Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип развития




Принцип объективности.

Принцип единства психики и деятельности.

Принцип детерминизма.

- Особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности.

Воспитание – процесс многоплановый и многофакторный. Научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации.

- Степень сформированности головного мозга ребёнка, его нервной системы в целом.

Каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности.

- Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.

Изучать детей в процессе их обучения и воспитания.

- Учитывать связь психического развития ребёнка с его ведущей деятельностью.

- Фиксировать и анализировать поведение и действия ребёнка:

в ведущей деятельности,

в зарождающейся деятельности,

в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей.

1. Равенство экспериментальных и контрольных групп. Учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей:

- по уровню психического развития,

- по содержательной характеристике деятельности,

- по обучаемости и т.д.

2. Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления).

3. Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической обработки. (Обратить внимание на противоречивые факты!)

Изучать психические явление в системе трёх координат:

1). Актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя);

2). Онтогенеза (процесс развития конкретного ребёнка);

3). Историогенеза (учёт акселерации и др.).

Учитывать:

- психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому;

- тенденции развития на последующих возрастных ступенях.

Таким образом, изучать те особенности психики, которые чётко определились и в которых имеется развитие.

  1. Предпосылки возникновения возрастной психологии как самостоятельной науки.

Возрастная психология как отрасль науки формировалась под воздействием ряда факторов:

- возникновение в обществе интереса к детству как особому периоду в жизненном цикле человека;

- индустриализация и урбанизация, обуславливающие переход к всеобщему образованию;

- переход к классно-урочной системе;

- введение всеобщей воинской повинности с необходимостью учёта возрастно-психологических особенностей воинского контингента при военной подготовке.

Переход к классно-урочной системе стал своеобразной революцией в образовании, критерием деления на классы стал хронологический возраст. Возникла необходимость в дифференциации содержания и методов обучения, что обусловило социальный запрос изучения особенностей умственного и личностного развития детей различных возрастов.

Детская психология получила путёвку в жизнь благодаря прогрессу биологии. В 1877году вышла работа Ч.Дарвина «Наблюдение за поведением человеческого ребёнка», ставшая поворотным пунктом в развитии детской психологии. В этой работе учёный впервые сравнил онтогенез и филогенез; психику и поведение ребёнка с психикой и поведением животных; психику и поведение ребёнка и особенности психики первобытного человека.

Категория «развитие» стала важнейшей в ряду понятий психологической науки. В психологии было два направления: «психология понимания» и естественнонаучная психология. Детская психология возникла и развивалась в контексте естественнонаучного подхода, что определяет её достоинства и недостатки.

«+» - опора на принцип детерминизма, научной доказательности, утверждение идеи непрерывности и всеобщности развития.

«-» - отождествление законов онтогенеза человека с онтогенезом животных и интерпретацию развития как процесс адаптации (приспособления) врождённых видовых свойств к меняющимся условиям среды. Эта тенденция биологизации не преодолена до настоящего времени.

Значительный вклад внесли исследования В.Прейера и Г.С.Холла. Физиолог В.Прейер в 1881г. Опубликовал книгу «Душа ребёнка» о развитии ребёнка на протяжении первых лет его жизни.

Г.С.Холл обучался в открытой в 1875г. В Лейпциге первой научной лаборатории Вундта. По возвращению США в 1883г. В Балтиморе основал первую в мире экспериментальную лабораторию по изучению психики ребёнка. Эту дату считают рубежной в обособлении детской психологии. Холлу принадлежит значительная роль в создании в конце 19 века первого научного журнала и первого научного общества по изучению психики детей. Холл также разработал метод анкетирования. Ведущим экспериментальным методом у Вундта был метод интроспекции, недоступный детям в силу неразвитости рефлексии. Холл попытался найти ему замену, попытка оказалась успешной. Было опровергнуто высказывание Вундта о том, что детская психология никогда не станет настоящей наукой, потому что ей не доступен единственный научный метод – интроспекции.

Г.С.Холл – автор первой научной концепции развития ребёнка – концепции рекапитуляции. Им создана первая концепция подросткового возраста, названного им «возрастом штурма и натиска».

Общество было заинтересованно. В первую очередь, в изучении психологии ребёнка. Именно поэтому психология развития долгое время оставалась детской психологией. В период 1913-1946гг. происходила институционализация детской психологии и образование различных направлений, в том числе культурно-исторического подхода Л.С.Выготского.

 

  1. Методы возрастной психологии.

Классификация методов исследования по Б.Г.Ананьеву.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.