Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная эстетика и искусство

Термин «antiques» по латыни означает «древний». Понятие «Античная культура» возникло в Италии в эпоху Ренессанса и относится к культуре Древней Греции (II тыс. до н.э.-I век до н.э.) и Древнего Рима (I тыс. до н. э.- V век н.э.), и эпохе эллинизма (распространение греческой культуры в Египте и Ближнем Востоке после походов Александра Македонского). Античность внесла весомый вклад в формирование европейской культуры.

Основные категории древнегреческой эстетики:

Древние греки воспринимали действительное и гармоническое отношение между частями и целым, человеком и божеством, природой и обществом. Эти представления отразились в архитектурном и скульптурном канонах, метрических соотношениях между частями, между частью и целым, в которых были заложены принципы «золотого сечения», как закона красоты. Общего понятия «искусство» в Др. Греции не было, но искусства процветали.

Понятие технэ означало «ремесло», искусство, творчество, основанное на «истинном разуме»; «знание сущности вещей» (как считал Аристотель). С появлением искусства др. греки связывали богов Аполлона и Диониса. Танец существует в единстве с музыкой и поэзией, доминируя в этом содружестве; слово хор («chorus») означало первоначально коллективный танец (точнее, хоровод с пением), а не только коллективное пение, как сейчас).

Пайдейя (от греч. - «ребенок») - образование и воспитание детей; в более широком смысле - общее образование, гармоничное духовное и физическое развитие личности. Аристотель противопоставлял пайдейе занятия ручным трудом и считал, что пайдейя - занятия, пользующиеся уважением в обществе (в отличие oт физического ручного труда).

Катарсис (от греч. - очищение) - очищение души, возникновение сильных чувств под впечатлением танца, музыки, театра (прежде всего, трагедии), сострадание, сопереживание - эмоциональная «разрядка». Катарсис рассматривался как очищение человеческих страстей от крайностей, обретение «золотой середины», гармонии. Искусство выступает как средство смягчения и успокоения чувств, в этом сущность понятия «катарсис» для древних греков. Так,римский ученыйКвинтиллиан писал: «Жертвы в честь Диониса (...) имели своё оправдание, ибо исполнявшиеся при этом танцы и песни приносили успокоение».

Мимезис (от греч. - «подражание») - основной принцип творчества художника в период античности. Поначалу термин применялся к искусству танца; мимезисом называли выражение чувств в движении, звуках и словах, мимику и танцы жрецов. Позднее понятием «мимезис» стали обозначать искусство актера, основанное на подражании (не копировании, а сопоставлении; выбор прекрасных частей с целью воссоздания прекрасного целого). Сущность мимезиса понимали как подражание животным (напр., пение человека как подражание пению птиц), подражание гармонии небесных сфер и пр. Подражание не единичному и случайному, а сущностному, традиционному и общепризнанному, проникновение в сущность, мимезис как «подражание природе» (у Аристотеля).

Калокагатия – синтез прекрасного и доброго, была высшим воплощением красоты и нравственности у др. греков.

Прекрасное обладало для др. греков таким качеством, как всеобщность: то, что прекрасно для одного - прекрасно и для всех; то, что прекрасно в одной вещи - прекрасно и в любой другой. Проблема сущности «прекрасного» волновала мыслителей античности. Так, она была предметом беседы философа Сократа и софиста Гиппия (диалог Платона «Гиппий Больший»). Прекрасная девушка, прекрасная лира, прекрасная кобылица - таковы некоторые из проявлений «прекрасного», обсуждаемые в беседе. Говорится об относительности этого понятия: самая прекрасная обезьяна безобразна, если сравнивать ее с девушкой, а прекрасная девушка - безобразна в сопоставлении с богиней. Предпринимается попытка отметить и утилитарный аспект «прекрасного»: «Прекрасно то, что соответствует своему назначению». «Прекрасное - трудно», - заключает в конце беседы Сократ.

