Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное взаимодействие

Вопросы для самопроверки (с. 13)

Основные термины и понятия (с.12-13).

Тема (модуль) 3. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

1.Социальное взаимодействие (с.1-9):

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы (с.1-3);

б) типология социальных взаимодействий (с.3-4);

в) социальная коммуникация и её модели; типология коммуникационных взаимодействий (с.4-7);

г) массовая коммуникация и её основные функции (с.7-9).

2. Структура социальных отношений (9-12):

а) понятие социальных отношений (с.9-10);

б) уровневая типология социальных отношений (с.10-11);

в) официальные и неофициальные отношения, основные различия между ними (с.11-12).

 

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы.

Общаясь со сверстниками, знакомыми, родственниками, сослуживцами, просто со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет различные взаимодействия. В любом из таких взаимодействий он одновременно проявляет своё индивидуальное своеобразие в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны он выступает как исполнитель определённых ролевых функций: муж или жена, начальник или подчинённый, отец или сын и т.д. С другой стороны – в любой из выполняемых им ролей он одновременно взаимодействует с другими людьми как уникальная, неповторимая личность.

Когда индивид выполняет определённую роль, он действует в качестве специфической единицы вполне определённой социальной структуры – директор завода, начальник цеха, мастер, рабочий, заведующий отделением, преподаватель, куратор, учащийся и т.п. В обществе, в каждой его структуре – будь это семья, школа, предприятие – существует определённое согласие, нередко зафиксированное документально (правила внутреннего распорядка, устав, кодекс офицерской чести и др.), относительно вклада, который должен вносить в общее дело, следовательно, в процессе взаимодействия с другими, каждый исполнитель такой роли. В таких случаях выполнение определённых ролей вовсе не обязательно должно сопровождаться какими либо чувствами, хотя проявление последних отнюдь не исключается.

Но во взаимодействиях между людьми существует гораздо более обширный и разнообразный класс межличностных отношений, в которых существуют специфические, эмоционально очень насыщенные роли (друг, отец, соперник и т.п.), неразрывно связанные с чувствами симпатии или антипатии, дружбы или неприязни, уважения или презрения.

Индивидуальные взаимные реакции людей друг на друга в таких взаимодействиях могут резко варьироваться в очень широком диапазоне: от любви с первого взгляда до внезапной неприязни к другому человеку. В процессе такого взаимодействия, как правило, осуществляется не только восприятие людьми друг друга, но и взаимная оценка друг друга, неизбежно включающая в себя не только познавательные, но и эмоциональные компоненты.

Сказанного достаточно, чтобы определить рассматриваемый социальный процесс. Социальное взаимодействиеэто обмен действиями между двумя и более индивидами. Может протекать на микроуровне – между людьми, малыми группами, и макроуровне – между социальными группами, классами, нациями, социальными движениями. Это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, когда поведение одного из участников является одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных и выступает в качестве причины последующих действий.

В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий. Скажем, в футболе, согласованность действий вратаря, защитников и нападающих; на заводе – директора, главного инженера, начальника цеха, мастера, рабочего и т.д.

Можно выделить четыре основных признака социального взаимодействия:

1. Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой предполагает необходимость объединения усилий, будь это тот же футбол или работа какого либо цеха Минского автозавода.

2. Ситуативность – достаточно жёсткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия: если мы находимся в театре, то реагируем на происходящее совсем иначе, чем в том случае, когда бываем на футбольном матче или загородном пикнике.

3. Эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это игра, танцы или работа на заводе.

4. Рефлексивная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как особых субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в различных видах деятельности (игра, работа, например).

Процесс взаимодействия имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона взаимодействий – это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона – это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивидов (или их группы), совершающих определённые действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;

3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках и т.д.); 4) влияние этих изменений на других индивидов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

 

б) типология социальных взаимодействий.

Специфическая черта взаимодействия – это обмен действиями. Его структура достаточно проста:

- агенты обмена – два или более человека;

- процесс обмена – совершаемые по определённым правилам действия;

- правила обмена – устные или письменные предписания, допущения и запреты;

- предмет обмена – товары, услуги, подарки и т.д.;

- место обмена – заранее установленное или спонтанно возникшее место встречи.

Действия подразделяются на четыре вида:

1) физическое действие, пощёчина, передача книги, запись на бумаге;

2) вербальное действие, оскорбление, приветствие;

3) жесты, рукопожатие;

4) мысленное действие, внутренняя речь.

