Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания и порядок приобретения права частной собственности на земельные участки

Содержание права частной собственности на земельные участки

Право частной собственности на земельные участки можно рассматривать в объективном смысле и как субъективное право. В объективном смысле оно представляет собой комплексный (межотраслевой) институт права, содержащий нормы, определяющие границы возможных действий физических и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, которые на основании закона не ограничены и не изъяты из гражданского оборота.

Субъективное право частной собственности на землю- это установленная объективным правом возможность субъектов земельных отношений свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие владения означает возможность фактического господства (обладания) земельным участком на законных основаниях. Из правомочия владения вытекают такие права, как право огораживать зе­мельный участок, запрещать пользоваться им третьим лицам и т.д.

Правомочие пользования земельным участком означает закрепленную законом возможность его хозяйственной эксплуатации путем извлечения полезных свойств и получения дохода. Правомочие распоряжения земельным участком – это возможность определения собственником его юридической судьбы. Собственники земельных участков - граждане и юридические лица вправе их покупать и продавать для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности, осуществлять иные не запрещенные законом сделки с земельным участком.

Субъектами права частной собственности на земельные участки могут быть, во-первых, граждане РФ и их объединения (юридические лица). Для того чтобы иметь участок в собственности, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью, а юридические лица – праводееспособностью. Не могут иметь земельные участки в собственности определенные категории юридических лиц, наделенные специальной правоспособностью. К их числу относятся государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия (ст. 20 ЗК РФ).

Во-вторых, собственниками земельных участков могут быть апатриды, иностранные граждане и иностранные юридические лица. Ранее такими правами данные категории субъектов не наделялись, но могли получить земельный участок в аренду. Права апатридов, иностранных юридических лиц и граждан на получение в собственность земельного участка в РФ носят, по сравнению с гражданами РФ, ограниченный характер.

Это означает, что в их собственность не могут быть переданы земельные участки, находящиеся, во-первых, в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с законом «О государственной границе РФ». До установления Президентом Российской Федерации указанного перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п.5 ст.3 Вводного закона).

Остается открытым вопрос: что следует понимать под «приграничными территориями» - территории всех субъектов РФ, имеющих выход к государственной границе (а их 36 из 89)? Территории приграничных муниципальных образований? Ответ на этот вопрос дает судебная практика. ЗАО «Минерал Кнауф» в 2000 г. были предоставлены земельные участки под карьер и производственную базу общей площадью 168,64 га на праве постоянного (бессрочного) пользования. На основании статьи 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.01 г. № 137-ФЗ ЗАО «Минерал Кнауф» обратилось с заявлением в Администрацию г. Ахтубинска и Ахтубинского района о намерении приобрести в собственность названные земельные участки.

Постановлением Главы Администрации и муниципального образования г. Ахтубинск и Ахтубинского района от 18.10.02 г. № 1405 акционерному обществу было отказано в приобретении в собственность земельных участков на основании того, что вся территория Ахтубинского района определена приграничной территорией, а п.3 ст. 15 ЗК РФ не допускает обладание иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

Согласно Устава ЗАО «Минерал Кнауф», иностранный инвестор - фирма «Кнауф Интернациональ ГМБХ» (Германия) имеет долю в уставном капитале акционерного общества в размере 66,6% (пункт 4.4), следовательно, владеет контрольным пакетом акций и является иностранным юридическим лицом, зарегистрированным на территории России. На основании Закона о государственной границе; письма Пограничной Службы России Краснознаменского Северо-Кавказского регионального Управления, ст.1 Постановления Главы Администрации Астраханской области от 26.06.98 г. № 264 «Об определении пограничных территорий внутренних и пограничных вод и установлении в них режимов приграничных территорий» вся территория Ахтубинского района определена как приграничная территория. Руководствуясь указанными нормативными актами, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил кассационную жалобу ЗАО без удовлетворения.

На наш взгляд, наиболее интересно в данном деле то, что субъект РФ принял участие в определении приграничной территории, и на основании этого решения иностранному юридическому лицу было отказано в приобретении права частной собственности на землю.

Во-вторых, в собственность иностранным гражданам и юридическим лицам не предоставляются земли на иных (кроме пограничных) территориях, установленных особо федеральными законами. В-третьих, согласно п. 5 ст. 28 ЗК РФ, иностранным гражданам и юридическим лицам земельные участки из состава земель государственной или муниципальной собственности предоставляются в собственность только за плату.

В-четвертых, согласно ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, могут обладать земельными участками или долями в общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Конституционность норм ЗК РФ в части возможностей иностранных граждан и юридических лиц приобретать в собственность земельные участки вызывает ряд сомнений. Действительно, Конституция РФ закрепляет большинство субъективных прав, как за гражданами РФ, так и за апатридами и иностранными гражданами. В таких случаях в Конституции РФ используется термин «каждый». В России каждый, находящийся в пределах ее границ, имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право иметь имущество в собственности (ст. 35) и т.д. Это означает, что субъектом этих прав являются все лица, находящиеся в границах России, неза­висимо от пола, гражданства, национальности и т.д.

Именно в этом и проявляется «национальный режим», т.е. уравнение в правах граждан РФ и иностранных граждан (апатридов). Однако ряд субъективных прав предоставляется только гражданам России, например, граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32), граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31) и т.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции, граждане и их объединения (т.е. юридические лица) вправе иметь в частной собственности землю. Если данное право принадлежало бы апатридам и иностранным гражданам (их объединениям), либо даже юридическим лицам с иностранным участием, в указанной статье Конституции использовался бы термин «каждый».

Указанная неопределенность стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, окончательно поставившего точку в данном вопросе в результате рассмотрения дела о проверке конституционности Земельного кодекса РФ в связи с запросом Мурманской областной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции ряда норм ЗК РФ по своему содержанию, а также ЗК РФ в целом – по порядку принятия. Заявитель полагал, что ряд норм ЗК РФ (в частности, п.3 ст. 15, п. 12 ст. 30, п.5 ст. 35 и т.д.) по своему содержанию противоречат статьям 2,4 (часть 3), 7 (часть 1), 9 (часть 1), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 36 (часть 1) и 67 (часть 1) Конституции России. В обоснование были приведены следующие доводы.

Земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к РФ, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации. Кроме того, Мурманская областная Дума просила признать ЗК РФ в целом не соответствующим Конституции по порядку принятия (не было учтено мнение субъектов РФ).

В своем решении Конституционный Суд признал оспариваемые статьи ЗК РФ, а также порядок его принятия не противоречащими Конституции России. В частности, Конституционный Суд РФ отметил, что Конституция в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель установил приоритет российских граждан иметь в собственности землю, введя ряд ограничений для иностранных граждан и юридических лиц, лиц без гражданства в осуществлении права землепользования (например, в части запрета приобретать земельные участки в приграничных территориях). Этого достаточно для обеспечения суверенных прав России на ее природные богатства и ресурсы и гарантирования россиянам относительно равных условий конкуренции с иностранным капиталом.[4]

Объектом права частной собственности на землю являются земельные участки (но не их части), причем ст. 129 (ч. 3) ГК РФ предусмотрено, что земля и иные природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. ЗК РФ выводит или ограничивает определенные земельные участки в гражданском обороте. Так, полностью изъяты из оборота и не подлежат передаче в частную собственность земельные участки, занятые следующими федеральными объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования и т.д.

К числу ограниченных в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного и водного фонда, занятые особо ценными объектами культурного наследия, предоставленные для нужд связи, загрязненные опасными отходами, предоставленные для нужд организаций транспорта и другие (ст. 27 ЗК РФ).

