Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели социально-психологической характеристики семьи, испытывающей риск депривации ребенка

Социально-демографические особенности семьи, история и структура семьи: отец или мать отбывает наказание в местах лишения свободы, крими­нальное прошлое семьи; смерть кормильца (не обязательно родитель, мб. пра­родитель), смерть одного из родителей; рождение ребенка вне брака, повтор­ный брак, сводные дети, развод или раздельное проживание родителей, один родитель, родитель и партнер, отец ребенка бросил беременную будущую мать; многодетная семья; престарелые родители; из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, испытывающих трудности интеграции; дети или членные семьи, пережившие торговлю людьми и сексуальную эксплуатацию; пережившие вооруженные конфликты, войны, природные и техногенные ката­строфы.

Социально-экономический статус семьи: плохие жилищные условия либо полное их отсутствие; нерегулярные доходы, уровень доходов ниже про­житочного минимума; низкие возможности занятости родителей (безработные, живут за счет нелегализованной занятости, нерегулярных, сезонных заработ­ков); низкий уровень образования родителей; роль социальной помощи в струк­туре доходов (пособия, в том числе, детские, по безработице, живут за счет со­циальных, в том числе детских пособий).

Образ жизни и культура семьи, социально-психологические внутри­семейные отношения: жилищно-бытовые условия, состояние и уход за жили­щем (пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, отсутствие у ребен­ка места для занятий); способы проведения семейного досуга (аморальный и паразитический образ жизни, деформированные ценностные ориентации); ха­рактер внутрисемейных связей (разрушение внутрисемейных связей, отчужде­ние между родителями и детьми); нормы общения родителей и детей (отказ от исполнения родителями родительских ролей или неэффективное исполнение роли, слабый родительский контроль и слабая дисциплина, отсутствие заботы со стороны родителей, проявления жестокости и садизма, нормы и традиции преступной среды); деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми, жестокое обращение в семье, насилие над детьми (физическое, сексуальное, психическое), эмоциональная холод­ность, авторитарность, грубость.

Сетевые ресурсы семьи: разреженность, слабость социальных связей (узость контактов, не позволяющих вырваться из замкнутого круга бедности и зависимостей, отсутствие взаимовыручки и поддержки); отсутствие поддержки со стороны близких людей (мужчины-партнера, родителей женщины, родст­венников, подруг), государственных и общественных организаций; негативные особенности социального окружения - проживание в неблагополучном сосед­ском окружении, дезорганизация сообщества, недостаток или отсутствие связей с соседями.

Институциальные ресурсы: отсутствие или дисфункции социальных институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (школа, дошкольные и внешкольные учреждения, училища, учреждения куль­туры, общественные объединения, негосударственные организации); пробелы в профессиональной системе поддержки (доступность специалистов, профессио­нализм социальных работников, социальных педагогов, других работников об­разовательных учреждений, социальных служб, учреждений здравоохранения, инспекторов КДН, сотрудников МВД)

Индивидуальные особенности родителей: возраст (несовершеннолет­няя беременность, материнство в подростковом возрасте); низкий уровень со­циальной адаптированности родителей, эмоциональная, социальная незрелость, не развито чувство ответственности, педагогическая несостоятельность родите­лей; акцентуация характера родителей, нарушения их психического здоровья; стресс стигматизации как получателей социальной помощи; алкоголизм, нар­комания родителей; нарушения физического здоровья, хронические заболева­ния, инвалидность родителей, ВИЧ; семья с родителем-инвалидом, в то время как второй родитель отсутствует или злоупотребляет алкоголем

Характеристика ситуации ребенка: возраст, пол (в каждом возрасте и в зависимости от гендерных характеристик дети испытывают специфические риски депривации); состояние здоровья ребенка: нарушения психофизического развития, хронические (в т.ч. генетические) заболевания или инвалидность (включен ли ребенок в систему реабилитации, получает ли ребенок необходи­мое внимание, медицинскую помощь, заботу или образование, адекватные его потребностям), инфекции и заболевания ППП; специфические особенности жизненного пути ребенка (переживание насилия, свидетель насилия, дружба со сверстниками, вовлеченными в криминальную деятельность и употребляющи­ми наркотики); особенности психического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка (поведенческие проблемы, гиперактивность и импульсив­ность, низкий интеллект и умственная отсталость, суицидальные наклонности); особенности характера ребенка (отчуждение и отсутствие социальных обязан­ностей, доминируют инфантилизм, социальная пассивность, завышенные за­просы при отсутствии желания прилагать усилия для достижения целей); отно­шения в ближайшем социальном окружении (семья, учителя и сверстники в школе, сверстники в компаниях): ребенок испытывает оскорбление и пренеб­режение, травлю; ценностная система ребенка: сформировались искаженные представления о модели семьи, жизненных ценностях, модели поведения; на­рушение привязанности в детско-родительских отношениях со стороны взрос­лого (переживание ребенком ненадежности окружающего мира и собственной уязвимости); синдром депривации: депрессивные реакции, нарушения обще­ния, речи, моторики; низкая успеваемость в школе, агрессивное поведение, не­выполнение школьных обязанностей, пропуски школьных занятий, вовлечение в ранние сексуальные отношения, вовлечение группировки, секты, побеги из дома, бродяжничество, попрошайничество, делинквентность.

Подчеркнем, что чем больше факторов семейного неблагополучия дейст­вуют одновременно, тем более проблемной будет семья. Наибольший риск ис­пытывают семьи, находящиеся в опасной ситуации по целому ряду критериев: бедность, неполный состав, физические или психические недостатки членов семьи, отсутствие комфортного психологического климата в семье.

3. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.

Согласно точки зрения авторов энциклопедического словаря социальной работы Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

В литературе исследователи Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

- общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;

- специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;

- индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности [63; С.90].

Помимо этого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два этапа профилактической работы. Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего - учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения. Согласно закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия.

Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) профилактика социального сиротства - это реальная необходимость, важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;

2) профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;

3) работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

Важнейшей задачей социально-психологической работы является предупреждение социального сиротства. Ее решение возможно при выполнении следующих условий:

• поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, о его физическом, психологическом и духовном здоровье;

• утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства;

• разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни; формирование ценностных ориентации индивида на семейную жизнь;

• возрождение лучших семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе;

• организация педагогического консультирования родителей с оказанием практической помощи в семейном воспитании, в преодолении конфликтов между взрослыми и детьми в семье;

• пропаганда лучшего семейного воспитания;

• государственная поддержка талантливых детей и подростков;

• реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;

• организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сиротство- социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей | Принципы СП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.