Социальное взаимодействие включает первые три, и не включает четвёртый вид действия. В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):

1) физическое;

2) вербальное;

3) жестовое.

Вторая типология социального действия (по сферам, как системам статусов):

1) экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, рантье, безработные;

2) профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, строители, шахтёры, врачи;

3) семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, детей, родственников;

4) демографическая сфера, являются членами политических партий, общественных движений, судьями, полицейскими, дипломатами;

5) религиозная сфера подразумевает контакты между представителями различных религий, одной религии, верующими и неверующими;

6) территориально-поселенческая сфера - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими и т.д.;

Принято различать три основные формы взаимодействия (по способам согласования своих целей, средств их достижения и результатам):

1. Кооперация – сотрудничество разных индивидов (групп) для решения общей задачи.

2. Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба (соперничество) за обладание дефицитными ценностями (благами).

3. Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции.

В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают.

В идеале обмен действиями должен происходить на эквивалентной основе, но в действительности происходят постоянные отклонения от этого. Это создаёт сложнейший узор человеческого взаимодействия: обман, личная выгода, бескорыстие, справедливое вознаграждение и т.п.

 

в) Социальная коммуникация и её модели. Типология коммуникационных взаимодействий.

В социальных взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникации (от лат. communicatio – сообщение, передача), т.е. общения между людьми и их общностями, без чего не может быть ни групп, ни социальных организаций и институтов, ни общества в целом.

Коммуникация – это передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков, образов.Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами, - осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.

Коммуникационный процесс – необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

В процессе исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации.

Линейная модель ( автор Г. Лассуэл, американский социолог).Включает пять элементов:

1. Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор.

2. Что? (передаётся) - сообщение.

3. Как? (осуществляется передача) – канал.

4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория.

5. С каким эффектом? - эффективность.

Недостаток модели – акцент делается на активности коммуникатора, а реципиент (аудитория) оказывается только объектом коммуникационного воздействия.

Интеракционистская модель ( автор Т. Ньюкомб).Исходит из того, что субъекты коммуникации – коммуникатор и реципиент – равноправны, связаны как взаимными ожиданиями, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как средство реализации такого интереса. Эффект коммуникационного воздействия – в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет.

Такой подход к коммуникации выдвигает на первый план достижение согласия между партнёрами по коммуникации.

Общая теория коммуникаций (автор Г. Маклуэн, канадский социолог).

Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В первобытную эпоху общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением.

С появлением письменности изменился и тип коммуникации. Письменность стала служить надёжному сохранению прошлого опыта, значений, знаний, представлений, а также дала возможность дополнять прежний текст новыми элементами или интерпретировать его. В итоге общество получило мощное оружие введения в оборот новых значений, образов, что обеспечивало интенсивное развитие художественной литературы и науки.

Третий этап усложнения коммуникационных взаимодействий начался с изобретением книгопечатания, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, распространению рационализма.

Новым этапом в коммуникативных процессах стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие средства радикально преобразовали среду в которой живёт и общается современное человечество, резко расширили масштабы и интенсивность его коммуникационных связей.

Инфосферная модель (автор О.Тоффлер, американский социолог и футуролог).

Основу коммуникационных взаимодействий составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах.

Эти программы создают новую «инфосферу», приводят к возникновению новой «клип-культуры», которая приводит одновременно и к массовизации коммуникационных взаимодействий и к их демассовизации, индивидуализации. Каждый из реципиентов может избирательно настроиться на один из многих телекоммуникационных процессов или выбрать коммуникационный вариант по собственному заказу. Это новая коммуникационная ситуация, для которой характерно постоянно меняющееся разнообразие новых культур и возникновение множества разнообразных коммуникативных взаимодействий.

Аутопойетическая модель (автор Николас Луман, немецкий социолог).

Согласно Луману именно с помощью коммуникации общество самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. приходит к самопониманию, к различению себя и окружающей среды, а также самовоспроизводится, то есть является аутопойетической системой. Это означает, что понятие коммуникации становится определяющим для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, - подчёркивает Луман,- социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя, посредством сети коммуникаций».

Важное значение имеет типология коммуникационных взаимодействий.