При этом если размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соответствующих земель из оборота, то за прекращением (ликвидацией) этих объектов в установленном порядке должно следовать снятие запрета на оборот земельных участков.[5]

Все права и обязанности собственников земельных участков можно подразделить на две группы: имеющие общий и специальный характер. Общие права распространяются на все категории земель; специальные права актуальны только для одной категории земель (в основном земель поселений или земель сельскохозяйственного назначения).

К числу таких прав, имеющих общий характер, относится, во-первых, право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что горное законодательство не предусматривает право собственности граждан и юридических лиц – собственников земельных участков на недра. Перечни же общераспространенных полезных ископаемых утверждаются персонально по каждому субъекту РФ совместным распоряжением МПР России и органа исполнительной власти субъекта РФ. Такие перечни утверждены по Пензенской, Самарской областям, Республике Бурятия и многим другим субъектам РФ. В них вошли галька, гравий, мел, песок и т.д.

Пользование общераспространенными полезными ископаемыми осуществляется бесплатно, если собственник их использует для собственных (не предпринимательских) нужд.[6]

Водные объекты, расположенные в границах земельного участка собственника, не всегда будут находиться в его собственности. Согласно ст. 40 ВК РФ, в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы). Порядок отнесения водоемов к обособленным водным объектам (замкнутым водоемам) определяется Правительством РФ. Ввиду отсутствия соответствующего правового акта, реализация данного права собственников земельных участков затруднена.

Во-вторых, ГК РФ и ЗК РФ предусматривают, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это означает, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. ЗК РФ определяет возможность передачи земельного участка собственником в аренду (ст.22), безвозмездное срочное пользование (ст.24), куплю-продажу и мену земельного участка (ст.37), а также определяет перечень земельных участков, изъятых либо ограниченных в обороте (ст.27).

В числе прав собственников земельных участков, имеющих специальный характер, то есть распространяющихся только на отдельные категории земель, следует отнести, во-первых, право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных объектов недвижимости в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Данное право собственника наиболее наглядно проявляется в рамках категории земель поселений. Конкретные параметры объекта недвижимости, который собственник желает возвести на своем участке, определяются градостроительными регламентами, устанавливаемыми для каждой территориальной зоны и входящих составной частью в правила землепользования и застройки – муниципального правового акта.

В ходе строительства обязательно соблюдение экологических нормативов, требований в области охраны окружающей среды в части размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Данные требования могут носить общий или специальный характер (например, в водоохранных зонах или границах ООПТ). Общие экологические требования к разным стадиям постройки и эксплуатации достроенных объектов сформулированы ст.34-39 Закона об охране окружающей среды. Кроме того, в ходе строительства необходимо соблюдение санитарных правил и норм (СанПиНов), строительных норм и правил (СНиПов) и ряда иных обязательных к исполнению документов, которые будут действовать вплоть до вступления в силу технических регламентов.

Во-вторых, собственник вправе проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Данные права ориентированы, главным образом, на земли сельскохозяйственного назначения. Например, мелиорация земель - это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, химических, противоэрозионных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий, под которыми понимается проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

Как отмечается в п.2 ст.40 ЗК РФ, собственник участка имеет право на многолетние насаждения (древестно-кустарниковую растительность), произрастающие на его участке, а также на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Остается непонятным, как частный собственник земельного участка сможет передать его в постоянное (бессрочное) пользование либо пожизненное наследуемое владение, если ст.20-21 ЗК РФ ему это прямо запрещают? Если же законодатель подразумевал публичного собственника (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), то такой вывод из контекста данной статьи никак не следует, тем более что публично-правовые образования не занимаются хозяйствованием на земле.

Существующая система обязанностей собственников земельных участков, предусмотренная ст.42 ЗК РФ, направлена на реализацию положений ст.36 и ст.58 Конституции России. Предусмотренные ею обязанности собственников земельных участков достаточно четко классифицируются в две группы. В первую группу входят обязанности по надлежащему использованию земельных участков, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д. Последнюю обязанность мы обнаружим продублированной в подпункте 2 п.1 ст. 40 ЗК РФ, что оставляет открытым вопрос о том, право это или обязанность – использовать земельный участок в соответствии с градостроительными регламентами и с соблюдением экологических и иных правил?

