Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Две традиции описания материи




Естественнонаучные парадигмы познания

Лекция 3

 

6. Лозовский В.М., Лозовский С.В. Конц. совр. естествознания. – СПб.: Лань, 2006. – с.18-20.

Зарождение научного знания связано с появлением первых научных школ в Древней Греции (VI – IV вв. до н.э.). Первыми учеными-естествоиспытателями и философами считаются представители милетской школы материалистического направления Фалес Милетский (624-547 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.) и Анаксимен (585-525 до н.э.), поставившими вопрос о материальном первоначале (субстанции) всего сущего: Фалес первоначалом мира считал воду, Анаксимандр – апейрон или неопределенную материю, Анаксимен – воздух.

Но в Древней Греции существовали и школы идеалистического толка: философ Платон (427-347 до н.э.) за первичное признавал мир идей и вечных духовных сущностей, они первичны, а материальный мир вторичен. Сейчас некоторые ученые к миру идей относят математические принципы и понятия.

Примерно 2,5 тыс. лет назад древнегреческие мыслители сформулировали и развили идею о материальной основе всех вещей; выдвинули идею вечного движения, всеобщей изменчивости вещей (Гераклит, 540-480 гг. до н.э.); сформулировали два подхода описания материального мира, две концепции – концепцию непрерывности материи и атомистическую концепцию. Было положено начало континуальной и корпускулярной традиций в науке о природе и предложены основополагающие подходы к познанию природы.

Трудами Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) была заложена концепция непрерывности материи (континуальная концепция), отрицавшая пустоту в природе: материальный мир – беспредельно делимая субстанция, заполняющая пространство, в котором совершаются движения. Под действием пар из четырех «первичных сил» (горячего, холодного, сухого и мокрого) первичная материя приобретает вид одной из четырех «стихий» (огня, воздуха, земли, воды). Стихии, соединяясь, образуют разнообразные «вещества», а из них - различные тела.

Аристотель ввел представление о «естественном» движении: вниз, вверх на земле и круговое движение небесных тел и о «насильственном» движении: всякие иные движения на земле, просуществовавшее до XVII в.

Атомистическая концепция связана с именем Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.): в мире есть лишь два «начала»: пустота (небытие) и атомы (бытие). В бесконечно пустом пространстве беспорядочно движутся разнообразные по форме атомы, сталкиваясь и соединяясь, они образуют различные тела.

И с именем Эпикура (341-270 гг. до н.э.): его атомистические взгляды отличаются большей физичностью. Все процессы в природе – это изменение сочетаний различных атомов, Эпикур впервые допускает наличие как субъективной, так и объективной случайности в поведении атомов, т.е. в наивной форме выразил гениальною догадку о внутреннем источнике движения материи.

В познании природы преобладала континуальная традиция Аристотеля, атомистика возродилась вновь лишь в XVII в. и восторжествовала в XX в. Именно с XVII-ым веком связывают появление науки как полноценного социально-духовного образования: создается первая естественнонаучная теория Галилея-Ньютона и зарождаются первые научные объединения.

Основой этому послужила античная наука, давшая непревзойденный образец законченной системы теоретического знания – геометрию Евклида; создавшая космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировавшая идеи целого ряда будущих наук – физики, химии, биологии и т.д.

Древнегреческая наука являлась натурфилософией – философией природы, мало связанной с решением практических задач, она осуществила переход от мифологического знания к строгой системе логических доказательств. За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное образование со своей структурой, охватившей огромную область знаний с более, чем 15 тыс. дисциплин, которую развивают в мировом масштабе свыше 5 млн. ученых по профессии.

Наука - феномен новоевропейской цивилизации (западной культуры XVII в.), – это результат ньютоновской научной революции, радикально сменившей структуру, принципы и методы научного познания и картину миропонимания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.