Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация развития искусства Древней Греции

Критская культура (о. Крит) - II тыс. до н.э. - 1200 г. до н.э.;

Микенская (или ахейская) культура (г. Микены в материковой Греции) -18 век до н.э. - 12 век до н.э.;

Гомеровский период - 12 век до н.э. - 8 век до н.э.;

Архаический период - 7-6 вв. до н.э.;

Классический период - 5 век - середина 4 века до н. э.;

Эллинизм - 4 век до н. э. - 1 век до н. э.

*** Эллинизм - период распространения греческой культуры на Восток и Египет начавшийся с походов Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.); после распада этого государства и образования на его основе «эллинистических» и восточных государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н.э.). Понятие «эллинизм» ввел в 19 веке нем. историк И. Дройзен.

 

IV. ИСКУССТВО, ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ И ФУНЦИИ

Понятие «искусство» и его специфика.

Искусство - это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего. В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм творческой деятельности человека, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно - реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ - это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Социальные функции искусства. Искусство - явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность - художественный мир. Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства. Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

***

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "...имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты — относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И.Босх, А.Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 — 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И. Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист, писатель Д.Дидро).

Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" — низшей теории познания.

Для немецкого философа И. Канта эстетика — это "наука о чувственности вообще". Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Гегелем.

В XX веке проблемами искусства занимаются и такие современные науки, как социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства (Л.С.Выготский. Психология искусства). В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство — это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство — это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон... Искусство — это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство — это величайшие творения Даше и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство — то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах.

Мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В.Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве. Немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.

Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

Воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи (Иван-царевич), носители доброго начала (Зорро, супермэн). Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я — следователь, я — президент, я — суперполицейский, я — балерина и т.д.)- Кроме того, при включенности в мир художественных образов происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни.

В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) — механизм художественно-психологической компенсации более сложен. Все выходящие за рамки искусства аспекты эстетики подразделяются на два раздела: 1 ) практическая эстетика (эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т. д.), 2) техническая эстетика (теория дизайна).

 

ВИДЫ ИСКУССТВА.

Классификация искусств

Искусство существует в различных видах и формах, развитие которых зависит как от историко-временных факторов, так и художественных вкусов той или иной публики.

Обычно в классификации искусств выделяют: пространственные виды искусств (архитектура, изобразительное искусство и др.), временные (литература, музыка и др.), пространственно-временные (театр, кино и др.). Возможны другие классификации, например, выделяющие зрелищные и незрелищные виды искусств; вербальные и невербальные средства художественного языка; синтетические и синкретические виды искусств и т. д.

Появление и развитие технических средств воспроизведения звука, света, цвета и др. стимулировало возникновение новых жанров и видов искусства. Возникли не только споры относительно их статуса в классификации искусств, но часто - и непризнание за ними какой-либо художественной ценности. Так было в 1837-39 гг. XIX в. с появлением фотографии, которое не вытеснило живопись; в конце XIX в. - появление кино, которое не заменило театр. В ХХ в. получают большое развитие такие синкретические виды искусства и одновременно спорта, как танцы на льду и спортивные (бальные) танцы.

Еще больше проблем для «классификаторов» создает фигурное катание, художественная гимнастика и др. Звукозапись, видеозапись, телевидение, студийный и компьютерный монтаж создали новые возможности для распространения искусства. Телевидение создало специфические жанры и формы искусства - сериалы, теле-шоу, научно-популярные программы (например, о природе). Поэтому стоит определиться, что такое искусство, как форма художественного освоения мира человеком.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и др. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное искусство - через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, - сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

- из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов; - в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура);

- влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции: сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства; тяготения к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства - явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Развитие искусства характеризует не только традиции, но и новаторство, как принцип ее обновления. Новое в искусстве создается на базе предыдущих достижений. Без изобретения в XVI в. скрипки не было бы струнных концертов Вивальди, а без появления в XVIII в. симфонического оркестра и «венской классической школы» (Гайдн, Моцарт, Бетховен) не было бы симфоний и опер П.И. Чайковского, другой был и путь развития русской музыки.

Не всякое новаторство в искусстве становится культурной ценностью, таким оно становится, только приобретая общественное признание. Поэт востребован обществом, если его творчество вызывает отклик в душах людей, пробуждает ответные чувства у публики. Бывает, что произведения искусства не находят признания у современников. Но «большое видится на расстоянии», как сказал один русский поэт. Время их признания приходит, и последующие поколения воздают им должное.

Искусство ХХ в., расширило сферу своего потребления, создав разнообразные направления: от абстракционизма до поп-арта. Развитие «поп-арта» связано и с «технизацией» искусства.

Во второй пол. XX в. возникает поп-арт, где объектом искусства могут стать обычные бытовые предметы и их парадоксальные сочетания;

хеппенинг («происшествие») - оригинальная идея художника выражается непосредственно в действии, игре;

концептуальное искусство, цель которого - создание «художественных идей» (концептов) в сознании зрителя при помощи надписей, схем, графиков и пр.