Во вторую группу входят обязанности по охране земель как природного объекта и составной части окружающей среды. Базовой нормой выступает п.1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды, согласно которому лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и иного вредного воздействия обязаны возместить его в полном объеме. Этот закон включает также ряд норм об экологических требованиях на различных стадиях строительства; об охране особо охраняемых природных территорий, охране зеленых зон на землях поселений и т.д. В данную группу войдут и обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, а также не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Эти обязанности корреспондируют положениям ст. 13 ЗК РФ. Отдельные землеохранные требования мы обнаружим при анализе лесного, водного, горного и иного природоресурсового законодательства.

 

Право частной собственности на земельные участки может приобретаться в силу разных гражданско-правовых и земельно-правовых оснований. При этом представляется необходимым различение терминов «приобретение» и «возникновение» права собственности на землю. Когда мы говорим о возникновении права собственности, речь идет о появлении права собственности у государства. Так, в ст. 17 ЗК РФ упоминаются земельные участки, право собственности на которые возникло у Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю.

Приобретение земельного участка означает появление права собственности у государства или иных субъектов по основаниям, предусмотренным законом (ст. 8 ГК РФ). На возможность приобретения Российской Федерацией земельных участков по гражданско-правовым основаниям указывает ст. 17 ЗК РФ. Аналогичный термин используется и в других статьях ЗК РФ, например, когда речь идет о праве граждан – владельцев и пользователей земельных участков приобрести их в частную собственность.

Классификация оснований приобретения земельных участков в частную собственность уже неоднократно производилась в научной литературе. Как отмечалось, наиболее распространенными являются, во-первых, договора и иные сделки, а, во-вторых, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Последняя группа оснований иногда называется административно-правовым способом (порядком) приобретения права частной собственности на землю, поскольку при данном способе приобретения права частной собственности на землю одной из сторон правоотношения обязательно является государственный орган или орган местного самоуправления. Административно-правовой порядок заключается в передаче компетентным органом в частную собственность из государственной или муниципальной собственности земельных участков посредством первичного предоставления либо переоформления прав на землю.

Таким компетентным органом может быть орган местного самоуправления в случае предоставления муниципальных земель, орган государственной власти субъекта РФ (если участок в собственности субъекта РФ) или орган государственной власти РФ (если участок в федеральной собственности).

Отличие процедуры «предоставления земельного участка» от процедуры «переоформления прав на земельный участок» заключаются в следующем. При предоставлении земельного участка право собственности на него у граждан и юридических лиц возникает впервые за плату или бесплатно. Как правило, предоставление земельного участка осуществляется по итогам аукционов или конкурсов. Процедура переоформления прав на земельный участок применяется в случае, когда граждане имеют на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения (юридические лица – на праве постоянного бессрочного пользования) земельные участки, однако желают приобрести их в собственность. При этом для граждан переоформление прав на землю осуществляется бесплатно и по желанию, а для большинства юридических лиц – обязательно и за плату.

Правила о приватизации (переоформлении) земельных участков распространяются не только на граждан, имеющих все необходимые документы о праве землепользования, но и на граждан, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, которые были ими приобретены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР», но не были надлежаще оформлены и зарегистрированы. Они также вправе зарегистрировать право собственности на эти земельные участки (п.4 ст.3 Вводного закона). Как следует из п.3 ст.3 Вводного закона, приватизация земельных участков, которые используются гражданами на титуле землепользования, сроком не ограничивается.