Разработка математических основ искусства. Пифагор (ок. 570 - 500 гг. до н. э.) открыл математические закономерности в музыке; он - основоположник музыкальной акустики. Пифагор придавал мистический характер учению о числах: «все в мире есть число», писал о мировой гармонии (музыке небесных сфер). Пифагор определил и соотношение «золотого сечения», как соотношение 8,13:5. Известная теорема Пифагора приписывается ему потому, что его школа доказала точность её общей формулировки. Для измерения музыкальных интервалов (и в связи с изучением «золотого сечения») Пифагор изобрел монохорд, по единственной струне которого ударяли молоточком, который явился далеким предвестником фортепиано. Пифагор и его ученики выделили 10 пар так наз. бинарных оппозиций - противоположных категорий, соединение которых, по их мнению, определяет возникновение и поддержание гармонии и порядка в мире: «предел - бесконечное», «одно - множество», «мужское - женское», «прямое - кривое», «доброе - злое», «нечетное - четное», «правое - левое», «покоящееся - движущееся», «свет - тьма», «квадратное – продоговатое – четырёхугольное.

Отметим, что без математических расчетов, в 1-2 вв. до н.э. грек Ктесбий из Александрии (Египет эпохи эллинизма) вряд ли смог создать первый в мире многоголосный орган (гидравлос).

Цель искусства. Греческое слово «мусичный» (ведь 9 муз, посвятили себя искусству и наукам) означало «образованный». Др. греки считали, что «с детства человек обязан заниматься спортом, чтобы закалить свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу»; и каждый свободный грек должен был уметь играть на кифаре, лире или авлосе. В Др. Греции возникла и буквенная система записи мелодий песен. Одни из философов полагали, что искусство, во-первых, полезно, так как увековечивает человеческие деяния, спасая от забвения; во-вторых, приносит удовольствие, служит очищению души (катарсис). Но философы-софисты (V - IV вв. до н.э.) считали по-другому - художественная деятельность утилитарна, лишена пользы и цель ее - только доставить удовольствие.

ПОЭЗИЯ.

В IX до н.э. Гомер – певец-рапсод сочинил «Илиаду» на основе народных преданий о Троянской войне, и «Одиссею» - о странствованиях Одиссея после Троянской войны и его прибытию на о. Итака, где был царем. Они передавались устно и были записаны спустя 300 лет, когда у греков развилась письменность. Гесиод певец-рапсод VIII в. до н.э. – воспел радость мирного труда свободного землепашца в поэме «Труды и дни», в поэме «Теогония» упорядочил мифологическую генеалогию греческих богов.

Позднее появляется лирика. Особое место в искусстве поэзии занимала мелическая лирика (или мелика). Эти произведения - пение, сопровождаемое игрой на лире или кифаре. Возникновение мелики греки связывали с Аполлоном. Так, легендарный музыкант древности Орфей был сыном Аполлона и музы Каллиопы. По мифу, лира Орфея была выброшена морской волной на берег острова Лесбос, где и появились первые произведения мелической лирики (у Терпандра Лесбоского). Постепенно др. греческая лирика разделилась на два основных жанра:

1. Декламационная лирика (элегия, ямб). Поэты Солон, Архилох, Тиртей, Феогнид, Симонид.

2. Песенная лирика – мелос. Основателем считался Терпандр. Она разделилась на сольную лирику (Алкей, Ивик, Сапфо, Анакреонт, Стесихор) и хоровую лирику (Алкман, Пиндар, Симонид Кеосский).

Сафо - греческая поэтесса (6 в. до н.э.), жившая на острове Лесбос. Родоначальница любовной лирики. Полюбила юношу Феона, но, не встретив взаимности, бросилась со скалы в море.

ТЕАТР

ТЕАТР у древних греков был всенародным зрелищем. Первая трагедия поставлена в 534 г. до н.э. Феспидом Афинским. Позднее творили Эсхил («Прометей прикованный»), Еврипид, Софокл.

Комос – поначалу означало народное гуляние с ряжеными. Леней (праздник, отмечавшийся в январе) дал начало комедии (первая была поставлена в 488 г. до н.э. Аристофана называют отцом комедии. Среди других, известна и его комедия «Облака», в которой он высмеивал в лице Сократа философов, за их дискуссии об истине.

