Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественная политика и практика в области стандартизации в телекоммуникациях




 

Российские учёные и специалисты принимают активное участие в разработке международной нормативной базы в сфере телекоммуникаций. Учитывая, что современная телекоммуникационная сеть связи РФ построена главным образом на оборудовании зарубежных производителей, разработанные документы широко применяются на практике. Но в телекоммуникациях регламентации подлежат не только технические вопросы, но и множество правовых и организационных вопросов, связанных с предоставлением телекоммуникационных услуг населению и юридическим лицам. Поэтому каждая страна, в том числе Россия, имеет свои особенности нормативной деятельности в сфере телекоммуникаций.

Правовая база РФ, регламентирующая вопросы регулирования общих и технических требований к услугам связи на федеральном уровне включает в себя ряд законодательных актов, основными из которых являются: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О связи»; Федеральный закон «О техническом регулировании»; Закон РФ «О защите прав потребителей»; Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». На основании указанных актов законодательства Правительство РФ принимает соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, определяющие нормы в области технического регулирования и качества услуг связи.

В настоящее время в области связи действуют следующие правила, утвержденные Правительством РФ: Правила оказания услуг телефонной связи; Правила предоставления услуг телеграфной связи; Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации). Эти правила определяют наиболее типовые вопросы: основания занятия исполнителем соответствующей деятельностью; особенности предоставления потребителю информации о предприятии и услугах; требования к качеству услуг; порядок приема и оформления заказов на услуги; права потребителя и порядок их использования; обязанности и права исполнителя; порядок оплаты услуги и установления цен; санкции за нарушение условий договора.

Нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории: государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р; общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ; межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ; отраслевые стандарты – ОСТ; технические условия – ТУ; стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Статус федеральных законов будут иметь технические регламенты, которые в настоящее время находятся в стадии разработки. Занимается этими вопросами Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии с участием профильных министерств и ведомств. Планируется, что разработанные технические регламенты обновят нормативную базу по стандартизации. Кроме того, они будут единственными правовыми документами в области технического регулирования, требующими обязательного выполнения со стороны любых юридических и физических лиц, а также иностранных граждан, находящихся на территории РФ.

Покажем, как разрабатываются в России отечественные нормативные документына примере цифрового телевизионного вещания. В России практические аспекты развития цифрового телерадиовещания - одного из важнейших электронных средств обеспечения единого информационного пространства в РФ - начали обсуждаться ещё в конце 1997 г. Тогда в Минсвязи России были приняты первые концептуальные решения по переходу к цифровому вещанию и началу внедрения в России наземного и спутникового цифрового ТВ-вещания с подключением ряда отраслевых НИИ и КБ промышленности для разработки проектов модернизации существующих систем телерадиовещания и создания отечественной цифровой профессиональной и бытовой аппаратуры. Эти работы проводились при активной поддержке Минсвязи и Минпечати России, Российского агентства по системам управления (РАСУ) и Национальной ассоциации телерадиовещателей (HAT). Важной основой их реализации стало Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 413 «О сближении распределения и условий использования полос радиочастот в Российской Федерации с установленными Регламентом радиосвязи МСЭ распределением и условиями использования радиочастот для Района 1, включающего территорию России». Первый документ в области стандартизации системы спутникового цифрового ТВ-вещания был подготовлен НИИ Радио еще в 1999 году в виде «Временных норм на цифровую передачу ТВ-сигналов стандартного качества по спутниковым каналам" (РД 45.065-99)» Он позволил приступить к цифровизации распределительной сети России вместе с решением весьма актуальной на тот период задачи - существенной экономии необходимого орбитально-частотного ресурса спутниковой компоненты системы и начать распределение общегосударственных ТВ-программ ("Первый канал", "Россия" и "Культура") по зонам поясного вещания в цифровом формате.

 

Рис.2. Кооперация организаций-исполнителей в разработке национальных стандартов цифрового телевещания.

 

Важнейшим моментом в развитии цифрового вещания в России стало согласованное решение Минсвязи России, Минпечати России, РАСУ и HAT по разработке национальной нормативно-технической базы ЦТВ, для чего в 2001 году была создана Межведомственная рабочая группа и утвержден план "Разработки временных норм, государственных и отраслевых стандартов на цифровое ТВ-вещание". В разработке пакета из 23 нормативно-технических (н/т) документов приняли участие: ФГУП НИИ Радио, ОАО "Телеком", ФГУП НИИТ, ОАО "ВНИИТР", ЗАО "МНИТИ", ОАО "МАРТ", ГУП НИИ "Рубин", ГП НТЦ ВСП "СуперТелДалс". В течение 2001-2003 гг. были выполнены значительные объемы научно-исследовательских работ по разработке пакета, включающего 18 проектов национальных стандартов, 4 проекта правил стандартизации и один проект норм в области стандартизации системы цифрового телевидения в России.

