Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2.4. Учебная деятельность младших школьников

1. Структура учебной деятельности школьника.

2. Характеристика компонентов учебной деятельности.

 

Общеизвестно, что человек формируется и проявляется как индивидуальность и личность в деятельности. Что же пред­ставляет собой та деятельность, в которой происходит процесс развития индивидуальности? Какова ее структура и функции? Каким должно быть обучение, чтобы оно развивало учеников? Рассмотрим эти вопросы.

На каждом этапе своей жизни человек осуществляет мно­жество деятельностей: читает книги, решает научные пробле­мы (познавательная деятельность), занимается радиоспортом, кройкой и шитьем (любительская деятельность), умственным и физическим трудом (трудовая деятельность), обучается в школе, на курсах (учебная деятельность), выполняет обязан­ности на производстве (профессиональная деятельность) и др. Каждая из этих деятельностей занимает в жизни разное по­ложение, в определенные периоды какая-то бывает ведущей, доминирующей. Для школьника таковой является учебная. Но это не та деятельность, которую обычно имеют в виду на бытовом (не научном) уровне, часто называя ее учением или еще хуже — учебой.

Что же является предметом и продуктом учебной деятель­ности? Предметом — опыт учащегося, который преобразуется путем присвоения элементов социального опыта. Продуктом — сам учащийся: его способности, результат развития его сфер. Если при изготовлении детали, при изучении учебного предме­та цель состоит в том, чтобы изменить предмет или овладеть им, то в учебной деятельности цель направлена не на какой-либо внешний объект, а на самого учащегося: он сам соз­нательно ставит цель развить в себе какое-либо качество (способности, волю, умения). Следовательно, учебная деятель­ность в таком понимании отличается от любой другой дея­тельности ученика тем, что она не только объективно направ­лена на формирование его индивидуальности, как и все другие виды деятельности, но и субъективно имеет такую цель. Эти положения достаточно четко отражают сущность учебной дея­тельности.

В работах психологов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и другие) предпринята попытка определить структурный состав учебной деятельности. Как и любая другая, она включает три основных компонента: мотивационный, содержательный, операциональный.

Мотивационный компонент включает познавательные потреб­ности и учебно-познавательные мотивы, то есть желание узнать что-то новое, овладеть новым способом решения, самостоя­тельно определить путь поиска нового знания и т. д. Появление учебно-познавательного мотива активизирует не только моти-вационную сферу: желание доказать себе и другим, что «могу сам определить способ решения задачи», воздействует на экзи­стенциальную сферу, стремление проявить настойчивость при поиске нового знания — на волевую сферу и сферу саморе­гуляции и т. д.

По Д.Б.Эльконину, учебно-познавательный мотив — это побу­ждение, направленное на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Если учащиеся' овладева­ют новыми способами действия (кроме того, что овладевают новыми знаниями и умениями по предмету), то это значит, что они осуществляли учебную деятельность — происходило научение, которое в психологии определяется как способ из­менения поведения человека, действующий не только в обу­чении, но и в других видах деятельности. Наряду с научением используется термин «учение» — это особый вид деятельно­сти, специально организуемый с целью овладения знаниями, умениями и навыками. Ведущие мотивы учебной деятельности — 'учебно-познавательные (такие побуждения, которые обеспечивают активность ученика в деятельности): любознательность, позна­вательный интерес, стремление к самостоятельности в позна­вательной деятельности и др.

Новое понятие, которое введено Д.Б. Элькониным в мотива-ционный компонент деятельности, — учебная задача — играет огромную роль в осуществлении учебной деятельности. Это цель, которую ученик сознательно ставит перед собой, цель по самоизменению. По Эльконину, учебная задача — основная единица учебной деятельности. В отличие от других, практичес­ких задач ее цель и результат состоят в изменении самого дей­ствующего субъекта, а не предметов, которыми он оперирует.

Учебная задача появляется, как правило, в результате соз­данной проблемной ситуации, когда учащиеся осознают ин­теллектуальное затруднение, у них возникает побуждение выйти из этого состояния, и они ставят перед собой цель — решить возникшую проблему. Если, например, способов определения площади комнаты оказывается несколько, то учебная задача может заключаться в том, чтобы определить все возможные способы, выбрать из них рациональный, самый экономичный способ. Однако в школьной практике далеко не всегда можно

создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к поста­новке цели перед собой. Поэтому часто педагог сам предлага­ет детям учебные задачи — ставит перед ними цели. Главное при этом — чтобы не было явного навязывания целей, чтобы они оказались принятыми детьми как их собственные.

