Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Педагогика в системе наук о человеке

 

Содержание изучаемого материала:

1. Что представляет собой педагогика? Что она изучает? Каковы ее основные функции?

       
 
 
   

 

 


Функции педагогической науки обусловлены ее предметом.

I. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:

/. Описательный или объяснительный - изучение передового и новаторского педаго­гического опыта.

2. Диагностический - выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих.

3. Прогностический - экспериментальные исследования педагогической действитель­ности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережаю­щие образовательную практику.

II. Технологическая функция предлагает также три уровня реализации:

1. Проективный - разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций).

2. Преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в образо­вательную практику.

2. Рефлексивный - оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и их коррекция.

3. Воспитательная (образовательная) функция - формирующее воздействие на человека системы приобретенных знаний.

 

2. Какими понятиями оперирует педагогическая наука?

Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения задач образования.

 

Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспи­танников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведе­нии, деятельности и отношениях.

 

Образование – это: 1) процесс педагогически организованной социализации личности» 2)процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей (Ю.К. Бабанский); 3) освоение определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития (И.Б. Котова, С. А. Смирнов, Е.Н. Шиянов).

 

Обучение – 1) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека (Ю.К. Бабанский);

2) целенаправленный, социально и личностно обусловленный педагогически организованный процесс развития ребенка на основе освоения системы научных ЗУН, способов деятельности, материальной и духовной культуры (В.И. Загвязинский).

 

Воспитание: 1) управление развитием человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности; целенаправленное создание условий для освоения ребенком культуры, перевода ее в личностный опыт с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности (В.А.. Караковский, Л.И. Новикова).

 

Развитие - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (Ю.К. Бабанский).

 

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

 

3. Какова структура педагогики?

Педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят научные дисциплины:

1..Общая педагогика

2. Теория воспитания

3. Теория обучения (дидактика)

4. Частные методики (предметные дидактики)

5. Теория управления.

6. Возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых,.

7. Коррекционная педагогика: - сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.
8. История педагогики и образования.

9. Сравнительная педагогика.

Отрасли педагогики:

1.Дошкольная педагогика.

2. Педагогика школы.

3. Профессиональная педагогика

4. Гигиена детей и подростков.

5. Производственная педагогика.

6. Военная педагогика

7. Семейная педагогика

8. Этнопедагогика.

9. Исправительно-трудовая педагогика.

 

4. Как связаны педагогическая наука и практика?

- наука и практика реализуют функцию подготовки ребенка к жизни и труду в общества;

- научные исследования направлены на совершенствование педагогического процесса;

- педагогическая практика является источником научных исследований;

 

5. Как педагогика связана с другими науками?

- использование основных идей, теоретических положений других наук (связь с философией);

- использование методов исследования (с психологией);

- использование данных, конкретных результатов исследования (с психологией, медициной, физиологией);

- комплексные исследования – проявление всех выше названных форм связи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в | Требования к оформлению реквизитов документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.