Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Психология как наука, её задачи и методологические принципы – 4 часа

Лекция 1

Цель: знать определение науки психологии, этапы ей развития. Рассмотреть взгляды материалистов и идеалистов на предмет изучения психологии. Дать характеристику основным методологическим принципам отечественной психологии. Показать связь психологии с другими науками и рассмотреть основные отрасли психологических знаний.

План:

1. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

2. Объект и предмет психологии как науки о человеке, предмет общей психологии.

3. Задачи и место психологии в системе наук.

4. Отрасли психологических знаний.

5. Методологические принципы психологии.

 

I. Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «псюхе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Началом превращения психологии в самостоятельную науку стал союз психологии с естествознанием. Первым шагом на пути к этому стала рефлекторная теория И.М.Сеченова. Естественнонаучную теорию психологических знаний стсьавитли также работы крупнейших советских физиологов: Л.А.Орбели, К.П.Анохина, А.А.Ухтомского, Н.А.Берншейна и др.

В настоящее время естественнонаучное обоснование психологии усиливается за счёт углублённого изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности. Для выяснения той роли, которую играет психика в поведение человека много дали исследования психологов-клиницистов (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, А.Р.Лурия и др.).

Приведенные данные в целом свидетельствуют о том, что современная психология в своём развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественнонаучную основу. В то же время психология является и гуманитарной дисциплиной.

Гуманитарный означает, что психология направлены в своём изучении на человека и его сознание, человеческое общество в целом.

 

ІІ. Для того, чтобы определить объект и предмет психологии, необходимо вначале дать определение категорий “объект” и “предмет” в общем их смысле.

Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от с

ознания исследователей действительности.

Предмет – это специфический для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный для определённой отрасли науки и задаваемый её категориальным аппаратом, используемыми ею методами исследования.

Что же представляют собой объект и предмет психологии как науки? В 1912г. Г.И.Челпанов в учебнике «Психология» даёт определение: «Психология есть учение о душе».

В 1926г. К.Н.Корнилов в своём первом учебнике отмечает: «Психология изучает не саму душу, а проявления этой души, психология является наукой о закономерностях психической деятельности человека».

В одном из наиболее популярных учебных изданий «Атлас по психологии» М.В.Гамезо и И.А.Домашенко определяют психологию как науку, которая изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Сопоставляя приведённые определения, можно заметить, что в качестве объекта психологии выступает психика, а в качестве предмета различные её проявления. Поэтому, в более позднее время на рубеже веков (20-21) появляется следующее определение психологии:

Психология – наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы. Главная функция познавательных процессов – отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества.

Психические состояния – относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресс, аффекта и др.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

Общая психология – это отрасль психологической науки, которая изучает наиболее общие закономерности, выявляемые психологией, методы исследования, которыми пользуется психология, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные понятия, которые вошли в её обиход.

Предметом изучения общей психологии являются:

- познавательная и практическая деятельность;

- общие закономерности психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психической саморегуляции;

- дифференциально-психологические особенности личности человека;

- характер, темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д.;

- фундаментальные проблемы: сущность и содержание психического, возникновение и развития психики в фило и онтогенезе.

III. Основная задача психологии как науки – раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становление его психических свойств, выявление жизненного значения психики и тем самым оказание помощи при её овладении, целенаправленное её формирование соответственно потребностям общества.

Конкретные задачи психологии:

1. Выяснение природы и сущности психической деятельности и её связи с мозгом, функцией которого и является эта деятельность, её отношение к объективному миру.

2. Изучение возникновения и развития психической деятельности в процессе биологической эволюции животных и общественно-исторического развития человеческой жизни. Выяснение общего и отличного в психике людей и животных, особенностей сознания человека в различных общественных условиях жизни.

3. Изучение возникновения и развития психики ребёнка, а также выявление поступательного превращения ребёнка в сознательную личность; выявление, как в процессе обучения и воспитания формируются его психологические особенности.

4. Исследование структуры психической деятельности человека, основных форм её проявления и их взаимосвязи.

5. Изучение возникновения ощущений, восприятия, внимания и других отражений объективной реальности и как они регулируют эту реальность.