Содержательный компонент включает те общие способы действий, на которые и направлены учебно-познавательные мо­тивы учащихся.

Операциональный компонент включает учебные действия, осуществление которых позволяет решить поставленную учебную задачу (достичь поставленной цели). В психологии сложились разные подходы к выделению учебных действий. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие выделили следующие: вычленение про­блемы из поставленной -учебной задачи; выявление общего способа ее разрешения; моделирование общих отношений учеб­ного материала и общих способов ее разрешения; конкрети­зация общих, способов действий и отношений; контроль за ходом и результатами учебной деятельности; оценка соответ­ствия хода и результата деятельности учащихся поставленной учебной задаче и проблемам, вытекающим из этой задачи.

Можно представить учебные действия несколько иначе: 1) анализ задачи; 2) принятие учебной задачи; 3) актуали­зация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; 4) составление плана решения; 5) контроль и оценка решения задачи, осознание способов осуществления деятельности.

На основе ведущей функции выделяют ориентирующие (или планирующие), исполнительские и контрольные действия. Рас­смотрим их подробнее.

Планирующие или ориентирующие действия (ориентиро­вочная основа действия — ООД) — это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой учащиеся выполняют усваи­ваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланиро­вать предстоящую деятельность (Что надо найти? Что сначала? В какой последовательности действовать? Какие действия требуется выполнить?). П.Я. Гальперин выделил три основных типа ООД.

Первый тип ориентировки отличается тем, что ученикам да­ется в готовом виде неполная, по сравнению с той, которую необходимо учитывать для правильного выполнения действия, система указаний и ориентиров. Это приводит к тому, что школьник учится методом «проб и ошибок». На основе такой ООД учебное действие усваивается вслепую, стихийно и с боль­шими затруднениями. И даже сформированное действие остается | для ученика не полностью осознанным, поэтому перенос его на новые объекты весьма ограничен.

Второй тип ориентировки отличается тем, что учащимся в готовом виде дается полная ООД в форме подробного алго­ритма решения задачи, инструкции при выполнении лабора­торной работы, технологической карты изготовления изделия, | программы работы на компьютере и т. п. То есть в этом случае планирующие действия выполняет педагог, автор учебника, школьник только копирует их действия по образцу. Естест­венно, возникает вопрос: можно ли научить его самостоятельно составлять ориентировочную основу действия для каждого нового задания? Оказалось, что можно, и тем самым был разра­ботан еще один тип ориентировки.

Он отличается тем, что даются обобщенные, инвариантные всем частным задачам ориентиры. В каждом конкретном случае ООД составляется учащимся самостоятельно с помощью обще­го метода, который ему дается.

Для примера приведем самый общий алгоритм решения учебной задачи: 1) отделить (вычленить) различные данные, условия, факты, основания; 2) соотнести (сличить) и сгруппи­ровать их; 3) переосмыслить, перефразировать, переформулиро­вать задачу; 4) преобразовать ситуацию для определения иско­мого отношения. С помощью этого общего алгоритма каждый учащийся составляет свой конкретный алгоритм действий.

Рассмотрим состав исполнительских действий.

1. Действия уяснения содержания учебного материала, предъ­являемого в устной форме (репродуктивные при сообщении учебного материала преподавателем; продуктивные — самостоя­тельное получение следствий из общих знаний; самостоятель­ный поиск и решение проблем).

2. Действия уяснения содержания учебного материала из письменных сообщений (чтение и декодирование учебного материала; переработка и уяснение содержания; выделение основных положений; оценка и критика положений, пред­ставленных в тексте; конспектирование; действия по само­стоятельному получению новых знаний (следствий) из общих положений; конкретизация, подведение под понятие, выведе­ние следствий, доказательств, выводов и т. д.).

3. Действия отработки учебного материала (отработка путем заучивания; отработка в упражнениях).

4. Действия самостоятельного построения знаний (анализ задачи и ее условий; поиск принципа решения; проверка най­денного решения задачи).

Особое место в системе учебных действий занимают дейст­вия самоконтроля и самооценки. Они имеют специфическую функцию — направлены на саму деятельность, фиксируют от­ношение учащегося к себе как к субъекту: функция контроля в учебной деятельности, как указывал Д.Б.Эльконин, состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимся операций; функция оценки — констатация уровня освоения учащимся способов действий, направленных на решение учеб­ной задачи. Эти функции взаимосвязаны.

