Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостность

Творческий характер.

Тема: Концептуальные основы процесса воспитания

Лекция 2.1.

Содержание учебного материала:

1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?

2. Каковы закономерности и принципы воспитания?

3. Каковы особенности целеполагания в процессе воспитания?

4. Каково содержание воспитания?

5. Каковы особенности методов, форм и средств воспитания?

1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?

Подходы к трактовке понятия «воспитание»:

1. Воспи­тание в широком смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей (отождествление с социализацией).

Воспи­тание в узком смысле - специально организо­ванная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

2. Авторитарная педагогика: процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский, Н.Е. Ковалев и др.).

3. Гуманистическая педагогика: целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, сущностью которого является развитие индивидуальности воспитанника и создание условий для самореализации субъектов этого процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И. С.Якиманская идр.).

Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе:

1. двусторонний процесс;

2. целенаправленность – цель, предложенная воспитателем, должна быть принята воспитанником, воспитатель должен четко представлять конкретные задачи воспитания на каждом этапе;

3. непрерывность – систематическое взаимодействие педагога и ребенка на протяжении всего педагогического процесса;

4. многофакторность – на личность оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов;

5. вариативность результатов, их отдаленность;

6. цикличность – последовательная смена циклов воспитательного процесса;

7. диалектичность – процесс воспитания – саморазвивающийся; источник развития – внутренние противоречия;

2. Каковы закономерности и принципы воспитания?

Закономерности - устойчивые, необходимые, повторяющиеся взаимосвязи.

1. Закон целостности (Рубинштейн) – ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, воспитывается и обучается.

2. Cамореализация ребенка возможна только в той деятельности, в которой он выступает как субъект.

3. Эффективность воспитательного процесса определяется единством целей, методов, форм, содержания.

4. Эффективность воспитательного процесса зависит от эмоциональной, мотивационной и вербальной сфер личности воспитанника;

5. Характер воспитательного процесса зависит от потребностей общества и воспитание способно оказывать влияние на общество.

Принципы – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Система принципов воспитания:

1. Общие:

1) природосообразность -согласованность воспитания с общими законами развития природы и человека; возрастная и половая диффе­ренциация; организации социального опыта ребенка и индиви­дуальной помощи ему; культивирование стремления к здоровому образу жизни; развитие планетар­ного мышления и воспитание природоохранного поведения; помощь в осознании глобальных проблем человечества, своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

2) культуросообразность (С. Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др) - воспитание должно основываться на общечелове­ческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, человека к различным экономической, интеллектуальной, нравственной и др.); учет в целях, содержании, методах воспитания исторически сложившихся в конкретном социуме традиций и стиля социализации.

3) персонификация - подбор индивидуальной стратегии взаимодействия с каждым ребенком, в зависимости от его личностных качеств, задатков, интересов, типа темперамента, уровнем самоуправления, поведения и деятельности, статуса в коллективе, отношения к самому себе, условий жизнедеятельности.

4) гуманизация – безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности, а его деятельности, поступков;

5) дифференциация – реализация воспитательных задач с учетом возраста, пола, уровню воспитанности группы учащихся.

2. Частные:

1. Принцип обучения и воспи­тания детей в коллективе -оптимальное сочета­ние коллективных, групповых и индивидуальных форм организа­ции воспитательного процесса.

В коллективе воспиты­ваются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества; усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения.

2. Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой - воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, отвечать его потребностям; определение целей воспитания с учетом государственных и личностных требований; организация воспитания, не позволяющая учащимся замыкаться в школьной среде; вовлечение воспитанников в посильную тру­довую и другие виды деятельности.

3. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Человек развивается в активной, самостоятельной деятельности. Воспитание состоит в организации различных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, сохраняя руководящие позиции.

4. Ува­жение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательно­стью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка.

5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности – вера педагога в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать и развивать это стремление. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс ста­новления и возвышения личности. Этот принцип наиболее полно и по­следовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к челове­ку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

6. Согласованность требований школы, семьи и общественности. Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются согласованным взаимодействием семьи, социальных институтов, школы, педагогического коллектива.

Условия осуществления этого принципа: обеспечение системы в предъявлении требований; последо­вательное усложнение требований; закрепление и совершенство­вание ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

7. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожида­ния завтрашней радости. Задача педа­гога — помочь каждому школьнику наметить личные близкие, сред­ние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

8. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для при­косновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

 

3. Каковы особенности целеполагания в процессе воспитания?

         
 
 
   
 
   

 


4. Каково содержание воспитания?

       
   
 
 

 

 


5. Каковы особенности методов, форм и средств воспитания?

       
   
 
 


Классификация методов воспитания в начальной школе (по Л.И. Маленковой)

           
 
 
   
     
 


 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Планирование организация контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.