Она может производиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:

1) информативные, имеющие целью передачу информации от коммуникатора к реципиенту;

2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей системой указаний управляемой подсистеме, с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора (звуковая речь, радиосигналы, аудиозаписи) и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;

4) оптические, ориентированные на визуально-зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту и соответствующее реагирование последнего;

5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие информации путём воздействия на тактильную чувствительность индивидов (прикосновение, давление, вибрация и т.д.);

6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, участвующих в коммуникациях, эмоциональных переживаний радости, страха, восхищения и т.д., способных воплощаться в различные формы активности.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:

1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре, архитектуре;

3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;

4) гипносуггестивные – процессы влияния – воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента (гипноз, кодирование);

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникацию подразделяют на следующие типы:

1. Традиционная коммуникация, осуществляемая главным образом в локальной сельской среде: общения отличается постоянством

2. Функционально-ролевая коммуникация, развивающаяся в городской среде, в условиях значительной дифференциации видов деятельности и образа жизни.

3. Межличностная коммуникация – такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Различают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Содержание и форма личностной коммуникации не связаны строгими правилами, а имеют индивидуализированный неформальный характер. Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована, а процесс передачи информации ориентирован на достижение определённого результата, например, на выполнение задания, которое поручает руководитель подчинённому или преподаватель студенту.

4. Групповая коммуникация представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого общение происходит между двумя или большим количеством членов определённой группы (территориальной, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаимозависимых действий. Составляет основу коммуникационных взаимодействий в социальных организациях.

5. Межгрупповая коммуникация – это такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя и большим количеством социальных групп, в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу.

Такая коммуникация может выполнять информационную либо обучающую функцию (перед группой студентов выступает группа преподавателей), развлекательную или воспитательную функцию (перед людьми в зрительном зале выступает театральный коллектив), мобилизационно-организующую функцию (перед собравшимися людьми выступает пропагандистская группа), подстрекательскую функцию (перед толпой выступает группа демагогов).

6. Массовая коммуникация – (см. следующий вопрос).

г) массовая коммуникация и её основные функции.

Массовая коммуникация – это такой тип коммуникационных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают СМИ (средства массовой информации) – пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение. Это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Главная особенность массовой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с её рассредоточением, массовым распространением и потреблением.

( Информация - сообщение о каком-либо событии; сведения,

совокупность каких-либо данных. Термин «информация» в переводе с

латинского означает «изложение», «разъяснение».

В обыденной жизни под этим словом понимают сведения, передаваемые

людьми устным, письменным или другим образом. Научные дисциплины

используют этот термин, вкладывая в него своё содержание.

В математической теории информации под информацией понимаются не

любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают

существующую до их получения неопределённость. То есть информация –

это снятая неопределённость. Современные философы определяют

информацию как отражённое разнообразие.

Что даёт человеку обладание информацией? Ориентацию в происходящем, определение направления собственной деятельности, возможность принимать правильные решения.

Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и другие

сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ;

социальный и политический ресурс).

Материальная предпосылка возникновения массовых коммуникаций – изобретение на рубеже 19-20 вв. телеграфа, кино, радио, техники звукозаписи. На основе этих изобретений сформировались СМИ.

СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации контроля над массовым сознанием и поведением (массовое сознание – сознание классов,

социальных групп; включает в себя распространённые в обществе идеи, взгляды, мифы; формируется как целенаправленно (СМИ), так и стихийно).

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передача знаний об обществе от одного поколения к другому через социализацию и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определённых стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечения.

Итак, СМИ оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жизненные позиции. Однако проведённые социологами разных стран исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы носит опосредованный некоторыми промежуточными социальными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому, в процессе массовой коммуникации многие реципиенты выступают не в качестве пассивного получателя информации, а в качестве активного фильтра. Они осуществляют отбор определённых видов сообщений СМИ, чтобы удовлетворить те или иные свои потребности.

Нельзя оставить в стороне ещё одну острую проблему, связанную с функционированием массовой коммуникации: проблему негативного её воздействия на некоторые группы людей. Чрезмерно концентрированное воздействие массовой коммуникации способно отрицательно повлиять на содержательность, качество межличностного общения как взрослых, так и (особенно!) детей; снизить интерес к активным формам усвоения ценностей культуры, увести человека от проблем и трудностей реальной жизни, усугубить его одиночество, дезадаптацию к изменяющимся условиям жизнедеятельности и окружающей социальной среды.

Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любознательности, осведомлённости, эрудиции, росту политической культуры, соблюдению социальных норм и правил.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины | Структура социальных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.