Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский Союз




Развитие интеграционных процессов в Западной Европе

 

Западная Европа демонстрирует пример наиболее полно развитой экономической интеграции, дополняемой процессами интеграции по­литической. Для понимания феномена европейской интеграции не­обходимо учитывать, что помимо объективных экономических про­цессов она на протяжении веков подпитывалась идеями единой Ев­ропы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, обще­ственными деятелями и мыслителями, среди которых В. Гюго, И. Кант и др. Факторами, способствовавшими развитию западноев­ропейской интеграции стали экономическая и политическая близость западноевропейских стран, наличие во всех них рыночных механиз­мов, развитие предпринимательской интеграции в форме многочис­ленных объединений предпринимателей стран Западной Европы. На данный процесс влияли и внешние факторы - стремление про­тивостоять конкуренции США, распад колониальной системы, со­здание Совета Экономической Взаимопомощи (блока социалис­тических стран).

Современная история образования и развития Европейского Со­юза (ЕС) начинается в мае 1950 г., когда министр иностранных дел Франции Робер Шуман официально предложил заложить "первый кон­кретный фундамент европейской интеграции". За этим последовало подписание в апреле 1951 г. договора об Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Основным содержани­ем интеграции угольно-металлургической промышленности стала уни­фикация национальных систем государственного регулирования со­ответствующих отраслей промышленности, создание общего рынка угля и стали, установление общих норм и правил, нацеленных на развитие производства и конкуренции. Положительные результаты дея­тельности ЕОУС вдохновили его участников на дальнейшее раз­витие интеграции.

Реально же западноевропейская интеграция началась шестью го­дами позднее, в марте 1957 г., когда те же страны подписали Рим­ский договор о создании Европейского экономического сообще­ства (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Ев­ратом), нацеленные на ломку внутренних барьеров внутри Сообще­ства, создание таможенного союза и развитие ядерной энергии в мир­ных целях. Договор вступил в силу 1 января 1958 г. Названные страны достигли высокого уровня развития, что во многом определило быст­рые темпы экономического роста ЕЭС на протяжении последующих 15 лет.

Процесс западноевропейской интеграции был неравномерен. Цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были:

• постепенное устранение всех ограничений в торговле между стра­нами-участницами и взаимное свободное перемещение товаров;

• установление общего таможенного тарифа в торговле с третьи­ми странами;

• ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг";

• разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

• создание валютного союза;

• унификация налоговой системы;

• сближение законодательства;

• разработка принципов согласования экономической политики.

В Римском договоре были также сформулированы общие цели еди­ной аграрной политики, а также задачи в области социальной, регио­нальной, энергетической политики и ассоциации ЕЭС со странами Аф­рики. Большинство ученых разделяют процесс развития экономичес­кой интеграции западноевропейского региона на четыре этапа.

"Золотым веком" в жизни ЕЭС стали конец 50-х - середина 70-х гг. В этот период досрочно был создан Таможенный союз; срав­нительно успешно формировался единый аграрный рынок. В ЕЭС вступили три новых страны – Великобритания (Процесс вхождения Великобритании в ЕЭС был нелегким. В 1960 г. страна стала инициатором альтернативной ЕЭС Европейской Ассоциации свободной торговли, но, уви­дев, что экономика ЕЭС развивается динамичнее, британцы пересмотрели свою первона­чальную позицию неприятия и противостояния ЕЭС. Уже в 1961 г. Великобритания по­просилась в Сообщество, но из-за негативной позиции Франции, указывавшей на слишком тесные связи Лондона и Вашингтона, смогла вступить туда лишь спустя десятилетие -на гораздо более жестких условиях. Ирландия и Дания, сельское хозяйство которых было ориентировано на британский рынок, естественно, последовали за Лондоном.), Дания и Ирландия. Это укрепило военно-промышленный потенциал (атомная, авиацион­ная, электротехническая промышленность) и стимулировало консоли­дацию сил в сфере науки и подготовки теоретических кадров.

В 1967 г. в результате слияния исполнительных органов ЕОУС, ЕЭС и Евратома с целью достижения поставленных задач была создана комплексная управленческая структура - Совет Министров ЕЭС, Евро­пейская Комиссия, Европейский Совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания обще­го рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан Таможенный союз, оказавшийся основой ЕЭС. Стра­ны, вошедшие в Таможенный союз, договорились о ликвидации торго­вых ограничений во взаимной торговле и установили единый таможен­ный тариф по отношению к третьим странам. Капитал, кредиты и де­нежные переводы получили возможность свободного передвижения в государствах-участниках соглашения, равно были сформированы ус­ловия свободной миграции рабочей силы.