Основные формы контроля: 1) итоговый (сличение резуль­татов с заданным образцом), не затрагивается процессуальная сторона деятельности; 2) процессуальный (выявление полноты, правильности, последовательности производимых операций), это пошаговый, пооперационный контроль; 3) прогнозирующий (определение уровня сформированности учебной деятельности), возможность определить общую стратегию формирования учеб­ной деятельности.

Контрольные действия подразумевают: а) контроль усвоения, уяснения и б) контроль отработки. Они входят как элемента в исполнительские действия и предполагают: сравнение своих действий с образцами; оценку совпадения действий и их ре­зультатов с заданными условиями; внесение коррекции в дейст­вия при их отклонении от образца. Действия контроля посте­пенно переходят в самоконтроль.

Самооценка своих действий характеризуется осознанием учащимися всех компонентов учебной деятельности:

1. Осознание индивидом учебной задачи (Что такое задача? Что нужно сделать, чтобы решить любую задачу? Что нужно сделать, чтобы решить конкретную задачу?).

2. Осознание цели учебной деятельности (Чему научился се­годня? Каких целей добился на уроке? Чему можно было научиться, решая задачи определенного типа? Оценивание самим учащимся результатов деятельности в зависимости от реализации ее целей).

3. Оценка учащимися способов деятельности, специфичных и инвариантных по отношению к различным учебным пред­метам (уяснение общих способов действий; умение учащегося выделить общее, инвариантное в различных учебных предме­тах, в выполнении разных заданий; осознанность конкретных операций, необходимых для решения познавательных задач).

С точки зрения формирования учебнрй деятельности целе­сообразно выделение двух групп умений (действий): 1) специ­альные, конкретные действия, обеспечивающие усвоение конкретного учебного материала; 2) действия, направленные непосредственно на формирование учебной деятельности (само­организация, саморегуляция и т. д.).

Итак, учебная деятельность включает цель, которая ставится учителем совместно с учащимися, учебные действия, условия |, достижения цели (умения самоконтроля и самооценки), резуль-| тат. Если объединить эти компоненты, то получится следующий ряд:

Учебная деятельность = потребность + мотив + цель (учебная задача) + учебные действия + самоконтроль + самооценка + результат.

В исследованиях психологов и педагогов выявлены следую­щие особенности учебной деятельности:

1. Основная функция учебной деятельности заключается в том, что она ориентирована не на получение каких-то мате­риальных или иных результатов, а непосредственно на из­менение самих учащихся, на развитие их сфер. В этом случае доминирующей потребностью, например, должна стать интел­лектуальная потребность в овладении способами действий, а не только самими знаниями. (Чаще всего учащегося интере­сует, наоборот, получение знаний, нахождение точного ответа в решении задачи, а не способ ее решения.)

2. Главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению широких классов задач, чтобы деятельность учащихся была направлена на овладение. этими общими способами.

3. Особенностью учебной деятельности является сознатель­ное и самостоятельное составление учащимися ориентировочной основы действия (ООД) — системы ориентиров и указаний, пользуясь которой, человек выполняет данное действие. Для того чтобы учащийся сознательно овладевал новыми понятия­ми и способами действий, нужно вместе с ним выяснить про­исхождение вновь вводимых понятий и действий, показать их необходимость, определить теоретические основы усваиваемых действий. Это означает, что знания не должны даваться в «го­товом виде», что изучение любого нового понятия, нового раздела должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения для чего, почему и зачем должно изучать данное понятие или раздел.

4. Процесс формирования учебной деятельности основывает­ся на принципе содержательного обобщения, когда знания об­щего характера предшествуют знаниям частного и конк

характера. Это значит, что изучение какого-либо раздела должно начинаться с ознакомления учащихся с общими, абстрактны­ми основами этого раздела знаний, которые в процессе их раз­вертывания постепенно обрастают конкретными и частными фактами и знаниями.

5. Важнейшей особенностью учебной деятельности является ее научно-теоретический характер. Это значит, по мнению В.В. Да­выдова, что всю систему обучения необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного научно-теоретического мышления.

6. Особенность учебной деятельности в том, что она уни­версальна, ибо составляет основу овладения любой другой дея­тельностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Маркетинг услуг | Сущность и способы геометрического нивелирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.