С развитием дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, телевидения, моды, шоу-искусства произошли большие изменения в эстетических вкусах публики. Наступил расцвет жанров фантастики и детектива; триумф массовых зрелищ (кино, телевидение, эстрада, спорт и др.). Для «масс» предлагаются упрощенные, профессионально «сработанные» жанры: детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс, триллер и др., рассчитанные на то, чтобы человек меньше задумывался над собственной жизнью. Центром сюжета, как например, в TW-сериалах, становится «тайна».

 

V. СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ ИСКУССТВА:

«Ядром» художественной культуры является искусство (М.С. Каган). Художественная культура, как культурологическое понятие, относится к сфере социокультурной жизни, в которой происходит создание, хранение, оценка, распространение произведений искусства и предметов художественного творчества; обучение художников, артистов, музыкантов и др.

Понятие «художественная культура». Художественная культура - это относительно самостоятельная сфера культуры, специфический вид культуротворчества, охватывающий все области художественной деятельности человека - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и пр.

Структурами художественной культуры являются профессиональное и самодеятельное творчество, художественная критика, творческие организации, театры, филармонии, выставки, музеи, художественное образование, система сохранения культурного наследия и пр.

Художественную культуру создают художники-профессионалы и народные мастера. Каждый автор, вольно или невольно, испытывает влияние существующего в его эпоху мировоззрения, художественных вкусов, морали и пр. В художественных образах отражается мир человеческих чувств и актуальных в обществе идей. Поэтому произведения искусства становятся для следующих поколений (даже при гибели той или иной культуры) источником знаний о культурной жизни.

В молодежной субкультуре возникает собственный мир культурных ценностей, в котором главное значение играет мода: от одежды и украшений до фанатичного обожания популярных артистов, исполняющих шлягеры, хиты очередного сезона и т. п. (поп-культура), не сопоставимые с ценностями «классического» искусства, что говорит о весьма невысоком художественном вкусе данной категории слушателей и зрителей.

Понятие «культура» (как сокращение понятия «художественная культура» постоянно применяют в творческой деятельности, связанной с искусством - «деятель культуры» (артисты, художники, писатели и др.), «учреждения культуры» (театры, филармонии и др.), «культурные мероприятия» (концерты, спектакли и др.).

В масштабе отдельного общества, в зависимости от того, кто (субъект-носитель) создает и потребляет культуру, каков уровень ее развития, в ХХ в. различают такие формы худож. культуры - народную, церковно-религиозную, элитарную, массовую культуру и др.

 

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР

Обычно, оценивая достижения культуры той или иной страны, рассматривают элитарное («профессиональное») искусство. Значение народного («любительского») творчества часто недооценивается, и оно больше интересует этнографов и фольклористов.

Народная культура исторически изначальна - это практические знания этноса в области ведения хозяйства, медицины, воспитания детей, народная мораль, фольклор, традиции, верования, обычаи и пр. Она неотделима от повседневной и практической жизни людей. «Дух» народной культуры характеризует и этнический «менталитет». Народная культура демократична, является продуктом коллективного творчества. В основании народной культуры лежат многовековые традиции, в ней есть и феномены (суеверия, устаревшие обычаи, предрассудки), являющиеся рудиментами прошлых времен, несозвучные современной эпохе и тормозящие развитие культуры.

Ярким феноменом западноевропейской культуры является карнавально-смеховая культура, мироощущение которой французский гуманист Ф. Рабле ярко отразил в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Традиции карнавалов были популярны в Италии и Южной Франции еще в средневековье и начали широко распространяться в эпоху Возрождения. Сегодняшние венецианские, бразильские и нью-орлеанские карнавалы – их потомки.

Феномену карнавально-смеховой культуры посвящен труд литературоведа М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения» (1965 г.). Особое течение времени праздников и карнавалов отделяло людей от повседневности, создавало свой мир «наоборот» - с масками, шутами, мимами и бродячими артистами. Основным в карнавально-смеховой культуре была перемена всей структуры жизни, общепринятой системы значений, где верхнее меняется с нижним, мужское с женским, умное с глупым. Пародировалась даже церковная служба. Подчеркивалась половая принадлежность, естественные отправления человека. Важное место в смеховой культуре занимали словесные смеховые тексты, нецензурные выражения и пр. Традиционной одежде противопоставлялись лохмотья или подчеркивание наготы тела, богатству – бедность, церкви – таверна, кабачок и пр. В праздничном веселье, переодеваниях, шутовстве, играх, участвовали все слои населения, включая и духовных лиц.

У М. Бахтина мир карнавала со своими особыми обрядами и перевёрнутыми «с ног на голову» понятиями, одеждами и соответствующими моделями поведения получил название «карнавально-смеховой культуры» (что совершенно не эквивалентно просто «смешному»). Карнавально-смеховая культура – это фактически мир параллельный обычному, некий «антимир». Если святость – это результат пути наверх, к богу, то смеховой мир – это путь вниз, к дьяволу. Почему же мир дьявола назван смеховым? В христианском средневековье смех считался атрибутом дьявола. Ведь Иисус в Евангелиях никогда не смеётся, а только грустно улыбается.