С позиции эффективного использования радиочастотного спектра в условиях России, международного согласования частотных присвоений, а также сопряжения с европейскими технологиями цифрового вещания с помощью спутниковых, кабельных и радиорелейных линий связи, цифровое наземное телевизионное вещание ориентировано на систему DVB-T. Разработанные российские национальные стандарты, правила стандартизации и нормы согласованы с рекомендациями ITU-Т, стандартами ETSI и учитывают накопленный опыт по стандартизации телевизионного вещания в России и данные экспериментов, полученные в трех опытных зонах цифрового ТВ-вещания.

Не всегда нормативные документы поспевают за бурным развитием телекоммуникаций. Наиболее яркий пример – это нормативная база. Касающаяся распределения дефицитного частотного ресурса. Использование радиочастотного спектра в Российской Федерации определяется положениями Федерального закона “О связи” и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, которые сформировали соответствующую систему регулирования. В соответствии с этими нормативными правовыми документами всей полнотой полномочий в области регулирования использования радиочастотного спектра обладает межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам – Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), созданная Правительством Российской Федерации.

Внедрение современных радиотехнологий осуществляется по принципу наличия «свободного радиочастотного ресурса», а вопросы освобождения или перераспределения занятого радиочастотного спектра для этих целей решаются годами вследствие финансовых трудностей и длительных сроков действия ранее выданных разрешительных документов, а также отсутствия нормативно-правового документа о принципах и порядке освобождения и перераспределения используемого радиочастотного спектра. Это приводит к тому, что фактические возможности современных радиотехнологий используются не в полной мере на территории Российской Федерации. Кроме того, учитывая, что новые радиотехнологии каждые несколько лет обновляются, такое положение снижает также экономическую выгоду от их внедрения.

 

Список литературы и источников

 

  1. Международный Союз электросвязи ITU http://www.itu.int
  2. Американский Национальный Институт Стандартов ANSI http://www.ansi.org
  3. Eвропейский Институт Телекоммуникационных стандартов ETSI http://www.etsi.org
  4. Майзульс Р., Шавдия Ю. Развитие нормативно-правовой и нормативно-технической базы современного телерадиовещания Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2008 (http://broadcasting.ru/articles2/Regandstan/progress-tv).
  5. Майзульс Р., Шавдия Ю. О разработке национальных стандартов цифрового телевизионного вещания в России. В журнале "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2004 (http://broadcasting.ru/articles2/Regandstan/nac_standarty_tv).

[1] Акро́ним (от греч. άκρος — «высший, крайний» и όνυμος — «имя») — аббревиатура, образованная из начальных букв, частей слов или словосочетаний, произносимая как единое слово, а не побуквенно. В данном случае МСЭ, произносится как мсэ, а не как эм-эс-э.

 

[2] IEEE - произносится как I triple E («Ай трипл и»)

[3] RFC - англ. Request for Comment. Это документ из серии пронумерованных информационных документов Интернета, содержащих технические спецификации и стандарты, широко применяемые во всемирной сети. Название «Request for Comments» ещё можно перевести как «заявка на обсуждение» или «тема для обсуждения». В настоящее время первичной публикацией документов RFC занимается IETF под эгидой ISOC. Правами на RFC обладает именно ISOC.

[4]Акроним (произносится) - «исо».

[5] Акроним (произносится) – «этси»

[6] CEPT (сокращение от фр. Conférence européenne des administrations des postes et télécommunications; англ. Conference of European Post and Telecommunications) — Европейская конференция администраций почтовых служб и служб связи.

[7] EFTA (сокращение от англ. European Free Trade Association,) – Европейская ассоциация свободной торговли. Была создана в 1960 г.с целью создания зоны свободной торговли.

[8] 3GPP (сокращение от англ. 3rd Generation Partnership Project) — консорциум, разрабатывающий спецификации для мобильной телефонии третьего поколения. Создан в 1998 г.

[9] До октября 1997 г. называлась Electronics Industries Association (Электрическая Промышленная Ассоциация)

[10] RS-232 (англ. Recommended Standard 232) — в телекоммуникациях, стандарт последовательной асинхронной передачи двоичных данных между терминалом (англ. Data Terminal Equipment, DTE) и коммуникационным устройством (англ. Data Communications Equipment, DCE).

[11] До ноября 1999 г. форум назывался ADSL Forum.(ADSLF)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.