Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затраты на качество (ЗК) - как экономическая категория




Концепцию определения затрат, связанных с выполнением различных управленческих функций, таких как, разработка продукции, маркетинг, управление персоналом, производство и других, исповедуют все организации. Но до 50-х годов такая концепция не распространялась на функцию управления качеством, за ис­ключением работ подразделений технического контроля и испытаний. Су­ществовали, конечно, и другие затраты, относящиеся к качеству, но они были рассеяны среди различных расходов, особенно накладных.

В России проблема управления ЗК изучена в русле отдельных направлений научного и научно-практического опыта. Широко известны работы Г.Г. Азгальдова, Д.С. Львова, А.В. Гличева, Е.М. Карлика, Я.Д. Плоткина, А.И. Будищевой, В.М. Шкловского, В.Г. Вильдгрубе, С.Н. Семенова, М.З. Свиткина, В.Д. Мацуты, К.М. Рахлина, Л.Е. Скрипко, Курочкиной И.П., Демиденко Д.С. и других отечественных специалистов в области экономики качества.

Анализ литературных источников и практического опыта, связанного с определением и оценкой затрат на обеспечение качества продукции, показал наличие различных точек зрения на этот вопрос.

Демиденко Д.С., Гряколов А.И. считают, что затраты на производство это и есть затраты на обеспечение качества. Вероятно, это объясняется тем, что методика нахождения величины производственных затрат на качество не разработана. Если не выделить затраты, связанные с обеспечением качества, теряет смысл решение проблемы оценки эффективности повышения качества изделий и экономической эффективности систем управления, Поэтому, на наш взгляд, необходимо организовать учет этих затрат.

В работах Е. М. Карлика, В.М. Шкловского, С.Н. Семенова, В.Г. Вильдгрубе встречается подход согласно которому к затратам на обеспечение качества относят затраты, связанные с любым совершенствованием производственного процесса.

Е. М. Карлик, В.М. Шкловский, В.Г. Вильдгрубе к затратам на обеспечение и повышение качества относят затраты на совершенствование техники и технологии производства. В числе затрат на качество упоминаются затраты на подготовку к производству и опытное производство изделий повышенного качества, на изготовление изделий повышенного качества; дополнительные текущие затраты на изготовление изделий повышенного качества; дополнительные капитальные затраты на производственное оборудование, инструмент, оснастку, производственную площадь для изготовления изделий повышенного качества.

По мнению А.И. Будищевой, Я.Д. Плоткина сущность производственных затрат на обеспечение качества продукции заключается в том, что они имеют место в тех случаях, когда нужно уменьшить рассогласование между фактическими и заданными показателями качества. Если бы производственная система функционировала в идеальном режиме, то затрат на обеспечение качества либо вовсе не было, либо они были бы минимальными. Но в их работе не учитывается современный положительный опыт международных методов классификации затрат на качество, внепроизводственные затраты на обеспечение качества и не разработана методика расчета и учета представленных многочисленных затрат. Предложенные же методы регулирования и оптимизации затрат с использованием многочисленных математических и статистических расчетов, трудно поддаются пониманию и применению в практических условиях.

Особое место в исследовании затрат на качество занимают вопросы их определения и учета. Наиболее четкие рекомендации по этим вопросам содержатся в работах В.Н. Шкловского, Е.М. Карлика, Л.Е. Скрипко, И.П. Курочкиной. В них нашли отражение вопросы распределения статей затрат на качество продукции и подходы к определению трудно выделяемых из себестоимости затрат.

Сертификация систем качества многих российских предприятий на соответствие международным стандартам предъявляет определенные требования к экономике качества. Поэтому возникла необходимость использовать зарубежные принципы классификации затрат на обеспечение качества, которые позволяют наиболее полно учитывать затраты.

Впервые тема затрат на ОКП прозвучала в американском военном стандарте Mil-Q-9858 «Требования к программам качества» (1959 г.). В нем в разделе "Управление программами качества" содержался пункт 3.6 "Затраты, связанные с качеством»:

"Подрядчик должен вести и использовать данные о затратах на качество как элемент управления программой качества. Эти данные должны служить цели выявления затрат на предупреждение и корректировку несоответствующих поставок (т.е. затрат труда и материалов на брак, вызванный дефектной работой, на исправление дефектной работы и контроль качества, проведенный подрядчиком на заводах субподрядчиков или у оптовиков). Конкретные данные о затратах на качество, которые следует собирать и использовать, должны определяться подрядчиком. Эти данные по запросу должны идентифицироваться и предоставляться для анализа «на стороне» представителю заказчика».

В связи с тем, что военные стандарты США, упоминались в контракте (заказе) как обязательные для применения, требование учета затрат для военных подрядчиков было также обязательным.

В дальнейшем тема затрат на качество появилась в национальных стандартах США (ANSI/ASQCZ 1.15), Великобритании (BS 4891), Германии (DIN 55-355). Во всех перечисленных документах содержались информационные приложения, в которых освещался вопрос подсчета затрат.