Понятие «фольклор» (от англ. Folk-Lore - народное познание), принятое в западной науке в 1879 г., включает большую часть феноменов народной культуры, включая быт. В отечественной науке фольклором называют преимущественно жанры устного народного творчества. Фольклор локализован в этнических границах в чем его главная специфика. По исполнению формы фольклора могут быть индивидуальными (рассказывание сказки), групповыми (коллективное исполнение песен и танцев), массовыми (праздники, карнавалы). Сказки, былины, песни, пословицы и др. создавались анонимными творцами из различных слоев населения не имеющими «профессиональной» подготовки. Но история сохранила имена таких легендарных творцов, как Гомер, Оссиан, Боян и др. Отечественные фольклористы отмечали талантливых исполнителей былин (И. Рябинин, М. Крюкова и др.). М. К. Азадовский в 10-30-е гг. ХХ в. нашел в Сибири ряд талантливых сказочников.

В советское время большое развитие получили как профессиональные коллективы народной песни и танца, оркестры народных инструментов, так и художественная самодеятельность всех слоев населения (рабочие, колхозники, интеллигенция и служащие).

 

Церковно-религиозная художественная культура

Церковно-религиозная культура в средневековье была средством консолидации того или иного общества, интересам его господствующих слоев, но обращена ко всем слоям населения. Священники в средневековой Руси были самыми образованными людьми. Искореняя язычество и суеверия, они способствовали нравственному воспитанию народа, развитию искусства и образования. В России церковно-религиозная культура исторически вступила в симбиоз с народной культурой, образовав культурный сплав. В народных календарных и семейных праздниках можно выделить по происхождению элементы чисто фольклорные и церковные, но разделить их без ущерба целостности, нельзя, так как этот симбиоз за столетия стал устойчивой народной традицией.

Христианский храм – синтез искусств – архитектура, иконопись, музыка и др.

 

Элитарная художественная культура

Элитарная культура сегодня ориентируется на подготовленную аудиторию и создается профессионалами. Элитарная культура функционирует в сфере интеллектуальной элиты, профессиональной интеллигенции. Ее основные характеристики: эстетическая свобода, глубина тематики, философский смысл, обращение к душе человека, сложность, разнообразие художественных форм. Сфера элитарной культуры - философия, наука, литература, многие жанры профессионального искусства и др.

Особенно ярко это проявляется в искусстве. Живопись П. Пикассо, музыка А. Шенберга, «театр абсурда» С. Бекетта и др. трудны для восприятия «среднего» человека. Искусствоведы находят, что они на десятки лет опередили уровень восприятия «среднего» человека. Круг ее потребителей – критики, художники, писатели, композиторы, артисты, ученые, завсегдатаи музеев, выставок, завзятые театралы и под. Считается, что когда уровень культуры основной массы населения возрастает, то круг потребителей элитарной культуры расширяется.

К началу XX вв. в России возник разрыв между культурой «элиты» общества и народной культурой. В 1917 г. в России произошла революция и началась гражданская война. Большинство носителей элитарной культуры погибло, или выехало (С. Рахманинов, М. Шагал, Н. Рерих, Ф. Шаляпин и др.), а более 200 ученых (Н. Бердяев, П. Сорокин и др.) было в 1922 г. выслано. В 1917-1932 гг. действовала организация «Пролеткульт», поставившая задачу создания новой, пролетарской культуры. Деятели «Пролеткульта» даже провозглашали лозунг: «Пушкина и Чайковского долой с корабля современности!». С идеями «воинствующего» атеизма разрушались храмы, преследовались священники. С повышением уровня образования росло количество библиотек, музеев, театров и население стало приобщаться к шедеврам мировой и отечественной классики. Сегодня в России признана вся ценность дореволюционного культурного наследия. Это стало возможным потому, что сохранилась историческая память, книги, музеи, произведения искусства, архитектурные памятники, народная и церковная культура.

 

Массовая художественная культура в ХХ в.

В ХХ в. в мире формируются два полюса культуры: массовая - коммерческая, дешевая для масс и элитарная - «высокая», интеллектуальная, личностная.

Предпосылками массовой культуры в Европе было развитие науки, светской культуры, процесс демократизации общества, интенсивное промышленное развитие и урбанизация (в городе увеличивается возможность культурных контактов).

Возникновение массовой культуры относят к середине ХХ в., считая ее пусковым механизмом научно-техническую революцию, развитие средств массовой информации и коммуникации, возможностей для совместной деятельности и отдыха людей.

Массовая культура – это программы телевидения, радио, кино, рекламная индустрия, поп-музыка, мода, реклама, компьютерные программы и др., которые сами способствуют созданию массового потребителя этой продукции.

Массовая культура имеет широкое межнациональное распространение. Массовая культура создается профессионалами, но общедоступна и ее потребление не требует ни талантов, ни специальной профессиональной подготовки.

Массовую культуру нельзя рассматривать как псевдокультуру - примитивную и стандартную. Это сложное и противоречивое явление: благодаря современным техническим средствам массы людей получают доступ к любым формам культуры, в т. ч., и высокопрофессиональной, что повышает общекультурный уровень населения.

