Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы и расчет времени

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Тема № 1. Методологические основы теории принятия решений.

Теория принятия решений

По учебной дисциплине

ЛЕКЦИЯ

 

 

Занятие № 2. Этапы обоснования принятия решений и критерий эффективности.

 

Обсуждено на заседании кафедры

"___" августа 2011 г.

Протокол № 1


1. Усвоить перечень и суть этапов ПР.

2. Рассмотреть используемые при ПР критерии эффективности и шкалы измерения.

3.. Воспитывать творческий подход и настойчивость при изучении дисциплины

Время: 2 часа. Место: Аудитория.

 

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

 

Литература : Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебник. М., «Экзамен», 2006.

Наглядные пособия: дидактический материал (слайды).

Технические средства обучения: “Лектор–2000”.

 

 

 

 

I. Введение   мин.
II. Учебные вопросы    
  1.Этапы обоснования принятия решений.   мин.
  2. Критерии эффективности.   мин.
  3. Шкалы измерений.   мин.
III. Заключение   мин.

ВВЕДЕНИЕ

 

Проверить наличие студентов и их готовность к занятию.

Объявить студентам о том, что они продолжают изучение темы «Методологические основы теории принятия решений», играющей важнейшую роль в понимании сущности дисциплины. Довести до студентов, что данная тема включает 6 часов аудиторных лекционных занятий.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЛОЖЕНИЮ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

 

При изложении первого вопроса рассмотреть этапы операционного проекта (обоснования принятия решений). Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Как можно сформулировать понятие адекватности модели?

При изложении второго вопроса рассмотреть применяемые в ТПР критерии эффективности. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Какие задачи оптимизации с точки зрения наличия критериев вы можете назвать?

При изложении третьего вопроса изучить шкалы измерения, используемые в ТПР. Изложение учебного материала п роводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Что может служить обоснованием выбора определенного типа шкалы?


1. Этапы операционного проекта (обоснования принятия решений)

Не существует строгой регламентации хода и содержания операционного исследования, но в любом выполненном проекте можно выделить характерные для ИСО этапы разработки.

1. Постановка задачи. Она включает содержательное описание задачи: объект и цель исследования, внутренние и внешние условия, ресурсы, значения параметров или их оценки, возможные способы

действий и возможные результаты, другую имеющуюся информацию. Эту работу выполняют совместно ЛПР и аналитик. После тщательного анализа первоначальной постановки аналитик уточняет с ЛПР содержание задачи по всем аспектам и особо согласовывает показатель, который предлагается в качестве критерия оптимальности.

2. Построение математической модели. Характер задач исследования операций таков, что их решение не может проводиться путем натурного эксперимента или физического моделирования.

Например, выбор места и мощности нового производства, определение оптимального плана выпуска продукции, формирование портфеля заказов немыслимо производить путем реализации и сравнения различных вариантов. Такая ситуация в науке не нова: так в астрономии нельзя манипулировать небесными телами, но предсказывать положение планет солнечной системы возможно благодаря использованию математической модели. Модели, и в частности математические, широко применяются в различных областях. Математические модели исследования операций отличаются своей направленностью, которая отражается в структуре модели. Математическая модель в ИСО включает:

- зависимость критерия от управляемых и неуправляемых переменных;

- уравнения, отражающие связи между переменными, например, уравнения на основе материально-энергетических балансов;

- ограничения, обусловленные реальными условиями и требованиями к показателям и переменным (неотрицательность, целочисленность, комплектность, допустимые и/или директивные значения и т.п.). В конкретных задачах могут отсутствовать отдельные составляющие модели полностью или частично за исключением критериальной функции, которая должна быть в модели обязательно.

3. Проверка адекватности модели. Математическая модель представляет собой формализованную гипотезу исследователя о реальных взаимосвязях и поведении системы. Поэтому прежде чем использовать модель для прогнозирования последствий и выбора решений, необходимо убедиться в ее адекватности системе или операции с точки зрения поставленной цели исследования. Для "прозрачных" моделей может быть достаточной качественная проверка, в сложных моделях необходим количественный анализ. В последнем случае для моделирования поведения на модели используются численные методы (иногда это называют прямой задачей: по задаваемым входам нужно определить выходы). Для осуществляемых ранее операций проверка адекватности может производиться по ретроспективным данным (при отсутствии качественных изменений в операции). В других случаях проверка проводится путем наблюдения за реакцией модели и системы на одинаковые решения. При обнаружении неадекватности модель корректируется: при качественном совпадении повысить количественную адекватность можно путем уточнения коэффициентов модели, при более серьезных расхождениях может потребоваться изменение и/или добавление ограничений и уравнений или даже построение другого вида модели. Следует заметить, что такая проверка невозможна для вновь разрабатываемых операций, и тогда приходится довольствоваться качественным тестированием модели.

4. Поиск оптимального решения на модели. Это центральный этап операционного исследования (с математической точки зрения - обратная задача). Он заключается в определении решения, оптимального в смысле принятого критерия. Для отыскания оптимального решения на математической модели применяются методы оптимизации, главным образом методы математического программирования. Развитие последних стимулировалось и продолжает стимулироваться все возрастающими потребностями исследования операций и системного анализа.

5. Анализ оптимального решения. Сюда входит анализ чувствительности полученного решения, параметрический и вариантный анализ, выявление альтернативных оптимальных решений и др. Анализ чувствительности критерия к отклонению переменных от их оптимальных значений позволяет определить разумные требования к точности реализации оптимального решения. Результаты параметрического и вариантного анализа показывают, каким будет оптимальное решение при изменении коэффициентов модели, состава ограничений или при изменении критерия. При этом может устанавливаться значимость отдельных элементов модели, то есть их влияние на оптимальное значение критерия. В случае неединственности оптимального решения появляется дополнительная возможность выбора по показателю, который не представлен в критерии. Важное место в анализе решения отводится интерпретации полученных результатов в терминах предметной области ЛПР.

6. Внедрение результатов исследования. Здесь главное требование состоит в необходимости непосредственного участия разработчиков на всех стадиях реализации предлагаемых решений.

Таким образом, применение научных методов в ИСО отличается всесторонним количественным исследованием, основанным на математической модели и ставящим своей целью определение оптимального решения в интересах ЛПР.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Критерии оптимальности в ТПР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.