Эти факторы способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интегра­ции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйствен­ный фонд. Основой сельскохозяйственной политики ЕЭС является еди­ная система цен (в том числе единый ценовой минимум на ряд продук­тов аграрной отрасли стран-членов Сообщества).

Процесс формирования общего рынка стал катализатором трансфор­мации национальных монополий западноевропейских стран. Они посте-

пенно превращались в транснациональные, что со временем открыло дорогу начавшейся глобализации. Развитие ЕЭС в целом представляло собой интенсивный переход его от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

С середины 1970-х гг. в развитии западноевропейской интеграции начинается определенный застой (продолжавшийся около 10 лет). С одной стороны, именно на этом этапе страны ЕЭС приняли про­грамму европейского валютного сотрудничества и создали механизм внешнеполитических консультаций. С другой - существовавшие эконо­мические и политические разногласия привели к кризису интегра­ции (так называемый "евросклероз"). Нельзя забывать также, что в этот период увеличивается разрыв в уровнях развития между стра­нами Сообщества. В 1981 г. в рядах организации появляется Гре­ция, что лишь обострило проблему, поскольку греческая экономика находилась на существенно более низком уровне по сравнению с другими странами ЕЭС.

Дальнейшее расширение состава Сообщества произошло на третьем этапе его развития (вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг.). В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее су­ществовавших межстрановых диспропорций. К тому моменту сред­недушевой доход в Португалии составлял примерно половину от по­казателя ЕЭС, в Испании - около 3/4. К тому же, в "старых" стра­нах-членах ЕЭС в аграрном секторе был занят каждый тринадца­тый, у новобранцев - каждый пятый. Кроме того, во всех трех стра-нах-"новобранцах" демократические институты были еще слабы и неустойчивы. Но именно это обстоятельство и сыграло решаю­щую роль - Сообщество стремилось обеспечить политическую стабильность на южных рубежах, исключив возможность новых переворотов.

Новый импульс процессу интеграции придало принятие Единого ев­ропейского акта (ЕЕА) в 1985 г., вступившего в силу в 1987 г. ЕЕА подтвердил, что конечной целью стран ЕЭС является создание по­литического альянса - Европейского Союза - предусматривавшего не только тесное экономическое, валютно-финансовое и гуманитар­ное сотрудничество, но и согласование внешней политики, в том числе в деле обеспечения безопасности. Документ зафиксировал цель со­здания единого экономического пространства (единого хозяйственно­го организма) к концу 1992 г.. Подведение новой юридической основы под дело европейской интеграции активизировало объединительные процессы в области микро- и макроэкономики, политики и права, на­уки и экологии, регионального развития, социальных отношений. Со­здание единого рынка было в целом завершено к концу 1992 г., что сделало возможным переход к развитию союзов валютно-экономи-ческого и политического.

Важно также отметить, что присоединение стран "второй волны" уси­лило геополитические позиции Сообщества на южном фланге, обеспечив выход на весь северный берег Средиземного моря, создав связующее звено с Ближним и Средним Востоком, Латинской Америкой. ЕС с уче­том роли греческого флота становится первой судоходной группировкой.

Нынешний этап европейской интеграции стартовал в начале 1990-х гг. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Маастрихтский договор (подписан в феврале 1992 г., вступил в силу в ноябре 1993 г.) превратил ЕЭС с 1 января 1994 г. в Европейский Союз (число стран-участниц в 1995 г. возросло до 15 -Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испа­ния, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Ни­дерланды, Греция). Договор предусматривал поэтапное создание эконо­мического и валютного союза с введением в обращение единой валюты "евро", что должно было стать новым стимулом экономического рос­та в ЕС и навести порядок в валютно-финансовой сфере стран-участ­ниц. Новым моментом стало решение осуществлять межправитель­ственное сотрудничество в международной политике и в области бе­зопасности, а также правосудии и во внутренних делах. Содержание Маастрихтского договора было подтверждено в 1996-1997 гг. и под­креплено подписанием Амстердамского договора.