Поп-культура - сленговое название массовой художественной культуры во второй половине ХХ в. Самый яркий ее пример, «поп-музыка» - появилась, когда технические средства массовой коммуникации (радио, грамзапись, TW, магнитофоны и др.) распространились в большинстве стран мира, и стали доступны всем слоям населения. Она является авторской, доступна людям всех возрастов, независимо от уровня образования, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, хотя и обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура.

«Китч» (сленг от нем. и англ. – «для кухни», «халтура») - разновидность поп-музыки, в частности шлягеры, которые быстро надоедают, выходят из моды. С произведениями «элитарного» искусства и фольклора ничего такого не происходит.

 

VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА В ЕВРОПЕ И РОССИИ

Характеристика художественной культуры Нового времени

Для художественной культуры Нового времени (XVII – XIX вв.) характерно:

- развитие жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, историческая картина);

- появление и развитие в архитектуре стилей барокко и классицизма;

- оформление стилей зданий особого функционального назначения - вокзал, биржа, музей, банк, выставочный зал, торговые ряды и пр.;

- градостроительство - появление городских ансамблей;

- расцвет садово-паркового искусства;

- музыка – развитие оперы и симфонии;

- развитие графического искусства, особенно в связи с книгопечатанием.

В Новое время в жизни общества перестало доминировать религиозное искусство, развились многообразные формы светского искусства, появились концертирующие певцы, инструменталисты и др. Произошло окончательное размежевание и между фольклором и профессиональным искусством.

В Новое время возросла социальная роль театра, ставшего «зеркалом» общества. В 70-е гг. XVII в. французский поэт Н. Буало сформулировал принцип драматургии классицизма - «триединство» (единство времени, места и действия). В XVIII в. в пьесах П. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» показал предприимчивого человека из народа – Фигаро, который обличает пороки общества, и по уму выше господ. Венскую классическую школу представляют композиторы К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Их музыка воспевает величие красоты и силу человеческого духа.

Эпоху романтизма (начало ХIХ в.) следует рассматривать как целостный феномен европейской культуры, так как искусство, философия и мораль превратились в ведущие формы духовного самосознания. После яркой эпохи Просвещения, культура романтизма была связана с «переживанием» конфликта между несовпадением идеала и реальной жизни. Для творчества художников-романтиков наиболее характерными был уход от реалий жизни в историю, ориентализм, фантастику, фольклор (литераторы Дж. Байрон, В. Скотт, композиторы Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Вагнер и др.).

Центр европейской культуры с конца XVIII в. переместился из Вены в Париж. С середины и во второй пол. XIX в. в искусстве возникли такие художественные направления: критический реализм (писатель Бальзак, композиторы Бизе, Верди и др.), импрессионизм (художники Мане, Сезанн, композиторы Дебюсси, Равель и др.), постимпрессионизм (художник Поль Гоген и др.), натурализм (писатель Золя). С начала ХХ в. за ними последовал модернизм.

 

«Серебряный век» русского искусства

Период в развитии русской культуры конца XIX — начала XX вв. принято называть «серебряным веком» в сравнении с «золотым» XIX веком. На рубеже столетий Россия переживала сложные, противоречивые процессы экономического, социально-политического развития. Этот же период стал временем духовного, культурного подъема, расцветом искусства, философии, по выражению Н. Бердяева, «русским культурным ренессансом».

Культура этой эпохи впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. Вместе с тем ее характерными чертами стали новое осмысление социальных и нравственных проблем, поиски новых художественных средств и методов, приведшие к появлению многообразия новых течений в искусстве. В связи с этим в культуре «серебряного века» выделяются две тенденции: первая была связана с приверженностью к духовному наследию прошлого, проявлявшейся в сохранении традиций реализма; другая ориентировалась на интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а подчас и их полное отрицание, что выражалось в появлении разнообразных модернистских (авангардистских) течений. В литературе продолжением реалистической линии, преобразованной под влиянием новых исторических условий, стало позднее творчество Л. Толстого, произведения А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, Л, Андреева, В. Короленко.

Декаданс, декаденство (от лат. «decadentia» — «упадок») — понятие, характеризующее кризисные, упадочные явления в философии, эстетике, искусстве конца XIX — начала XX вв. Этому течению свойственно противостояние общепринятой «мещанской» морали, эстетизация порока, красоты увядания жизни, аполитичность, погружение в сферу индивидуальных переживаний.

Распространение декадентских настроений было связано с разочарованием творческой интеллигенции в разумности социального устройства, преобладанием утилитарных общественных целей, нарастанием политического кризиса.

Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и образов. Символизм, представителями которого были В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и видений.

Для акмеизма (от «akme» — «высшая степень чего-либо») — С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам — был характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, эстетизация, поэтизация земного бытия человека, его чувств. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) отражает эстетику урбанизма, динамику современной цивилизации, языковое экспериментирование.

Модернистские искания в живописи на рубеже XIX—XX вв. привели к образованию целого ряда художественных объединений. А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев, И. Билибин входили в объединение «Мир искусства». Провозглашая свободу искусства от социально-политических проблем и идею «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и пристрастность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Для работ представителей «Голубой розы» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и др.) характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания. Художники, входившие в группу «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк) обращались к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма.