На горе Парнас (в Средней Греции) раз в два года проводились Дионисийские празднества, сопровождавшиеся буйным весельем и разгулом страстей. Культ Диониса сохранялся и в средневековье, до Ренессанса, и очевидно, слился с традиционными весенними карнавалами, распространенными в Италии и др. западных странах.

Дионисийские праздники сопровождались пением и игрой на авлосе (духовой инструмент из 2-х соединенных вместе трубок) и ударных инструментах. Ведущий жанр дифирамб - хвалебная песня в честь Диониса. Это была стремительная по темпу, страстная музыка, основанная на резких, пронзительных созвучиях.

Малые (сельские) Дионисии сопровождались представлениями бродячих актёров. Праздники в честь Диониса послужили источником для возникновения античного театра. Великие (городские) Дионисии (весенний праздник, проводился в течение шести дней в марте-апреле) сопровождались состязанием драматургов (три автора показывали каждый три трагедии и сатировскую драму. Сюжеты древнегреческой трагедии основаны на мифах из жизни богов.

СКУЛЬПТУРА.

Развитие искусства скульптуры связано с политеизмом. Изображения богов были антропоморфны. Если божественное - жизнь, не подверженная смерти, то изображение бога - это идеальное, пропорциональное и гармоничное изображение человека, доведённое до совершенства. Скульпторы не стремились к передаче индивидуальности, а создавали обобщённый характер, симметрию, геометризм форм. Доминанта фронтального изображения, схематизм, исключавший всякую экспрессию, характерные черты ранней древнегреческой пластики (вплоть до V в. до н. э.). Индивидуализация характеров возникла позже, в светских скульптурных портретах у римлян.

К классическому периоду (с V в. до н. э.), в эпоху расцвета греческой демократии появилась почва для возникновения образа человека, совершенного и физически, и духовно, а представления о богах стало ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке. Существовал культ красивого и здорового тела, что мы видим в скульптурных изображениях богов (Аполлон Бельведерский, Венера Мелосская и др.).

АРХИТЕКТУРА.

VIII - VI вв. до н.э. - время возникновения др. греческой архитектуры. Некоторые ее элементы были заимствованы из Египта (колонна, колоннада), другие - с севера Балкан - двускатная крыша храмов, но в целом античное зодчество оригинально. В VI в. до н. э. мрамор стал основным строительным материалом у др. греков. Планировка греческого города была проста: Акрополь («верхний, укреплённый город») – местонахождение храмов, общественных зданий и святилищ; агора - центр торговой и общественной жизни; aсту - нижний город, где проживали ремесленники, торговцы и крестьяне.

Греки стремились к архитектурному единству, простоте и гармонии. Описание Родоса, построенного по проекту Гипподама Милетского: «Жилища были равной и построены в одном и том же архитектурном стиле, (...) будто весь город образует единое целое. Широкие улицы его во всех направлениях (...). В какую бы сторону ни обращался взгляд, повсюду перед ним открывается красивый вид, части города сливались воедино» (так писал Псевдо-Аристид). Когда население города превышало установленное количество, часть жителей переселялось на другое место. Так основывались новые города – колонии в Италии и др. местах на берегах Средиземного и Черного морей, где среди местного населения распространялась греческая культура и искусство.

Храмы богов (особое распространение получил периптер — храм, со всех окружённый колоннами), покрытые полихромной штукатуркой; Театры создавались под открытым небом, и имели форму вытянутой подковы, с поднимающимся рядами вверх каменными сидениями (что-то подобное в современном цирке). Арены, гипподромы - сооружения для гимнастических состязаний строились вокруг вытянутых площадок, напоминающие современные стадионы; гимнасии и палестры, для занятий спортом - это открытые площадки в окружении колонн.