Уже в начале XXI в. было принято решение о создании общеевро­пейских сил быстрого реагирования, которые не могут участвовать в разрешении политических противоречий между странами НАТО, т. е Грецией и Турцией (Начат процесс создания европейских полицейских сил численностью 5 тыс. чел. (примерно 1% численности национальных полиций), из которых 1 тыс. может быть отмобилизована в течение месяца для действий в конфликтных зонах. Предполагается завершить процесс в 2003 г. Однако до сих пор не проработана правовая база поли­цейских интервенций в третьих странах и нет ясности, кто именно финансирует еди­ную полицию - Еврокомиссия или страны ЕС.). Практика показала, что невозможно долго быть "экономическим гигантом" с недостаточно серьезным политическим весом, оказывать противодействие США, будучи при этом "под зон­тиком НАТО". Непосредственным толчком к началу создания ЕС стал косовский кризис (1998-1999 гг.).

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из кото­рых играет свою конкретную роль:

• Европейский парламент (избирается народами стран-членов);

• Европейский Совет (состоит из правительств стран-членов);

• Европейская Комиссия (исполнительный орган власти);

• Европейский Суд (осуществляет надзор за соблюдением закона);

• Палата аудиторов (осуществляет надзор за надлежащим и закон­ным управлением бюджетом ЕС).

Каждые полгода председательство в органах ЕС переходит от од­ной страны-члена к другой.

В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внут­реннего рынка. Цели дальнейшего интеграционного сотрудничества включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского про­странства без внутренних границ.

Бурное развитие западноевропейской интеграции отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса. Помимо указанных диспропорций в развитии, возникающих в процессе присоединения новых членов ЕС, серьезной проблемой остаются единая аграрная политика и ценообразование на сельскохозяйственном рынке. Общие цели аграрной политики ЕС были сформулированы в Римском договоре:

• добиться повышения эффективности сельского хозяйства путем со­действия техническому прогрессу и рациональной организации произ­водства, в том числе за счет рационального использования земли и ра­бочей силы;

• обеспечить справедливый уровень доходов лицам, занятым в сель­ском хозяйстве, и устранить существующий разрыв в доходах этой и других отраслях экономики;

• добиться стабилизации рынка аграрных продуктов, обеспечить приемлемые потребительские цены;

• гарантировать снабжение населения продовольствием на основе самообеспечения большинством продуктов сельского хозяйства уме­ренной климатической зоны.

Главные направления единой аграрной политики были определены еще в 1958 г. на конференции министров сельского хозяйства стран-членов ЕС. Единая аграрная политика разрабатывалась на основе срав­нительного анализа национальных норм аграрной политики стран-участ­ниц, оценки их ресурсов и потребностей. Реализация единой аграрной по­литики началась с 1960 г. Основными механизмами ее осуществления являются единые цены, свободная взаимная торговля сельхозпродукци­ей, единое финансирование, единая политика в отношении третьих стран. Для финансирования единой аграрной политики в 1962 г. был создан Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА), средства которого формируются из взносов стран-участниц и поступлений от компенсационных сборов на импорт из третьих стран.

Средства фонда делятся на две части: одна предназначается для ориентации, другая - для гарантии сельского хозяйства. Средства для ориентации составляют до 1/3 средств фонда. Они предназначены для повышения продуктивности и модернизации; для осуществления струк­турных преобразований сельского хозяйства; для проведения мелиора­тивных и других работ по улучшению земельных участков; для строи­тельства предприятий по переработке сельхозпродукции, холодильни­ков, складов, торговых центров.

В соответствии с единой аграрной политикой предпринимались меры для ограничения производства в избыточных отраслях: выкорчевыва­лись сады и виноградники, молочные хозяйства переориентировались на мясные; сокращалось число сельскохозяйственных предприятий. Средства гарантии предназначены для поддержания гарантированных закупочных цен и субсидирования экспорта.

Внешнеторговая аграрная политика означает введение единых пра­вил и единого таможенного тарифа в отношении третьих стран. В связи с этим были введены компенсационные сборы, которые представляли со­бой разницу между мировой и более высокой внутренней ценой. При эк­спорте сельскохозяйственной продукции производитель получает суб­сидию из того же фонда, которая позволяет продавать продукты на внешних рынках по более низким мировым ценам. В случае не­хватки импорта предоставлялись дополнительные субсидии на импорт; в первые годы действия аграрной политики допускалось ограничение экспорта.