Художники М. Ларионов, Н. Гончарова и др., организовавшие группу (Ослиный хвост», сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка. Представителями «русского авангарда» были также М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, проповедовавшие искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидностей — супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин). Некоторые художники (М. Врубель и др.) сочетали русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна.

В скульптуре новые тенденции проявились в работах А. Голубкиной, С. Коненкова, использовавших новые пластические формы и светотеневые контрасты.

В русской архитектуре в начале XX в. сложились три направления. Стиль «модерн» использует новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий — гостиница «Метрополь» (архитектор В. Валькот), здание Ярославского вокзала в Москве (архитектор Ф. Шехтель) и др. Неорусский стиль характеризуется обильным использованием мотивов древнерусского зодчества — здание Казанского вокзала (архитектор А. Щусев). Неоклассицизм возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, использование элементов античной архитектуры — здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала (арх. И. Рерберг).

Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, провозглашающая искусство единым целым, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Воплощением идеала слияния искусств явился театр, это обусловило необычайный расцвет театрального искусства. Центром театральной жизни Москвы стал Художественный театр, основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в 1898 г., в котором играли В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и др. В московском Малом театре блистали М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. В Петербурге открылся театр великой актрисы В. Комисаржевской. Поиски новых форм сценического искусства характеризуют деятельность театрального режиссера В. Мейерхольда.

Продолжение традиций русской музыки, поиски новых музыкальных средств выразительности характеризуют творчество композиторов С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Центрами музыкальной культуры стали консерватории в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, императорские театры - Большой (в Москве) и Мариинский (в Петербурге), Московская частная опера С. Мамонтова. Вокальное искусство представлено плеядой прославленных певцов - Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Расцвет русского балета связан с именами А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского. Значительную роль в популяризации русского театрально-музыкального искусства сыграла деятельность С. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1914 гг.). В них принимали участие ведущие композиторы, исполнители, певцы, художники, артисты балета, благодаря которым достижения русской культуры получили мировую известность и признание.

В целом новые художественные формы, темы, идеи, зародившиеся в отечественной литературе и изобразительном искусстве, философии, внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, оказав значительное влияние на развитие европейского и мирового художественного творчества, общественно-политической, философской, научной мысли.

 

Модернизм в западноевропейском искусстве первой пол. XX в.

В труде «Дегуманизация искусства» (1925 г.) Х. Ортега-и-Гассет пишет: «Новое искусство» должно отчуждать людей от реальной жизни. «Новое искусство» разделяет общество на «элиту» - художников и тех, кто «обладает особым органом восприятия», понимает его, и «массу» - толпу, кому оно недоступно и не нужно. Происходит разделение искусства на «элитарное» и «массовое», что формирует «поп-арт» - упрощенную и доступную «толпе» культуру.

Модернизм (от франц. «modern» - «современный») - общее обозначение ряда художественных направлений, оформившихся на рубеже XIX-XX вв. Часто как аналог понятия «модернизм» употребляется понятие «авангард» (от «avante» - вперед).

Его появление было обусловлено ситуацией, характеризующейся кризисом культуры, в основе которой были противоречия переломной эпохи, которые вызывали у многих художников стремление отказаться от реалистического изображения действительности. Они считали, что фотография и кинематограф гораздо лучше и достоверно могли отобразить реальность.

Теоретико-эстетической основой модерна стали такие философские направления, как философия жизни, интуитивизм, фрейдизм. Общие тенденции художников модерна: отказ от разумного, рассудочного восприятия явлений действительности, преувеличение роли чувственного, бессознательного познания, стремление доказать, что только художественное творчество может быть абсолютной свободой. Они полагали, что культура с ее акцентом на разум и мораль развивается в неправильном направлении. Опираясь на новые философские течения, модернисты утверждали, что подсознательные импульсы творчества выведут искусство из тупика, сделают насыщенной и живой саму жизнь, которая умирает под тяжестью условностей и норм культуры и запретов цивилизации.

Для искусства модернизма характерно новаторство, обновление выразительных средств, художественное экспериментирование, разрыв с традициями предшествующего развития искусства. Основным для художников стал поиск новых выразительных средств, способов передачи своего видения мира, создание нового творческого метода. Высшей ценностью художники модерна провозгласили поиск самовыражения, эксперимент.

Первым из направлений модернизма был кубизм. Картина Пабло Пикассо «Авиньонские девушки» (1907 г.) воплощает основные черты кубизма: отказ от передачи трехмерного пространства в пользу геометрических объемов, любой объект - пересекающиеся плоскости, полупрозрачные объемные фигуры.

Фовизм (от фр. «fauve» - дикий) был другим направлением модернизма. А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк одними говорили о второстепенном значении образности, отдавая первенство стихийности, «открытости» цвета. Для их работ характерен отказ от традиционных представлений о красоте, пространстве и цвете.

Для экспрессионизма (от «expressio» - выражение) характерно выражение человеческого «я», субъективного мира человека как единственной реальности мира. В творчестве художников М. Бекмана, О. Дикса, П. Клее, Э. Мунка, композитора А. Шенберга отразился страх и ужас, потеря чувства безопасности, пережитые человеком во время первой мировой войны, столкновение личности с роком, фатумом.

Абстракционизм (от «abstractio» - отвлечение) - беспредметное искусство. Русский художник В. Кандинский был его основоположником. Для художников этого направления (К. Малевич, П. Мондриан, М. Ларионов и др.) характерен полный отказ от изображения форм реальной действительности, основное внимание при этом сосредоточено на цвете и свете. Разновидность абстракционизма - супрематизм («превосходство») создал К. Малевич. Его «Черный квадрат» - образ Ничто, символ бесконечности.

Дадаизм (Т. Тцара, А. Бретон, М. Дюшан) - авангардистское течение в 1916-1922 гг., имевшее анархический, скандальный характер. Возникнув в разгар 1-й мировой войны, дадаизм выражал протест против традиционных общественных ценностей, критиковал предшествующее развитие искусства и довоенные авангардные движения.

Футуризм имел «бунтарский» характер и негативное отношение к традициям искусства. Автором многих «Манифестов» футуризма был итальянский писатель Ф. Маринетти, который призывал к отказу от понятий «гармония», «хороший вкус» и пр. Создавая «искусство будущего», футуристы стремились передать дух индустриальной эпохи, культ машины, грохот и динамику современного города (в живописи - Дж. Северини, в русской литературе - В. Хлебников, В. Маяковский).

Урбанизм (от лат. «urbanus» - «городской») - направление в искусстве, воспевающее жизнь большого промышленного, торгового города, поэтизирующее машинную цивилизацию.

В начале 1920-х гг. появилось новое направление - сюрреализм (букв. «сверхреализм»). В «Манифесте сюрреализма» поэт А. Бретон провозгласил полное освобождение духа от навязанных цивилизацией идей, отказ от диктата разума в пользу эмоций. Опираясь на психоанализ 3. Фрейда о «бессознательном», сюрреалисты провозглашали источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Часто связь между предметами, изображенными на картине, существует лишь в подсознании художника. Наиболее яркий пример - творчество С. Дали.

Новые тенденции нашли выражение в архитектуре, воплотившись в стиле «модерн» (другие названия «Югендстиль», «Арт Нуво»), позднее - в работах архитекторов Ле Корбюзье, Ф. Райта и др.

Модернистские искания проявились также в литературе (М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка, У. Фолкнер) и драматургии. Драматурги С. Беккет и Э. Ионеско создали направление в западном театральном искусстве второй пол. XX в. под названием «драма абсурда» (от лат. «absurdus» - «нелепый, бессмысленный»; греч. drama - «действие»).

Абсурд становиться здесь не только содержанием, но и художественной формой спектакля: персонажи говорят «мимо» друг друга и их некоммуникабельность превращается в разрыв художественных связей внутри драматургического текста. «Драма абсурда» представляет мир выходящим за пределы нашего представления о нем. Отображает пессимизм, предчувствие гибели, безысходность и трагизм существования, абсурдность жизни. Поступки, речи персонажей алогичны, сюжет размыт.

«Поток сознания» - творческий принцип в западноевропейской литературе начала XX в. Основной прием - прямое воспроизведение процессов душевной жизни, передача «внутреннего монолога», как бы «самоотчет ощущений». Стремится создать особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний. Представители: Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М. Пруст.

«Потерянное поколение» - Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Э. М. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф. С. Фицджеральд - писатели, дебютировавших после первой мировой войны, в произведениях которых отразились разочарование в цивилизации, утрата просветительских идеалов, ощущение трагизма и пессимизма, обостренные опытом войны.

БОГИ И ГЕРОИ АНТИЧНОСТИ

Зевс (Юпитер) - главный бог на Олимпе. Боги древних греков жили на снежной, со многими ущельями горе Олимп. Его братья: Посейдон (Нептун) - бог моря, Гадес (Аид) - бог подземного царства мертвых. Его три сестры – Гера (жена Зевса), Гестия и Деметра.

Aполлон (Феб) - сын Зевса, бог света, покровитель искусств и девяти муз. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.

Apес (Марс) - сын Зевса и Геры, бог войны, жестокий и беспощадный, любовник Афродиты.

Афродита (Венера) - богиня любви и красоты, родилась из морской пены на Кипре. Покровительствовала любящим. Помогла троянцу Парису украсть Елену, жену царя Менелая.

Дети Ареса и Афродиты - Эрот, Антерот, Деймос, Фобос, Гармония.

Эрот (Амур, Купидон) - крылатый бог любви, сын Афродиты и Ареса. Его стрелы, пронзая сердца богов и людей, пробуждали любовь.

Афина (Минерва) - богиня мудрости, богиня-воительница, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся из его головы.

Геба (Ювента) - дочь Зевса и Геры, богиня вечной юности. На пирах богов выполняла обязанности виночерпия (пили амброзию). Впоследствии - жена Геракла, когда он прибыл на Олимп.

Гера - супруга и сестра Зевса. Покровительница брака и семейного очага. Властная, жестокая. Ревнивая, потому что Зевс ей постоянно изменял.

Гермес (Меркурий) - сын Зевса, вестник богов, покровитель торговли, мореплавания, проводник душ умерших в царство Аида. Его конь Пегас с крыльями. Отмечен хитростью. Еще младенцем украл стадо священных коров Аполлона и спрятал в пещере.

Гестия (Веста) богиня священного огня и домашнего очага у греков и римлян.

Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия, сестра Зевса. Ее дочь Персефона.

Артемида (Диана) - дочь Зевса и Латоны, богиня охоты, луны, владычица зверей. Сестра Аполлона.

Дионис (Вакх, Бахус) - сын Зевса и Семелы. Бог виноградарства и виноделия, подарил людям виноградную лозу. Его спутники – разгульные вакханки и козлоногие сатиры. Древние греки посвящали ему праздники - дионисии.

Ника (Виктория) - богиня победы. Изображалась крылатой, с лавровым венком на голове, которым награждали победителей.

Три грации - дочери Зевса и нимфы Эвриномы. Божества женской прелести и вечной юности, воплощение гармонии и радости жизни - Евфросина, Талия, Аглая (греч. - Радость, Грация, Блеск).

Девять муз - дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Музам покровительствовал Аполлон. Обитали на горе Парнас, под которой бил Кастальский ключ – источник вдохновения. Каллиопа - муза эпической поэзии, Клио - истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнов и красноречия, Талия - комедии. Терпсихора - танца, Эвтерпа - лирической поэзии, Эрато - любовной поэзии, Урания – астрономии и гаданья по звездам.

Геракл (Геркулес) - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Зевс явился к ней в опочивальню в образе ее мужа. Геракл был наделен необычной силой. Совершил 12 подвигов (убил немейского льва, побывал в царстве Аида, похитил яблоки Гесперид, вычистил Авгиевы конюшни и др.). Постоянно преследовался богиней Герой при земной жизни. Взят Зевсом на Олимп.

Прометей – герой, похитил из кузницы бога Гефеста огонь, спрятав его в полом стебле тростника. Дал огонь людям. За это Зевс велел приковать к скале и каждый день посылал орла выклевывать у него печень, выраставшую за ночь. Впоследствии он был освобожден от наказания.

Пигмалион - царь Кипра и скульптор. Влюбился в созданную им статую Галатею и молил Афродиту послать ему такую же возлюбленную. Афродита взяла и оживила статую.

Орфей – легендарный певец у древних греков. Его невеста Эвридика умерла в день свадьбы от укуса змеи. За ней он спускался в царство Аида, где она пребывала в виде тени, но в итоге, ее вернуть не удалось. Был растерзан вакханками за то, что после гибели Эвридики не обращал на них внимания.

Адонис - бог плодородия, возлюбленный Афродиты. Был растерзан на охоте диким вепрем. Афродита окропила пролитую кровь нектаром и превратила в цветок Анемона.

Амазонки – легендарные женщины-воительницы. Жили в Приазовье и Малой Азии. Дочери бога войны Ареса (Марса). Вступали в близкие отношения с мужчинами для продолжения рода. Родившихся мальчиков отсылали отцам, а девочек оставляли себе.

Кипарис - прекрасный юноша, любимец Аполлона. Случайно убил любимого оленя и горько оплакивал его. Аполлон превратил его в кипарис - дерево печали.

Нарцисс - сын речного бога Кефиса и наяды Лириопы. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой. Он влюбился в собственное отражение и умер от любви к себе.

Нимфы - низшие божества, олицетворявшие силы и явления природы. В морях жили нереиды, в реках - наяды, в горах - ореады и т д.

Мифы Крита.

Делал и Икар - отец и сын. Дедал - зодчий, скульптор, механик. За убийство своего талантливого племянника бежал из Афин на Крит. Построил там дворец Миноса - Лабиринт. Сделав крылья, Делал и Икар улетели с острова Крит от царя Миноса. Икар поднялся слишком высоко, воск растаял и он упал в море. Дедал же долетел до Сицилии. Явившийся за ним на Сицилию Минос был хитростью сварен дочерями сицилийского царя, которые приготовили ему такую купальню.

Минотавр – человек-чудовище с головой быка. Был рожден женой Миноса от связи со священным быком Посейдона. Был заключен царем Крита Миносом в Лабиринт, куда ему ежегодно для кормления поставляли из Афин 7 юношей и 7 девушек.

Тезей – афинский царевич, нашел Минотавра в Лабиринте и победил. Дочь царя Миноса, Ариадна помогла Тезею, снабдив его путеводным клубком ниток. Тезей под влиянием бога Вакха бросил её. По дороге домой он забыл сменить черные паруса на белые, как обещал отцу, царю Эгею. Он подумав, что Тезей погиб, с горя бросился со скалы в море, которое стали называть его именем (Эгейское).

 

Троянская война.

Герои «Илиады» Гомера: ахейцы – царь Менелай, его брат Агамемнон, герои - Ахилл, Патрокл, Одиссеей и др. Троянцы – царевич Парис, его брат Гектор, царь Приам, жрец Лаокоон и др. Война шла 10 лет из-за жены Менелая - Прекрасной Елены, которую украл Парис.

