Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности




Способности человека к определенному виду деятельности часто сопровождаются наличием склонности человека к этому же виду деятельности.

Склонность можно рассматривать не только как направленность (предпочтение), но и как стремление к какому-либо занятию. Таким образом, в склонности есть как содержательно-оценоч­ная сторона (отношение к чему-либо), так и динамическая, побудительная сторона (стремление что-то делать).

Чем обусловлена связь способностей со склонностями. В большинстве случаев психологи ограничиваются констатацией связи способностей со склонностями.

Отмечая единство склонностей и способностей (но не их тождество!), В. Н. Мясищев писал, что взаимосвязь между ними выступает не только как их единство, но и как причинно-следственная их взаимозависимость, обеспечивающая ход психического развития по спирали.

Изучение причин выбора различных видов спорта в связи с типологическими осо­бенностями свойств нервной системы — с одной стороны, и связь способностей с ти­пологическими особенностями — с другой, позволило установить, что лица, облада­ющие определенными типологическими особенностями, имеют способности к опре­деленному виду спортивной деятельности и склонность заниматься этим видом спортивной деятельности.

Полученные в многочисленных исследованиях данные показыва­ют, что природная склонность к тому или иному виду деятельности может испыты­вать сильное влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

Поэтому лица с высокой подвижностью нервных процессов имеют склон­ность к разнообразной по содержанию деятельности, что соответствует требованиям, предъявляемым в спортивных играх. Инертность нервных процессов приводит к склонности тщательно отрабатывать детали выполняемых действий, что обусловли­вает выбор тех видов спорта, в которых не требуется принятия срочных решений, например спортивной гимнастики.

Склонность лиц с сильной нервной системой к риску приводит к выбору соответствующих видов спорта, например прыжков с трам­плина. Конечно, в каждом конкретном случае выбор вида спорта мог определяться еще и другими причинами, но выявленная тенденция весьма отчетлива.

Итак, способности и склонности связаны между собой не прямо, а опосредованно, через типологические особенности. Они сосуществуют параллельно друг другу (но не раздельно!), если обусловлены природными задатками человека.

Судя по даннымсказанное выше относится и к предпочтению интеллектуальных видов деятельности.

Так, высоко- и низкоактивированные школьники проявили различный интерес к различным заня­тиям: низкоактивированные больше склонны к занятиям техникой, а высокоактиви­рованные — к сферам «природа», «человек», художественное творчество. Не случай­но выдающиеся в интеллектуальном отношении дети тянутся к умственным усилиям, очевидно, потому, что у них имеется потребность в интеллектуальной активности'.

!!!!!Потребности в активности определенного вида как латентные состояния напряжения нуждаются в разрядке определенного типа, что при активизации состояний и проявляется в склонности.

Однако склонность только на первых этапах выступает как безотчетное стремление. Затем, по мере получения удовлетворения (удовольствия) от процесса выполнения выбранной деятельности, склонность становится более осознаваемой, «обрастает» другими мотиваторами, ко­торые в сознании человека превращаются в действующие «мотивы» (объяснения, почему он выбрал для занятий данный вид деятельности). Не понимая до конца ис­тинную причину склонности, человек объясняет свой выбор положительным отно­шением к этой деятельности («нравится»), и ему этого достаточно.

Причины расхождения между склонностями и способностями. Как отмечает В. Н. Мясищев, несоответствия между способностями и склонностями могут быть двух видов:

• при наличии склонности недостаточно выражена способность;

• при наличии способности не выражена склонность.

Первая ситуация особенно часто проявляется, когда речь идет о двигательных спо­собностях. Обусловлено это тем, что двигательные способности зависят не только от типологических особенностей свойств нервной системы, но и от физиологических (вегетативных и биохимических) процессов, от особенностей строения мышц, свя­зочного аппарата и т. п. Поэтому при отсутствии таковых типологические особенно­сти, сильно влияя на склонность, не смогут в такой же степени обеспечить проявле­ние способности к деятельности, выбранной по склонности.

Первый вариант расхождения склонностей и способностей может быть, как отме­чает В. Н. Мясищев, из-за захваливания ученика при недостаточно выраженных спо­собностях, которые не развились должным образом потому, что захваливание поро­дило у ученика самоуверенность, снизило его усердие.

Еще одной причиной расхождения между способностями и склонностями по пер­вому варианту может явиться социальная обусловленность выбора деятельности. Так, К. К. Платонов отмечает, что наблюдавшиеся им случаи расхождения склонностей и способностей были вызваны тем, что один человек овладение летным делом считал своим партийным долгом (он был политработником в летной части), другой (науч­ный работник) видел в этом путь к научным исследованиям в авиации и т. д. Правда, в приведенных примерах вряд ли можно говорить о склонностях к летному делу. Скорее надо говорить о социальных мотивах.

Создает видимость первого варианта соотношений между склонностями и спо­собностями и то, что нередко склонность отождествляется с предпочтением того или иного рода занятий. Предпочтение, как сознательный выбор, может быть следствием моды на профессию, ее престижности в обществе, т. е. социально обусловлено. Тогда кажется, что выбор профессии происходит по склонности. В этом случае выбор осу­ществляется без учета своих способностей, что и приводит к расхождению между предпочтением (псевдосклонностью) и способностями.

Решение вопроса о соотношении склонностей и способностей нередко сводится к соотношению интереса к деятельности и способностей. И хотя рядом авторов интерес понимается как склонность, все же это не тождественные явления. Склонность ближе к влечению, в котором человек осознает объект влечения, но не понимает его причину. В интересе как отношении человек понимает, почему его интересует данный объект.

Поэтому объединение разных психологических феноменов — влечения и интере­са под одним названием — склонности, что имеет место у В. Н. Мясищева, представ­ляется не совсем удачным, несмотря на то что и то и другое, как пишет В. Н. Мяси­щев, пробуждает дремлющие силы, мобилизует трудоспособность, побуждает к по­искам основания деятельности. Второй вариант соотношения склонностей и способностей (способности есть, а склонности нет) скорее следует рассматривать как утерю склонности вследствие потери интереса к деятельности из-за неправильного обучения (его монотонности, чрезмерных требований, Предъявляемых к ученику) или появления сильного интереса (возможно, по чисто внешней привлекательности) к другой деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.