К концу 1960-х гг. ЕЭС добилось самообеспеченности по всем основ­ным продуктам, кроме говядины и кукурузы. Самообеспеченность по ряду

товаров превышала 100%, в том числе - по сахару, молоку, птице. Цены на излишки замораживались, а на недостающие повышались.

В области социальной политики страны ЕС ориентируются прежде всего на обеспечение высокого уровня занятости и стабильности цен; содействие развитию экономически отсталых районов, в том числе по­вышению уровня занятости и жизни населения этих районов. Участники ЕС кооперируются в вопросах, связанных с условиями труда, трудовым законодательством, профессиональным обучением, социальным стра­хованием, защитой от производственного травматизма. Осуществля­ются мероприятия по гарантированию свободного передвижения рабо­чей силы, устранению всякой дискриминации между трудящимися го­сударств-участников в вопросах найма, по возможности приобретения имущества, учреждению предприятий, признанию медицинских и иных дипломов специалистов.

Для решения социальных проблем был создан Европейский со­циальный фонд (ЕСФ), задача которого состоит в повышении заня­тости и уровня жизни. ЕСФ должен способствовать свободному пе­ремещению и социальному обеспечению мигрантов, притоку моло­дежи, равенству мужчин и женщин, а также оказывать в содействии лучшему использованию рабочей силы, увеличению ее географичес­кой и профессиональной мобильности. Часть расходов на реконст­рукцию предприятий и финансирование переквалификации рабочих, вынужденных сменить профиль деятельности ввиду технологичес­ких сдвигов в промышленности, берет на себя именно ЕСФ.

Задачи стран ЕС в области региональной политики заключаются в исправлении диспропорций, структурной адаптации отсталых районов (депрессивные регионы определяются по структуре их хозяйства, по удельному весу сельского хозяйства и стагнирующих отраслей промышленности (текстильная, угольная); по ВВП на душу населения (ниже 75% от среднего уровня ЕС); по уровню безработицы и миграции, по доходу на душу населения и другим.), в реконверсии промышленности, в отраслевой переориентации аг­рарного сектора; в сокращении безработицы, особенно среди молоде­жи. На решение этих задач, сокращение разрыва между регионами направлены усилия и ресурсы Европейского фонда регионального раз­вития и других фондов. Есть специализированный Финансовый фонд ориентации рыболовства; Фонд сплочения для наименее развитых стран. Из фондов ЕС финансируется выполнение национальных про-

грамм, имеющих значение для всего Союза; межгосударственных про­грамм по черной металлургии, судостроению, легкой промышленности; интегрированных программ ЕС.

Однако несмотря на большие усилия и затраты, различия между наи­более развитыми и отсталыми регионами почти не сокращаются. Уро­вень безработицы в 10 отсталых регионах в конце 1990-х гг. составлял 26%, в наиболее развитых регионах - 4%. По имеющимся оценкам, 75% жителей ЕС проживает в регионах, где ВВП превышает средний уро­вень по ЕС, но 25% европейцев проживают в отсталых районах. В це­лом при более высокой стоимости рабочей силы в Европе, по сравне­нию с США, возрастает и стоимость продукции.

Европейским товарам не удается пока что занять прочные пози­ции на международных рынках, конкурентоспособность их нередко падает, доля ЕС в мировой торговле недостаточно высока, страны союза отстают от США в компьютеризации и зависят в деле обес­печения безопасности. Несмотря на создание общеевропейской ва­люты (евро), ряд стран ЕС сохранили собственные денежные едини­цы, в том числе и столь важное государство, как Великобритания. (В зону евро также не входят Швеция и Дания.)Участникам ЕС не удалось прийти к соглашению о полной либерали­зации рынков природного газа и электроэнергии, завершении либера­лизации рынка авиаперевозок к 2004 г., введении единого патента, приведении пенсионного законодательства в соответствие с крите­риями Пакта стабильности и роста. Впрочем, в 2001 г. на Стокгольм­ской встрече страны ЕС договорились о создании единого рынка цен­ных бумаг в концу 2003 г.

С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз, и в связи со вступлением в него новых членов активные переговоры начались в марте 1998 г. Серьезное расширение границ альянса мо­жет привести к его рыхлости и потере скоординированности (под­робнее о расширении ЕС см. следующий раздел).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.