Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложе­ния




ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество (объем) благ, предлагае­мых для продажи на рынке в определен­ный момент или пе­риод времени. В стоимостном выражении предложе­ние представляет сумму рыночных цен этих благ.

Основными факторами предложения являются цена бла­га и неценовые факторы. Цена предложе­ния — это мини­мальная цена, по которой продавец согласен продать опре­деленное количество данного блага.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависи­мость между ценой и величиной предложения блага в тече­ние определенного периода времени.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответ­ственно возрастает и вели­чина предложе­ния; со снижением цен сокращается также и предложение.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы вы­пустить и про­дать, называется гра­фиком или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных ус­ловиях больше предложения благ, ибо про­изводитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно боль­шой доход можно полу­чить и без увеличения производ­ства. В этом случае предло­жение может сократиться. Закон предложения имеет две формы выражения: а) шка­ла предложения; б) кривая предложения.

Шкала предложения — это табличное выражение свя­зи между рыночной ценой блага и тем ко­личеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения — это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь меж­ду количеством предложен­ного блага и его ценой. Она ил­люст­рирует, какую цену надо заплатить за единицу предло­женного блага для каждого количества блага, чтобы это количе­ство блага было выпущено, т. е. предложено на ры­нок. Для большинства благ кривая предло­жения имеет «вос­ходя­щее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Кривая предложения

Восходящая кривая предложения выражает сущность за­кона предложения, кото­рый заключа­ется в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.

«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повыше­нием цены блага в его выпуске уча­ствует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажет­ся перенасыщен им, и расширение вы­пуска блага прекра­тится, в результате объем выпуска благ стабилизируется незави­симо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.

Что лежит в основе кривой предложения?

Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения являются:

• издержки производства, или производственные зат­раты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;

• технология производства. Использование более со­вершенной технологии пони­жает издержки произ­водства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;

• цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы со­кращает издержки производ­ства и увеличивает предложение благ;

• цены сопутствующих благ, особенно тех благ, кото­рые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одно­го со­путствующего блага повы­сится, то увеличится цена и второго;

• количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;

• количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут ку­пить этого блага;

• налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вы­зывают рас­ширение производства;

• государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличе­нию их предложения;

• особые факторы. Например, погода оказывает силь­ное влияние на сельское хо­зяйство.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Фирмы постоянно ме­няют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?

Предложение меняется, когда изменяется любой из фак­торов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения, при каждой рыночной цене предло­жение увеличива­ется (или уменьшается), когда увеличива­ется (или уменьшается) объем предложения.

Следует не путать понятия «движение вдоль кривой предложения и "сдвиг кривой предложения".

ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ре­акция продавцов на измене­ние цены блага при прочих рав­ных условиях; отражает изменение объема блага, ко­торое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изо­бражается движением вдоль кривой пред­ложе­ния (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Движение вдоль кривой предложения

Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предло­жения к другой точке этой кривой (В).

Движение вдоль кривой предложения означает, что про­исходит изменение вели­чины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предло­жение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — реакция продав­цов на изменение неценовых факторов; от­ражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предло­жения — это измене­ние того объема благ, которое произво­дители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).

Сдвиг кривой предложения вправо означает расшире­ние предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы, — это сдвиг кривой пред­ложения, т. е. изменение

Рис. 3.3. Сдвиг кривой предложения

предложения. Когда происходит изменение объема предложения в от­вет на измене­ние цены дан­ного блага — это движение вдоль кривой предложения.

 

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное рав­новесие.

Выше мы рассматривали спрос и предложение по отдельно­сти. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следую­щем. Взаимо­действие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное рав­новесие.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда пла­ны покупателей и продавцов на рынке полностью совпада­ют, а объем благ, который намерены купить покупа­тели, аб­солютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса,

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для по­вышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраня­ются рав­ными.

Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1.

На рис. 4.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пе­ресечения кривых спроса и предло­жения, которая является точкой равновесия (Е), отражаю­щей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложе­ния, выступает как равновесная цена. Равен­ство объема спроса и объема предложения представляет собой равно­весный объем и характеризует рыночное равновесие. Цена по которой благо продается или покупа­ется, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем

Рис. 4.1. Взаимодействие спроса и предложения

продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, по­скольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым измене­ния спроса и предложе­ния.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена при­водится к уровню, ко­торый уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предло­жения.

Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется де­фицит (иногда его называют избыточ­ным спросом благ), и объем спроса превышает объем пред­ложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конку­рирующие покупатели начинают предла­гать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения уве­ли­чивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновес­ного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объём предложения превышает объём спроса и образуется избыток благ. Рыночное равно­весие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и рав­новесная цена, и равновесный объем блага (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Увеличение спроса на благо.

2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижается равновесная цена и равновесный объем блага (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Уменьшение спроса на благо

3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в резуль­тате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Увеличение предложения на благо

4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в резуль­тате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Уменьшение предложения на благо

Используя указанные четыре варианта изменения спро­са и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда «срабатывают» названные выше «четыре правила» спроса и пред­ложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложе­ния предполагает не­обхо­димость:

а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движе­ние вдоль кривой;

б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания отличий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием,обусловленным из­менением других факторов.

Изложенная выше модель рынка статическая, посколь­ку распространяется на оп­ределенный фиксированный пе­риод времени (год, квартал, месяц), связи ее пере­менных во времени не анализируются. Включение в модель зависимо­сти спроса, предложения и цен во времени трансформиру­ет модель в динамическую модель.

Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вари­ант, который в экономической науке называется «паутинообразной моделью», предполагающей, что осуществление нового состоя­ния равновесия устанавливается соотношени­ем определенных параметров функций спроса и предложе­ния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.