КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целостность
Творческий характер. Тема: Концептуальные основы процесса воспитания Лекция 2.1. Содержание учебного материала: 1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса? 2. Каковы закономерности и принципы воспитания? 3. Каковы особенности целеполагания в процессе воспитания? 4. Каково содержание воспитания? 5. Каковы особенности методов, форм и средств воспитания? 1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса? Подходы к трактовке понятия «воспитание»: 1. Воспитание в широком смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей (отождествление с социализацией). Воспитание в узком смысле - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. 2. Авторитарная педагогика: процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский, Н.Е. Ковалев и др.). 3. Гуманистическая педагогика: целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, сущностью которого является развитие индивидуальности воспитанника и создание условий для самореализации субъектов этого процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И. С.Якиманская идр.). Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе: 1. двусторонний процесс; 2. целенаправленность – цель, предложенная воспитателем, должна быть принята воспитанником, воспитатель должен четко представлять конкретные задачи воспитания на каждом этапе;
3. непрерывность – систематическое взаимодействие педагога и ребенка на протяжении всего педагогического процесса; 4. многофакторность – на личность оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов; 5. вариативность результатов, их отдаленность; 6. цикличность – последовательная смена циклов воспитательного процесса; 7. диалектичность – процесс воспитания – саморазвивающийся; источник развития – внутренние противоречия; 2. Каковы закономерности и принципы воспитания? Закономерности - устойчивые, необходимые, повторяющиеся взаимосвязи. 1. Закон целостности (Рубинштейн) – ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, воспитывается и обучается. 2. Cамореализация ребенка возможна только в той деятельности, в которой он выступает как субъект. 3. Эффективность воспитательного процесса определяется единством целей, методов, форм, содержания. 4. Эффективность воспитательного процесса зависит от эмоциональной, мотивационной и вербальной сфер личности воспитанника; 5. Характер воспитательного процесса зависит от потребностей общества и воспитание способно оказывать влияние на общество. Принципы – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Система принципов воспитания: 1. Общие: 1) природосообразность -согласованность воспитания с общими законами развития природы и человека; возрастная и половая дифференциация; организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему; культивирование стремления к здоровому образу жизни; развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения; помощь в осознании глобальных проблем человечества, своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.
2) культуросообразность (С. Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др) - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, человека к различным экономической, интеллектуальной, нравственной и др.); учет в целях, содержании, методах воспитания исторически сложившихся в конкретном социуме традиций и стиля социализации. 3) персонификация - подбор индивидуальной стратегии взаимодействия с каждым ребенком, в зависимости от его личностных качеств, задатков, интересов, типа темперамента, уровнем самоуправления, поведения и деятельности, статуса в коллективе, отношения к самому себе, условий жизнедеятельности. 4) гуманизация – безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности, а его деятельности, поступков; 5) дифференциация – реализация воспитательных задач с учетом возраста, пола, уровню воспитанности группы учащихся. 2. Частные: 1. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе -оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса. В коллективе воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества; усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. 2. Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой - воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, отвечать его потребностям; определение целей воспитания с учетом государственных и личностных требований; организация воспитания, не позволяющая учащимся замыкаться в школьной среде; вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. 3. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Человек развивается в активной, самостоятельной деятельности. Воспитание состоит в организации различных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, сохраняя руководящие позиции.
4. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. 5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности – вера педагога в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать и развивать это стремление. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Этот принцип наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. 6. Согласованность требований школы, семьи и общественности. Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются согласованным взаимодействием семьи, социальных институтов, школы, педагогического коллектива. Условия осуществления этого принципа: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования. 7. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Задача педагога — помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества. 8. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.
3. Каковы особенности целеполагания в процессе воспитания?
4. Каково содержание воспитания?
5. Каковы особенности методов, форм и средств воспитания? Классификация методов воспитания в начальной школе (по Л.И. Маленковой)
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |