Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура личности. Менталитет. Мораль. Нравственность

Лекция 1. Этика как философская наука о морали

КУРС ЛЕКЦИЙ

ЭТИКА

для направлений «Менеджмент», «Экономика»

 

 

Казань 2012


Шакиров И.К. Этика: Курс лекций. – Казань: Казанский кооперативный институт, 28 с.

 

Курс лекций по дисциплине «Этика» для студентов очной и заочной форм обучения направлений «Менеджмент», «Экономика».

 

Рецензент:

 

 

Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры «Гуманитарные дисциплины» от «03» сентября 2011 г., Протокол № 1

 

 


1.Духовная культура личности. Менталитет. Мораль. Нравственность. Духовность. Религиозность.

2. Этика как наука о морали. Предмет и задачи этики.

3. Принципы и категории этики как науки.

 

Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

Духовный мир человека – знание, вера, потребности, стремленииия, эмоции и переживания человека. Одновременно это и социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

 
 

 


А) Менталитет (ментальность) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; мировосприятие, умонастроение. Совокупность ценностей, готовностей, установок и предрасположенностей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Ментальность – образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок, присущих определенной группе людей, который формируется в зависимости от традиций, культуры и всей среды обитания человека.

Параметры Русские Американцы
1. Понимание любви 2.Отношение к труду, богатству, деньгам. 3. Кодекс поведения 4. Отношение ко времени, к прогрессу 5. Отношение к Богу. 6. Отношение к власти, закону, традициям, государству. Жертвенная любовь, всеобъемлющая, беззаветная Любовь разумная, прагматичная.
Коллективизм «широта души» бескорыстность индивидуализм расчетливость прагматизм
пассивная позиция ожидание чуда (русские народные сказки) «коли Бог даст» Активная жизненная позиция Динамизм «Сделай себя сам»
↓ медлительность размеренный ритм жизни ↓ Время-деньги. (Б.Франклин) Движение – жизнь
Православие ↓ «чувственная» религиозность смирение, жертвенность католизм, протестантизм ↓ прагматичная религиозность
«Закон что дышло – как повернул, так и вышло» традиционность патриархальность патернализм
мы
монарх

Dura lex, sed lex Суров закон, но он закон Законопослушность Уважение к традициям Индивидуализм Активная гражд. поз-ия

Невозможность употребления определений «лучший.. худший» менталитет. Неповторимость и уникальность каждого этноса.

Б) Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность (общечеловеческая мораль, человек высокой морали, моральный – высоконравственный)

Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Мораль как явление духовной жизни

(отличие моральной регуляции от правового регуливрования):

Характерные черты. Мораль – сфера должного:

1) М. не имеет четко очерченных границ, она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности. Её предписания носят универсальный, общечеловеческий характер.

2)М. внеинституциональна, то есть не имеет специальных органов и организаций, которые бы создавали нравственные нормы, проводили в жизнь, охраняли и защищали от нарушений. Ее творцами, носителями и защитниками являются все общество и каждый индивидуальный член. Для поддержания нравственности в обществе специальных органов нет (функцию выполняют СМИ, семья, общественные организации и т.д.) «Мораль есть форма общественного сознания, а нравственность присуща конкретному человеку и представляет собой освоенную, внутренне принятую общественную мораль» (Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М. 1998).

Личность сама должна выбирать свой путь. Внешний контроль и давление недействительны. Единственное, что мы можем – оценить…

3) Оценочность (соответствие или несоответствие поступка, поведения требованиям морали)

4) М. нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, формируются непосредственно в общественной жизни. Они не создаются специально конкретными лицами или организациями; как правило, не писаны и живут в сознании людей.

5) М. императивна, то есть требует от человека определенного поведения. Но реализуется не принудительно, а через силу общественного мнения и внутренние убеждения человека в необходимости требуемого поведения. В морали сильна внутренняя мотивация поведения (самовоспитание человека).

То есть особенность морали – нормативность. Это определенные нормы, установки, поучения, заповеди (христианская мораль – 10 заповедей). Все заповеди морали употребляются в повелительном наклонении (А почему? Т.к. мораль указывает на то, как должно быть. А поступит человек так или нет – это его дело, в принципе он свободен в выборе, так как Пункт 1 – человека могут осудить, но силом заставить быть вежливым, уступить место в автобусе не могут).

То есть мораль соединяет личные нравственные качества индивида с общественными требованиями. А поэтому….

6) Разнообразие и изменчивость моральных норм

М. – гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации, она не формализована.

Таким образом, мораль – исторически сложившаяся система принципов и норм поведения людей в обществе.

Моральные нормы не закрепляются генетически, они воспитываются в каждом новом поколении. В то же время, они не изобретаются заново каждым поколением, а хранятся в социальной памяти и воспроизводятся в социальных отношениях как традиции поведения.

Вопросы на понимание. Какие традиции поведения сложились в нашем обществе? Приведите несколько примеров как изменяются эти традиции в различных областях жизни общества (семейно-брачной, политической и т.д.) из поколения в поколение

В РОССИИ – «ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ, НЕ МОЖЕМ БЕЗ ЭТОГО ЖИТИ» ИЛИ ПОКОРНОСТЬ ЖЕНЫ И ВЛАСТЬ МУЖА (из века в век, из поколения в поколения. Революция – но все равно во многих деревнях и городах это сохранилось «домостроевская традиция»)

 

 
 

 

 


Мораль определяет отношение к себе как к личности; внутрисемейные отношения; отношения к обществу и между людьми; отношение к миру в целом.

МОРАЛЬ – ОДНА У КОЛЛЕКТИВА, ГРУППЫ, НРАВСТВЕННОСТЬ – СВОЯ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

***********

1. Нравственность внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определенные этими качествами (человек безупречной нравственности, нравственный кодек человека).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ситуации морального выбора осуществляется: оценка и сравнение | Этика как наука о морали. Предмет и задачи этики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.