Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-Психологические факторы физической культуры и развитие личности




Из небольшого экскурса в историю ФК мы узнали, что главная цель, которая ставилась перед физическим воспитанием, обусловлена социальными потребностями. Оно составляет неотъемлемую часть системы общего воспитания и, по мнению Л.П.Матвеева (1991), различные факторы ФК нацелены на реализацию возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ним способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. На этой основе достигается подготовленность каждого члена общества к плодотворной деятельности. Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач в процессе физического воспитания, как наиболее динамической части ФК. Все задачи условно можно разделить на две большие группы: специфические и общепедагогические. Первая из них решается исключительно средствами и методами физ. воспитания. Общепедагогические задачи решаются в единстве со специфическими, но они ориентированны на вопросы социального формирования личности, воспитания членов общества, преданных его идеалам и защищающих его интересы. Коль скоро ФК является частью общей культуры, то и в процессе физического воспитания решаются вопросы общего воспитания. Человек является в этом смысле объектом воспитания, как одной из составных частей общественных отношений, воспринимая нормы, традиции, обычаи установки общества, социальной (национальной) группы, к которой он принадлежит. Процесс усвоения этих категорий, имеющих важнейшее значение для общества и его развития, называют социализацией личности.

Известно, что личность характеризуется такими признаками как активность (стремление субъекта расширять сферу своей деятельности), направленность (сильные, устойчивые мотивы, интересы, убеждения), степенью осознанности своих отношений к факторам действительности. Личность формируется в процессе общественной практики, в предметной деятельности и общении, в том числе и физ. деятельности. Многоаспектность содержания ФК и её функций уже давно является предметом изучения учёных разных специальностей: педагогов, психологов, философов, социологов и т. п. Исследование социальных функций ФК обуславливает раскрытие её аксиологического (ценностного) аспекта в формировании личности человека современного общества.

Исследователи В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева (1996) выделяют в ФК следующие группы ценностей: интеллектуальные (знание теоретических основ ФК), двигательного характера (лучшие образцы моторной деятельности, пропорций тела, здоровье человека), педагогические технологии (методики физического воспитания, спортивной тренировки, умения и навыки организации физкультурно-спортивной деятельности), мобилизационные (рациональная организация свободного времени, необходимость быстрой оценки ситуации и принятия решения, самоорганизация здорового стиля жизни), интенционные (общественное мнение, различные виды обеспечения, мотивы, потребности, интересы). Каждая из этих групп ценностей может играть ведущую роль генератора, давшего толчок к активному использованию различных факторов ФК в режиме дня человека. Ценностные аспекты ФК целесообразно рассматривать через призму отношения к ним как к потребности и как средству удовлетворения потребностей. Иными словами человек, для которого ФК вообще или её определённые факторы в частности представляют определённую ценность, ощущает потребность, необходимость выполнять физические упражнения в своей повседневной деятельности, регулярно участвовать в спортивных соревнованиях и других формах проявления двигательной деятельности. Реализуется же эта потребность использованием конкретных физических упражнений, занятием видами спорта, наиболее эффективно обеспечивающими установку (установки), стимулирующую каждого человека к включению этих средств ФК в сферу своих интересов. В данном случае физические упражнения предстают процессуальным фактором ФК, имеющим (в зависимости от характеристик конкретных упражнений) определённую ценность для занимающихся.

Потребность в ФК реализуется также с привлечением её ценностей материального и духовного порядка. К первой категории можно отнести категории вещественные: спортивные сооружения, инвентарь, снаряжение, оборудование и т.п. Духовные же ценности включают также компоненты как знания и принципы. Знания интегрируют в себе также элементы: теория и методика ФК - как отрасль знаний; литература по проблемам ФК - как хранитель знаний; учебные заведения и специалисты по ФК - как носители и ретрансляторы соответствующих знаний. Принципы ФК характеризует основные подходы, правила в этой сфере человеческой деятельности. В ходе общественно-исторической практики сложилась определённая структура принципов, регламентирующая специфику деятельности в различных сферах ФК: принципы физ. упражнений; принципы воспитания в процессе различных форм ФК; принципы спортивной тренировки. Материальные и духовные ценности, о которых сейчас мы говорили можно назвать ценностями первичными или базовыми: все они создают условия, в которых рождаются вторичные ценности. В результате использования ценностей различных факторов ФК появляются новые ценности, которые актуализируются в новом человеческом материале. Ценности первого порядка обусловлены структурно-компонентным составом исторически сложившейся системы ФК общества. Ценности же второго порядка являются следствием реализации функциональных возможностей этой системы, т.е. достигается определённый, по выражению академика П.К.Анохина (1979) «фокусированный, полезный», результат системы.

Проявляется этот результат, как уже отмечалось, в новом человеческом материале. Созданные новые ценности, обусловленные интегративными качествами системы ФК, можно разделить на две группы: материальные и духовные. К материальным ценностям относят совокупность положительных соматических изменений в организме человека, появляющихся в количественно-качественных показателях физ. развития (рост, вес, мышечная масса, и т.п.), функционального состояния (состояния здоровья) и физ. подготовленности (уровень развития силы, ловкости, быстроты, выносливости и т.п.).

Духовные ценности второго порядка составляют все те позитивные изменения, произошедшие в сознании человека в результате регулярных занятий физ. культурой. Здесь можно выделить, по крайней мере, три группы ценностей: интеллектуальные (новые изменения в области ФК); психические (уровень развития психических качеств: воля, память, внимание и т.п.) и свойств личности (мотивы, характер и т.п.); социальные (общительность, усердие, трудолюбие, самоутверждение и т.п.).

Формируются вторичные ценности только в процессе деятельности, а именно в процессе физкультурно-спортивной деятельности, под которой понимают систематическое использование человеком различных ценностей ФК (средств, форм, методов, тренажеров, спортивных снарядов и т.п.) в режиме дня, недели, месяца и т.п.

 

В существенной мере эффективность физкультурно-спортивной деятельности зависит от уровня осознанности личностью объективных законов, регламентирующих субъектно-объектные отношения в этой сфере человеческого бытия, от понимания своей роли в этом процессе. Поэтому в следующем вопросе занятия мы рассмотрим наиболее общий механизм физкультурно-спортивной деятельности, как процесс использования ценностей ФК в целях физического совершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.