На протяжении 60-80-х годов Американское общество по контролю качества выпустило ряд работ справочного характера, посвященных затратам на качество: «Затраты на обеспечение качества - какие и как oни анализируются» (1967 г.), "Руководство по снижению затрат на качество» (1977 г.), «Руководство по управлению затратами поставщика на обеспечение качества» (1980 г.), «Принципы учета затрат на качество» (1986 г.).

В 1981 г. Британский институт стандартизации издал национальный стандарт BS 6143 «Справочник по определению и использованию затрат, связанных с качеством». Стандарт предназначался для производственных предприятий. За основу отчетности о затратах в нем была принята классификация, предложенная впервые Дж. Джураном и опубликованная им в 1951 г. в первом издании "Справочника Джурана по контролю качества». В данной работе термин «затраты на качество» означает стоимость плохого качества (главным образом как расходы на обнаружение и корректировку дефектной работы). В дальнейшем работа Джурана в области определения затрат на качество была продолжена А. Фейгенбаумом и легла в основу разработки международных стандартов ИСО.

В соответствии со стандартом ИСО 8402 затраты, связанные с качеством – это «затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, связанные с потерями качества, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Потери качества – это «потери, вызванные нереализацией потенциальных возможностей ресурсов в процессах

и в ходе деятельности»[1]. В стандарте выделяются понятия: затраты на обеспечение качества, на улучшение качества, на управление качеством.

Под затратами на обеспечение ка­чества следует понимать все затра­ты, произведенные для удовлетворе­ния установленных потребителем тре­бований к качеству продукции или услуг. Затраты на улучшение качества - это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя. К затра­там на управление качеством отно­сятся затраты на разработку и реа­лизацию корректирующих и преду­предительных мер, необходимых для устранения выявленных или предот­вращения потенциальных несоответ­ствий продукции (услуг) предъявляе­мым или предполагаемым требова­ниям к ней. Исходя из требований стандартов ИСО серии 9000 к различным моделям системы качества, ведущее значение в рассматриваемой клас­сификационной группе имеют, без­условно, затраты на обеспечение качества, состав и структура кото­рых могут включать отдельные эле­менты затрат на улучшение качест­ва и управление им.

К.М. Рахлин и Л.Е. Скрипко дают следующее определение затрат на качество: это «совокупность затрат на все необходимые виды деятельности по обеспечению качества продукции или услуги в соответствии с требованиями потребителей».

В исследованиях немецких ученых большое внимание уделяется регулированию стоимости контроля. Следует однако отметить, что расходы на контроль – не единственная статья затрат на обеспечение качества и они не являются преобладающими в общих затратах на качество, хотя информация о стоимости контроля представляется наиболее легко извлекаемой из общих затрат на производство. Учет исключительно расходов на контроль не оказывает существенного влияния на решение вопросов определения затрат, связанных с обеспечением качества.

На протяжении всей второй половины 20-го столетия в различных странах и на различных промышленных предприятиях делались попытки внедрить системы управления затратами на качество на основе идей, предложенных Дж. Джураном. Сообщения об этом в разное время были опубликованы в англоязычной периодике и трудах конференций по воп­росам качества. Знакомство с этими публикациями убеждает в том, что западные подходы к данному вопросу по существу не выходят из круга идей, обозначенных в первоисточнике.

В 50-х годах на многих предприятиях были образованы отделы по управлению качеством. Руководители этих отделов столкнулись с необходимостью «продавать» свои работы администрациям компаний. Из-за того, что языком последних были деньги, родилась идея исследовать затраты, связанные с качеством, как связующее звено между пер­соналом отделов качества и руководителями компаний.

В последующие десятилетия специалисты по качеству расширили свои исследования и доказали важность затрат на обеспечение качества. Оказалось, что:

- многие руководители предприятий не имеют представления об истинном объеме затрат на обеспечение качества и не понимают ценности информации о затратах;

- точный размер и место возникновения этих затрат неизвестны для большинства компаний;

- большая часть затрат приходится на устранение брака, инспекцию и контроль. Это показывает на несвоевременность выявления брака и возможность снижения затрат на его устранение;

- из-за низкого качества предприятия несут большие расходы, которые обычно скрыты в стандартах (нормах) и поэтому они должны быть выявлены и сокращены;

- снижение затрат на качество дает значительный прирост конечных результатов деятельности;

- на предприятиях отсутствует система управления затратами на обеспечение качества.

Вышеназванное способствовало расширению и углублению работы по программе «затраты на качество». В результате были сформулированы две основные задачи в области исследования затрат:

1. Оценить затраты, возникающие в результате низкого качества продукции и использовать полученные данные для разработки конкретных проектов улучшений.

2. Расширить систему учета на предприятии для осуществления мониторинга затрат на качество. Вывести данные на постоянно действующее табло, с целью стимулирования руководителей к действиям, ведущим к снижению затрат.

Для создания системы учета и оценки затрат на обеспечение качества на предприятии необходимо создать организационные условия. Организация работ по определению затрат на качество должна стать важнейшим элементом системы качества и обеспечить руко­водству предприятия возможность принятия экономически обосно­ванных решений. Формирование структуры и состава затрат в методическом плане определяет необходимость разработки классификации затрат, которая позволяла бы в максимальной степени учестьвсе виды затрат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.