Каноны сооружений известны благодаря римскому зодчему Витувию, написавшего в I в. до н.э. трактат по архитектуре. Различия в пропорции архитектурных зданий Витрувий делит на 3 класса или ордера. Ордер (от греч. «строй», «порядок») - соотношения несущих (фундамент, опоры, колонны, смены); несомых (крыша, перекрытия и т.д.) частей здания. Ордера различаются архитектурными элементами, особенностями декора, пропорциями, временем появления, местом распространения. Названия даны в связи с обозначением греческого племени, впервые использовавшего данную конструктивную систему, или местом возникновения.

Дорический ордер - VIII - VII вв. до н.э. (дорийцы - название племени). Дорический - самый простой и грубый ордер: колонна не имеет базы, декорировка минимальнa. Производит общее впечатление суровое и мощное. У др. греков пропорции дорического ордера ассоциировались с пропорциями мужской фигуры.

Ионический ордер - VI в. до н.э. (ионийцы - название племени). Ионический возник в Малой Азии. Более стройная по пропорциям колонна, ствол украшен продольными желобками (каннелюрами, сплошной фриз (зофор) выполняется скульптурным рельефом. Главная особенность - кaпитель (верхняя часть колонны) в виде двух завитков – волют. напоминающих рога барана, колонна покоится на плите (база колонны).

Коринфский ордер (V в. до н.э.) – судя по названию, появился в г. Коринф. Самый изысканный и нарядный ордер; капитель выглядит в виде корзины цветов.

Др. греки считали, что здание не подчиняется законам «привычного» видения; они вводили в постройку едва заметные отклонения от симметрии, прямизны линий, «одинаковости» в размерах колонн и расстояниях между ними и пр. Эти оптические поправки учитывали особенности зрительного восприятия и создают впечатление исключительной гармонии линий. Если формы египетских пирамид, напр., поражали массивностью, властно подчиняя себе окружающее пространство, то античные постройки соразмерны человеку. Избегая монументальности, они отличаются пропорциональностью, органично вписываются в окружающий ландшафт наравне с формами живой природы.

***

В сер. 2 в. до н.э. Македония и Греция были завоеваны Римом. Но поскольку более культурные и образованные греки издавна оказывали влияние на развитие римской культуры, и их влияние на развитие античного искусства только усилилось.

Меценат - друг Августа, покровитель литературного кружка, помогал материально поэтам. Имя его стало нарицательным, как покровителя искусств. Вергилий - римский поэт, живших в «золотой век» правления Августа Октавиана (1 в. н.э.), написавший «Энеиду» о странствованиях троянца Энея и восхвалявший императора, якобы его потомка. Из римских поэтов отметим Горация, Овидия - «Искусство любви», Апулея (2 в. н.э.) со знаменитым в древнем мире приключенческим романом «Золотой осел».

Проблемы эстетики отражены у Платона, Аристотеля и др. Последним античным философом, известным и трактатом о музыке, был Боэций, живший на закате античного мира. Ставшее гос. религией христианство утверждало новые эстетические ценности. Ликей, созданый Аристотелем в 335 г. до н.э. просуществовал до 529 г. н.э., и в этом году последние представители античной философии были изгнаны византийским императором в Персию.

Наиболее известным исследователем античной эстетики и философии стал советский ученый А.Ф. Лосев, создавший большое количество трудов, в основном изданных в конце его длинной и многотрудной жизни (1960-90 гг.)

Памятники античного искусства:

Древняя Греция:

1. Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э. Фидий - общее руководство, архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.

2. Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.

3. Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н.э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.

4. Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологич.музей, г. Афины.

5. Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н.э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан.

6. Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.

7. Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.). Трагедия «Прикованный Прометей».

8. Аристофан (ок. 446 - 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.

9. Софокл (496 - 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.

10. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

11. Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».

Древний Рим:

1. Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).

2. Арка Тита. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).

3. Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н.э.

4. Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.

5. Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.

6. Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.

7. Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.

8. Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки)

9. Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.

10. Луций Анней Сенека (14 - 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».

11. Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. - 19 г. н. э. Поэма «Энеида».

12. Поэты Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий - стихи.

13. Апулей. Золотой осел. II в. н.э.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстетика пифагорейцев | Периодизация развития искусства Древней Греции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.