУЗа):

1. Студенты, аспиранты, слушатели и другие категории обучающихся.

2. Должности для научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация управления в области охраны и использования природных ресурсов | Организация управления в области культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.