Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2.6. Государственные образовательные стандарты (ГОС)

1. Необходимость введения ГОС.

2. Понятие «ГОС».

3. Требования, предъявляемые к ГОСу.

4. Базисный учебный план.

5. Характеристика федерального компонента начального общего образования.

 

В практике обучения отмечались негативные явления:

- принятие рядом образовательных учреждений учебных планов, в которых отсутствуют или существенно сокращены отдельные важные образовательные предметы;

- перенос в сферу дополнительно оплачиваемых образовательных услуг преподавания ряда учебных предметов, необходимых для полноценного общего образования;

- ранняя специализация со всем характерным для неё комплексом негативных последствий;

- превышение норм учебной нагрузки.

 

В статье 43 Конституции России, излагающей гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Понятие стандарта (от английского – standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определёнными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Под стандартами образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт образования является основным нормативным документом. В статье 7 Закона РФ «Об образовании» подчёркивается, что ГОС определяет в обязательном порядке обязательный минимум основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. ГОС являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Таким образом, государственный образовательный стандарт – это нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания образования по каждому предмету на каждой ступени обучения и требования к уровню подготовки, оканчивающих ту или иную ступень.

 

Основные требования, предъявляемые к стандарту:

1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды.

2. Стандарт должен быть ориентирован прежде всего на нормирование конечного результата.

3. Должна соблюдаться согласованность и преемственность стандартов по ступеням образования и изучаемым предметам.

4. Содержание стандарта должно быть полным с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с её спецификой.

5. Своей структурой и содержанием стандарт должен отражать особенности региона и школы, которые в свою очередь исходят из приоритета личности учащегося, учёта его склонностей, способностей и интересов.

6. Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.

7. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы.

 

Базисный учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом, служит основой для разработки региональных базисных учебных планов и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана, несёт нормативную нагрузку на уровне региона и является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

 

В структуре учебного плана выделяются:

а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности и интересы.

 

Эти две части в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения представлены тремя основными видами занятий:

- обязательные занятия – уроки;

- обязательные занятия по выбору учащихся;

- факультативные занятия.

Разделение компетенций в области образования отражается в учебных планах через выделение федерального, национально-регионального и школьного компонентов.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объёме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика и астрономия, химия.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.д.). Вместе с тем, ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (обществознание, искусство, естествознание, физическая культура, технология).

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативы) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст.32 п.2 Закона «Об образовании» относится к компетенции образовательного учреждения.

Учебное время, отведённое в базисном плане на школьный компонент, может быть использовано для расширения и углубления знаний, относящихся как к федеральному, так и к национально-региональному компоненту.

Наряду с изложенным выше базисный учебный план как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах): общую и по каждой из его ступеней;

б) недельную учебную нагрузку для:

- базовых образовательных областей на каждой из ступеней общего среднего образования:

- обязательных занятий по выбору учащихся;

- факультативных занятий;

в) максимальную обязательную недельную учебную нагрузку учащегося;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемых государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативы, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы – осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем своё развитие и обогащение.

 

Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

В ГОСТе первой ступени определяются основные цели начальной школы (см. лекцию 2.2), приоритетные идеи начального образования, назван перечень предметов, обязательных для изучения.

Стандарт начального общего образования по каждому предмету включает в себя:

1. Цели изучения того или иного предмета.

2. Характеристику содержания предмета.

3. Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.

 

В настоящее время решается вопрос о введении нового государственного стандарта для начальной школы. Информация представлена на сайте Министерства образования и науки РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Усунення неполадок | Понятие международной интеграции. Причины и история появления международных организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.