Для осуществления обеих процедур необходимо наличие следующих юридических фактов. Во-первых, необходима подача заявления заинтересованным лицом и принятие решения (постановления) компетентного органа о передаче земельного участка в собственность; во-вторых, должен быть осуществлен отвод земель на местности и, в-третьих, право собственности должно быть зарегистрировано органами юстиции.

Существует две основных разновидности административно-правового порядка приобретения права частной собственности граждан на землю: переоформление права землепользования (землевладения) участком и предоставление впервые земельного участка. Рассмотрим данные основания.

Согласно ст. 20-21 ЗК РФ, граждане, которым земельные участки принадлежат на праве землевладения или землепользования вправе однократно бесплатно приобрести в собственность такой участок. При этом взимание дополнительных сумм, помимо сборов, предусмотренных федеральными законами, запрещено (например, Законом о государственной регистрации прав на недвижимость предусмотрено взимание платежей за регистрацию права собственности). Таким образом, если у гражданина оказалось три участка на праве пользования или владения (на одном расположен жилой дом, другой используется для огородничества, третий для ведения дачного хозяйства), то получить в собственность бесплатно он может только один из трех.

Для описания процедуры переоформления прав на землю часто используется термин «приватизация», поскольку имеет место передача имущества (земельного участка), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан. Однако, как отмечалось некоторыми авторами, в соответствии со ст. 217 ГК РФ приватизацией является такая передача имущества, которая производится по законам о приватизации государственного или муниципального имущества, поэтому в данном случае говорить о «приватизации» юридически неточно. Так, в начале аграрной реформы, когда производилась фактически приватизация земель колхозов и совхозов, законы того времени о приватизации на этот процесс не распространялись, в связи с чем, он регулировался нормативными актами о реформировании сельскохозяйственных предприятий.[7]

Значительные проблемы и массовые судебные споры вызывает толкование нормы о размере приватизируемого (переоформляемого) земельного участка гражданином. Органы местного самоуправления, на которые возложена обязанность принимать решения о предоставлении гражданину земельного участка бесплатно в собственность, склонны считать, что размер переоформляемого участка ограничен предельными (максимальными) размерами, установленными ст. 33 ЗК РФ. Между тем, данные нормы устанавливают предельные размеры земельных участков при предоставлении их впервые. Следовательно, при перерегистрации земельных участков граждан, находящихся в их пожизненном наследуемом владении (постоянном бессрочном пользовании), право собственности должно приобретаться на весь участок независимо от его размера. Данная норма и такое ее толкование вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ по следующему делу.

Гражданка Т.В. Близинская, проживая в поселке Косино города Москвы в жилом доме, расположенном на принадлежащем ей на праве землепользования участке площадью 0,2291 га, обратилась в префектуру с заявлением о переоформлении прав на землю. В результате проведения данной процедуры за Т.В. Близинской было закреплено право пожизненного наследуемого владения на 0,06 гектара, в отношении остальной части участка ей было предложено оформить договор аренды сроком на 49 лет. Преображенский межмуниципальный суд города Москвы, куда Т.В. Близинская обратилась с иском о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в полном размере, решением от 9 сентября 1997 года в удовлетворении ее требований отказал.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.В. Близинская оспаривала конституционность ч.2 ст. 16 Закона города Москвы от 16 июля 1999 г. «Об основах платного землепользования в городе Москве» (в ред. от 29 сентября 1999 г.). Как отметил Конституционный Суд РФ, ч.2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию определенности правовой нормы: она допускает распространение понятия «предоставление земельного участка» как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в принадлежащих им на праве собственности домах, которые расположены на этих земельных участках. Отсутствие разграничения институтов предоставления земли и изменения титула прав на земельные участки для уже реально владеющих ими граждан на практике приводит к тому, что вопрос о размерах землевладения решается произвольно.

Неопределенность нормы позволяет органам исполнительной власти квалифицировать переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление и в результате по собственному усмотрению определять, в каком размере он подлежит передаче в пожизненное наследуемое владение (в деле заявительницы это привело к значительному его уменьшению), что создает возможность для злоупотреблений, порождает противоречивую правоприменительную практику и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом.

В результате рассмотрения жалобы, Конституционный Суд постановил признать положение части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не соответствующим Конституции Российской Федерации, чем создал уникальный прецедент.[8]

Конечно, судебный прецедент не является в России источником права, но акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, равно как и решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными. Поэтому данная правовая позиция Конституционного Суда способна оказать огромное воздействие на нормотворчество субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также на правильное применение норм материального права судами общей юрисдикции при рассмотрении соответствующих категорий дел.

Сам же механизм приватизации земельного участка (переоформления прав на землю) гражданами выглядит следующим образом (переоформлению прав на землю юридических лиц посвящена ст.3 Вводного закона). Согласно п. 3 ст. 28 ЗК РФ для переоформления земельного участка в собственность граждане должны подать заявление в соответствующий орган местного самоуправления по месту нахождения участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления. Однако кадастровый учет всех земельных участков еще далек от завершения. Соответственно, нельзя предоставить в собственность гражданину участок без четких границ, привязанных к местности. Поэтому при отсутствии чертежа границ участка соответствующий территориальный орган федерального агентства кадастра объектов недвижимости в месячный срок после подачи заявления гражданина по поручению органа местного самоуправления производит за плату установление и оформление границ земельного участка (землеустроительное дело)

После предоставления проекта границ земельного участка, копии решения о выделении участка в пользование, оригинала и копии поэтажного плана строения, иных необходимых документов, орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка гражданам и направляет им копию решения с приложением проекта его границ. Право частной собственности на землю, возникшее на основе решения органа местного самоуправления, подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

Следует иметь в виду, что ЗК РФ содержит лишь общие положения о возможности и порядке приватизации земельных участков гражданами, которые могут конкретизироваться в других нормативных правовых актах применительно к конкретным видам землепользования. Например, особенности процедуры приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков указаны в ст. 28 Закона о садоводческих и дачных объединениях, а особенности приватизации земельных участков, принадлежащих фермерам - в п.7 ст.10 Закона об обороте земель. Как следует из данной нормы, приобретение фермерами права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Вводным законом. Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Порядок оформления прав на земельные участки, расположенные под гаражами, садовые и приусадебные земельные участки на практике вызывает ряд сложностей у граждан. Для передачи указанных земельных участков в собственность или аренду гражданам необходимо обращаться в федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бюро технической инвентаризации и другие соответствующие организации. Указанные организации предоставляют свои услуги за плату, причем размеры этих тарифов зачастую экономически не обоснованы. В результате сумма, которая уплачивается гражданами за оформление прав на земельный участок, нередко превышает сумму, которая может быть получена от продажи этого участка.

Второй разновидностью административно-правового порядка приобретения права частной собственности на землю является предоставление земельного участка впервые за плату или бесплатно. Последняя возможность прямо вытекает из п.2 ст.28 ЗК РФ, согласно которому предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление им земельных участков в собственность может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков впервые за плату может осуществляться либо для строительства, либо для целей, не связанных со строительством. В случае предоставления земельного участка для строительства в собственность граждан, обязательным является проведение торгов, с победителем которых заключается договор купли-продажи земельного участка. В случае предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, торги не проводятся, а договор купли-продажи заключается с гражданином (юридическим лицом) в порядке ст. 34 ЗК РФ. Однако данные процедуры несколько выходят за рамки административно-правового способа приобретения права частной собственности на землю, поскольку в числе оснований выступают акт и/или договор купли-продажи, в связи с чем, будут нами рассмотрены в лекции о сделках с земельными участками.

Наконец, отдельной и весьма дискуссионной проблемой является наличие (отсутствие) возможности приобретения права частной собственности на землю в силу приобретательной давности. Под ней понимается возможность гражданина или юридического лица, не являющегося собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющего как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, либо движимым имуществом в течение 5 лет, претендовать на приобретение права собственности на это имущество.

В научной литературе, посвященной данной проблеме, высказаны принципиально разные мнения. Так, Н.А. Сыродоев, В.П. Драчук, В. Казанцев и ряд других авторов полагают, что институт приобретательной давности может распространяться и на земельные участки. По мнению А.К. Голиченкова, О.М. Козырь и ряда других исследователей по данному основанию право собственности не приобретается. Последняя позиция заслуживает внимания и поддержки по следующим основаниям.

Вышеупомянутые признаки приобретательной давности добросовестность и владение участком «как своим» не могут распространяться на земельные участки как минимум по четырем причинам. Во-первых, как советское, так и российское земельное законодательство отрицает существование бесхозяйных земельных участков. В дореформенный период провозглашалось право исключительной государственной собственности на землю; в п. 2 ст. 214 ГК РФ сформулирована аналогичная норма: «земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью». При этом до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Во-вторых, как по советскому, так и по российскому законодательству предусматривается административная (а по старому УК РСФСР предусматривалась даже уголовная) ответственность за самовольный захват земельного участка, т.е. за использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды. Следовательно, лицо не может владеть земельным участком добросовестно, поскольку завладело им в результате правонарушения. В данной ситуации всегда существует потенциальный или реальный собственник (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование), внесенный (или подлежащий внесению после окончания процедуры разграничения прав на землю) в документы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

В-третьих, в дореформенный период предусматривалось два вида прав граждан и юридических лиц на земельные участки – постоянное и временное пользование. Право собственности на землю граждан и юридических лиц впервые было предусмотрено только в конце 1990 г. и реально могло возникнуть только после 1 января 1991 г. Следовательно, именно с этого момента возникает возможность владения участком «как своим», а потому лишь с 1 января 2006 году можно говорить об истечении пятнадцатилетнего срока. При этом обратим внимание на то, что течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (п. 4 ст. 234 ГК РФ).

В отношении последнего обстоятельства представляется возможным толкование признака «владение земельным участком как своим собственным» как право на защиту владения от неправомерных посягательств третьих лиц. В этой связи понятно разъяснение Конституционного Суда РФ о распространении государственной защиты, предусмотренной ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, на лиц, имеющих участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, которые являются для землепользователей «своим» имуществом. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что государственная защита распространяется на законных пользователей и владельцев в том же объеме, что и на собственников.[9]

Думается, что аналогичная защита предоставляется и владельцам земельного участка в период течения срока приобретательной давности (кроме случаев защиты от требований собственника). Однако правовую позицию Конституционного Суда РФ в части признания земельных участков, принадлежащих на праве пользования и владения гражданам «своим имуществом», и фактически выставлением знака равенства между абсолютным и ограниченным вещными правами, нельзя признать правильной.

В-четвертых, возможность пользоваться имуществом «как своим» предполагает, что соответствующее имущество не изъято и не ограничено в обороте. Между тем, существует перечень видов земельных участков, которые либо не могут вообще находиться в собственности физического или юридического лица, либо для пользования которым необходимо специальное разрешение (ст. 27 ЗК РФ).

Поэтому представляется необоснованным применительно к спорам по поводу земельных участков п. 17 разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Пленум, в частности, разъяснил, что право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. Но для удовлетворения какого публичного или иного интереса следует допускать возможность приобретения права собственности на участок недобросовестным владельцем? Почему при конфликте интересов законного собственника (государства) и лица, претендующего на приобретение права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, приоритет не должен отдаваться интересам собственника (особенно учитывая провозглашенное Конституцией равенство всех форм собственности).

ЗК РФ не содержит норм, допускающих или запрещающих приобретение права частной собственности на землю в силу приобретательной давности, оставляя данную проблему для научных дискуссий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право государственной и муниципальной собственности на землю | Прекращение права частной собственности на земельные участки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.