Одиссей - герой Троянской войны, царь острова Итака. Возвращаясь на Итаку, был наказан Посейдоном и странствовал 10 лет. Его спасла богиня Афина. Жена Одиссея, Пенелопа преданно ждала мужа. Телемах - сын Одиссея.

Ахилл - герой Троянской воины. Его мать, Фетида, желая ему бессмертия, искупала его в священной реке, держа за пятку, которая осталась единственно уязвимым местом Ахилла. Погиб от стрелы Париса, попавшей в пятку.

Мифы Рима.

Весталки - жрицы храма Весты (Гестия у греков) в древнем Риме. В них избирали девочек 6-10 лет из богатых семей. Поддерживали священный огонь в храме, который не должен был погаснуть. Пользовались большим авторитетом. Давали обет безбрачия. При нарушении девственности весталок живьем закапывали в землю. В 30 лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж.

Сильвия - весталка, жрица. Родила от бога войны Марса близнецов Ромула и Рема. Потому дети были брошены на берегу реки Тибр. Ромул и Рем были вскормлены капитолийской волчицей и воспитаны пастухами. Основали Рим.

Сабинянки - женщины, сыгравшие большую роль в возникновении римского народа. Во время основания Рима у Ромула, Рема и их товарищей не было женщин. Они пригласили на праздничный пир соседей - сабинян, которые пришли без оружия. В разгар веселья, римские юноши похитили пришедших к ним девушек. Сабиняне ушли восвояси и поклялись отомстить. Но в начале боя на поле бросились сабинянки, ставшие женами римлян, и примирили всех.

Эней - троянский герой, сын Венеры и Анхиса. Легендарный основатель Рима и родоначальник римлян. Ему посвящена поэма «Энеида» Вергилия.

Муций Сцевола – легендарный герой ранней римской истории. Явился в лагерь противников – этрусков, с целью убить царя Порсену, но по ошибке вместо убил одного из воинов. В ответ на ожидаемые пытки положил правую руку в огонь, и показав свое мужество, был отпущен. Прозван «Сцевола» (Левша).

Исторические лица:

Клеопатра - последняя царица Египта из греко-македонской династии Птолемеев. Была красива, умна и образована, владела многими языками. Была любовницей Цезаря, затем - Марка Антония. После поражения египетского войска в битве с армией Августа Октавиана покончила с собой, не желая стать пленницей и подчиниться Риму.

Александр Македонский - царь Македонии, поставивший задачу распространения греческой культуры на Востоке. Его учителем в юности был философ Аристотель. Победил персов, которым его отец Филипп платил дань в размере 100.000 золотых яиц в год. Освободил от власти персов греков в Малой Азии, Египет, дошел до Средней Азии и Индии.

Боги греческой и римской мифологии в сравнении:

Имя божества в греческой мифологии Имя божества в римской мифологии Значение божества в греческой мифологии Значение божества в римской мифологии
Зевс Юпитер Сын Реи и Кроноса, самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель людей и богов; Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле;
Посейдон Нептун Колебатель земли, властитель морей; Царь морей и океанов, бог морского царства;
Гера Юнона Супруга Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов; Супруга Юпитера, царица неба, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия;
Аид Отожде- ствлялся с Орком и Дитом Брат Зевса, великий повелитель загробного царства; Орк- бог смерти; Дит - бог преисподней;
Дионис Вакх Бог растительности, вина и виноделия; Бог вина, виноделия, веселья;
Пан Фавн Бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов; Веселый, деятельный бог лесов, рощ, полей;
Деметра Церера Богиня плодородия и земледелия; Богиня жатвы, покровительница плодородия;
Тюхэ Фортуна Богиня счастливой судьбы; Богиня счастливой судьбы, как и у греков;
Артемида Диана Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах; Покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов;
Афродита Венера Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Афродиту рассматривали также как богиню – покровительницу мореплавания; Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы;
Эрот Амур или Купидон Сын Афродиты - веселый, шаловливый, коварный; его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут страдания, муки любви и даже гибель; Подобно Эроту пускает свои любовные стрелы в жертвы, принося им радости и муки любви;  
Гименей Гименей Бог брака; Бог брака;
Гефест Вулкан Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии; Бог огня и очага, искуснейший кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров;
Афина Минерва Богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира так и во время войны; Покровительница городов и мирных занятий их жителей;
Арес Марс Бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий; Яростный, неукротимый бог войны;
Гермес Меркурий Покровитель торговли, ловкости, обмана, воровства; Исполняет функцию посланца богов, наделен смекалкой, наблюдательность и хитростью;

 

Литepaтypa к теме:

1. Античность как тип культуры. - М., 1988.

2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М, 1995.

3. Голосковер Я. Логика мифа. - М., 1987.

4. Зелиньский ФФ История античной культуры. - СПб., 1995.

5. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре //А.Ф. Лосев. История

античной эстетики.-Т. 8. Кн.1.-М., 1992.-С. 314-323.

6. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. - М., 1987.

7. Парнас: Антология античной лирики. - М., 1980.

8. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Античная эстетика и искусство | Блеск и нищета априоризма»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.