6. Раскрытие психологических основ обучения и воспитания, изучение качеств и свойств личности учителя.

7. Выявление и изучение психологических особенностей различных видов производственных, технических, творческих и других видов деятельности людей.

8. Изучение особенностей психической деятельности взрослых и детей с дефектами мозга и органов чувств.

Связь психологии с другими науками двусторонняя: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других – науки используют психологические знания для объяснения или решения своих проблем.

Психология занимала место между биологическими и социальными науками. В конце 19 века психология попала в состав наук. Психология является одним из аспектов любого знания:

- благодаря своему объективному содержанию – отражением свойств и отношений предметов, исследуемых наукой;

- благодаря своему внутреннему строению, м.е. психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий в связи с законами и процессами, познавательной деятельностью человека.

Классификация наук, предложенная Б.Кедровым, имеет вид треугольника.

ЕСТВЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 
 

 

 


ФИЛОСОФСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ

Психология внутри треугольника создаёт тесные связи с тремя группами наук, но ближе к философским, поскольку, например, мышление является предметом изучения не только психологии, но и логики.

 

IV. С развитием психологии как науки, с использованием знаний в различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний

Основные отрасли психологии делятся по трём основаниям:

1 основа – вид конкретной деятельности:

- психология труда (инженерная, авиационная, космическая);

- медицинская психология;

- педагогическая психология;

- психология спорта и др.

2 основа – аспекты развития:

- возрастная психология;

- психология отклонений от нормального развития;

- зоопсихология (сравнительная психология).

3 основание – соотношение понятий личности и общества:

- психология личности (дифференциальная психология);

- психология управления;

- психология малых групп;

- экономическая психология;

- политическая психология и др.

 

V. Принцип психологии – это кратко сформулированная теория психологии, отражающая её закономерность, подытоживающая её прошлый опыт, проверенный практикой и временем, ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений её дальнейших теорий. Принципы психологии не изобретаются, а открываются в уже накопленном опыте. В принципах психологии преломляются общие законы диалектики, а также отражаются и принципы других (смежных) наук, поэтому принципы психологии имеют свою иерархию:

1. Общенаучные принципы (философские):

2. Принципы психологии (внутрипсихологические принципы):

- принцип единства сознания личности и деятельности. Сознание и деятельности индивида не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание представляет собой внутренний план деятельности, её программу. Впервые этот принцип был сформулирован С.Л.Рубинштейном в 1933 году.

- - Развития психики, сознания в деятельности (психические явления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека ).

- Детерминизм – этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни человека и изменяется вместе с изменениями образа жизни.

- Системность – все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга.

- Принцип личностного подхода.

Контрольные вопросы:

1. Что обозначает слово «психология», и когда оно впервые появилось?

2. Обоснуйте, почему психологию считают естественнонаучной, гуманитарной и гуманистической наукой? Вклад каких учёных повлиял на становление психологии как науки?

3. Что такое объект и предмет науки? Что является объектом и предметом изучения психологии как науки?

4. Какие психические процессы вы можете назвать?

5. Что такое психические свойства и что к ним относится?

6. Назовите основные формы проявления психики человека.

7. Каковы основные задачи психологии?

8. Раскройте связь психологии с другими науками.

9. Что такое принцип науки и какие принципы отечественной психологии вы можете назвать?

10. Охарактеризуйте принцип детерминизма.

11. Какие виды развития вы можете назвать?

 

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 288с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1982.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М.: Мир, 1990.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:»Просвещение», 1987.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

7. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии. – 1975. – № 2.

8. Максименко С.Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». – 1999. – 528с.

9. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В.Петровского. М., «Просвещение», 1977. – 528с.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», Т.1., 1996. – 416с.

11. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Просвещение, 1990.

12. Психологія. Підручник для педагогічних вузів. За ред. Г.С.Костюка. – К.: “Радянська школа”, 1968. – 572с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: ВДАДОС, 1987.

14. Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека / В.С.Саблин, С.П.Слаква. – М. Издательство “Экзамен”, 2004. – 352с.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование»). – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672с.

16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По процессам, происходящим в водных экосистемах | Современные тенденции развития ресторанного бизнеса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.