КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Духовная культура личности. Менталитет. Мораль. НравственностьЛекция 1. Этика как философская наука о морали КУРС ЛЕКЦИЙ ЭТИКА для направлений «Менеджмент», «Экономика»
Казань 2012 Шакиров И.К. Этика: Курс лекций. – Казань: Казанский кооперативный институт, 28 с.
Курс лекций по дисциплине «Этика» для студентов очной и заочной форм обучения направлений «Менеджмент», «Экономика».
Рецензент:
Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры «Гуманитарные дисциплины» от «03» сентября 2011 г., Протокол № 1
1.Духовная культура личности. Менталитет. Мораль. Нравственность. Духовность. Религиозность. 2. Этика как наука о морали. Предмет и задачи этики. 3. Принципы и категории этики как науки.
Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости. Духовный мир человека – знание, вера, потребности, стремленииия, эмоции и переживания человека. Одновременно это и социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.
А) Менталитет (ментальность) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; мировосприятие, умонастроение. Совокупность ценностей, готовностей, установок и предрасположенностей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Ментальность – образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок, присущих определенной группе людей, который формируется в зависимости от традиций, культуры и всей среды обитания человека.
Невозможность употребления определений «лучший.. худший» менталитет. Неповторимость и уникальность каждого этноса. Б) Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность (общечеловеческая мораль, человек высокой морали, моральный – высоконравственный) Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости. Мораль как явление духовной жизни (отличие моральной регуляции от правового регуливрования): Характерные черты. Мораль – сфера должного: 1) М. не имеет четко очерченных границ, она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности. Её предписания носят универсальный, общечеловеческий характер. 2)М. внеинституциональна, то есть не имеет специальных органов и организаций, которые бы создавали нравственные нормы, проводили в жизнь, охраняли и защищали от нарушений. Ее творцами, носителями и защитниками являются все общество и каждый индивидуальный член. Для поддержания нравственности в обществе специальных органов нет (функцию выполняют СМИ, семья, общественные организации и т.д.) «Мораль есть форма общественного сознания, а нравственность присуща конкретному человеку и представляет собой освоенную, внутренне принятую общественную мораль» (Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М. 1998). Личность сама должна выбирать свой путь. Внешний контроль и давление недействительны. Единственное, что мы можем – оценить… 3) Оценочность (соответствие или несоответствие поступка, поведения требованиям морали) 4) М. нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, формируются непосредственно в общественной жизни. Они не создаются специально конкретными лицами или организациями; как правило, не писаны и живут в сознании людей. 5) М. императивна, то есть требует от человека определенного поведения. Но реализуется не принудительно, а через силу общественного мнения и внутренние убеждения человека в необходимости требуемого поведения. В морали сильна внутренняя мотивация поведения (самовоспитание человека). То есть особенность морали – нормативность. Это определенные нормы, установки, поучения, заповеди (христианская мораль – 10 заповедей). Все заповеди морали употребляются в повелительном наклонении (А почему? Т.к. мораль указывает на то, как должно быть. А поступит человек так или нет – это его дело, в принципе он свободен в выборе, так как Пункт 1 – человека могут осудить, но силом заставить быть вежливым, уступить место в автобусе не могут). То есть мораль соединяет личные нравственные качества индивида с общественными требованиями. А поэтому…. 6) Разнообразие и изменчивость моральных норм М. – гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации, она не формализована. Таким образом, мораль – исторически сложившаяся система принципов и норм поведения людей в обществе. Моральные нормы не закрепляются генетически, они воспитываются в каждом новом поколении. В то же время, они не изобретаются заново каждым поколением, а хранятся в социальной памяти и воспроизводятся в социальных отношениях как традиции поведения. Вопросы на понимание. Какие традиции поведения сложились в нашем обществе? Приведите несколько примеров как изменяются эти традиции в различных областях жизни общества (семейно-брачной, политической и т.д.) из поколения в поколение В РОССИИ – «ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ, НЕ МОЖЕМ БЕЗ ЭТОГО ЖИТИ» ИЛИ ПОКОРНОСТЬ ЖЕНЫ И ВЛАСТЬ МУЖА (из века в век, из поколения в поколения. Революция – но все равно во многих деревнях и городах это сохранилось «домостроевская традиция»)
Мораль определяет отношение к себе как к личности; внутрисемейные отношения; отношения к обществу и между людьми; отношение к миру в целом. МОРАЛЬ – ОДНА У КОЛЛЕКТИВА, ГРУППЫ, НРАВСТВЕННОСТЬ – СВОЯ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА *********** 1. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определенные этими качествами (человек безупречной нравственности, нравственный кодек человека).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |