Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка производственной программы предприятия




Лекция 30. Разработка производственной программы и бизнес-плана

Методы планирования

 

При разработке планов деятельности предприятий используются разные методы: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графико-аналитический, программно-целевой и др.

Балансовый метод увязывает потребности в ресурсах с источниками их покрытия: программу производства продукции с производственной мощностью, трудоемкость изготовления продукции с численностью работающих и т.д. Предусматривает составление различных балансов (материальных, производственных мощностей, полуфабрикатов, трудовых ресурсов и рабочих мест, балансов доходов и расходов предприятия).

Нормативный метод означает использование в качестве важнейшего инструмента планирования систему норм и нормативов. Одни из них устанавливаются федеральными органами управления (например, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, нормы амортизации, нормы отчислений от прибыли в бюджет). Другие – органами исполнительной власти субъекта Федерации (тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, ставки арендной платы на землю, налога на имущество). Ряд нормативов разрабатывается самими предприятиями на основе изучения передового опыта в целях рационализации затрат.

Программно-целевой метод увязывает частные планируемые задачи и мероприятия с нацеленностью на достижение необходимого результата. Этот метод предназначен для разработки сложных научно-технических программ развития, экологических программ, финансовых программ и программ антикризисного управления, т.е. исходя из стратегических целей развития предприятия.

Экономико-математический метод дает возможность многовариантного анализа деятельности предприятия и выбора наилучшего планового решения (выбора оптимальной партии выпуска продукции, закрепления ассортимента выпускаемой продукции за оборудованием, оптимизации транспортных потоков).

Графо-аналитический метод устанавливает в наглядной графической форме тенденции в изменении объемных показателей, а также качественных (фондоотдача, производительность труда, материалоемкость) показателей и позволяет оценить общий характер результатов работы. Разновидностью графо-аналитических методов является сетевое планирование, координирующее в пространстве и времени управление сложными производственными процессами.

 

 

 

Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы.

Производственная программа (план производства и реализации продукции) - это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах.

В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции. Производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.

3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.

4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная, валовая и чистая продукция.

5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.

6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.

Поскольку общество заинтересовано в получении от предприятий изделий определенного рода, типа, размера и надлежащего качества, то планирование объемов производства начинается с определения номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном выражении.

Номенклатура продукции это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Предприятия как правило разрабатывают производственную программу по расширенному ассортименту.

Ассортимент - разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.

Точное установление наименований и размеров выпуска каждого конкретного изделия необходимо и для самого предприятия, так как без этого нельзя проектировать технологический процесс, определить производственную мощность, установить нормы трудоемкости и т.д.

Задания в натуральном выражении устанавливаются в различных единицах измерения – в тоннах, в штуках, погонные метры, и т.д., а также используются условно-натуральные единицы измерения (например, условные банки). В ряде случаев объем производства определяется в единицах трудоемкости (нормо-часы).

На основе планов производства продукции в натуральном выражении определяются объемы продукции в стоимостном выражении по показателям товарной, валовой, реализованной продукции.

Товарная продукция является основным показателем производственной программы и служит базой для расчета валовой, реализованной и чистой продукции.

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, работ и услуг, предназначенных к отпуску за пределы предприятия в планируемом периоде, а также для собственных нужд..

Реализованная продукция это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).

Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле:

,

где — объем реализованной продукции по плану, руб.;

— объем товарной продукции по плану, руб.;

— остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб.;

— остатки нереализованной продукции на конец планового периода, руб.

Объем реализованной продукции рассчитывается в действующих ценах и используется для определения полной себестоимости ее и прибыли от реализации.

Валовая продукция — это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период.

Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода и рассчитывается по формуле:

,

где – объем валовой продукции по плану, руб.;

– объем незавершенного производства на начало планового периода, руб.;

– объем незавершенного производства на конец планового периода, руб.

Незавершенное производство незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.

Валовая продукция применяется для учета и планирования затрат на производство, для определения потребности в материальных ресурсах, численности работников.

Для всех трех показателей объема продукции характерно то, что они определяются в ценах, включающих в себя наряду с вновь созданной стоимостью перенесенную стоимость средств производства (основных и оборотных фондов). Чем больше материалоемкость изделий, тем при прочих равных условиях выше его цена и, следовательно, выше объем производства в стоимостном выражении. С целью устранения этого недостатка предприятия рассчитывают показатель чистой продукции.

Чистая продукция — стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства составляет произведенный национальный доход.

Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов по формуле:

,

где – объем чистой продукции, руб.

– материальные затраты на производство продукции;

– сумма начисленной амортизации.

Чистая продукция выражает результаты собственных усилий коллективов, устраняет заинтересованность в увеличении материалоемкости продукции, исключает повторный ее счет и позволяет более объективно оценивать деятельность организаций.

Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Задача оптимального планирования заключается в поиске такого варианта плана, который при использовании имеющихся ресурсов обеспечивает максимум результата либо минимум затрат. Оптимальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по принятому критерию.

Важнейшим этапом разработки производственной программы предприятия является обоснование планируемых объемов выпуска продукции производственной мощностью. Производственная программа разрабатывается в три этапа.

Первый этап -определение максимально возможного объема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации «узких мест» и недостатков в организации производства.

Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции.

Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап - разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия.

Исходной и завершающей стадией разработки производственной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.