Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция Фролкина П.П

Синергетика, неравновесная термодинамика, генная инженерия, информатика, аналитическая психология открывают и изучают новые объекты – сложные открытие системы, детерминистский хаос, что, собственно, ведет к новому пониманию природы.

Эволюционизм современного естествознания

 

Аристотель называл философов, занимающихся изучением природы, «физиками» (др. греч. «фюзис» - происхождение). Не случайно, физика - основа научных знаний о природе, основа естествознания.

Объектами изучения естествознания являются живая и неживая природа.

Со второй половины XX в естествознание вступило в постнеклассический этап развития на принципах эволюционизма, космизма, экологизма, антропного принципа, холизма и гуманизма: на принципах полезности для общества и каждого человека. Современное естествознание все больше применяет методы системной динамики, синергетики, теории игр, программно-целевого управления для изучения сложных природных процессов.

С 70-ых гг. XX в человечество вступило в информациологическую стадию познания природы, «катализаторами» прогресса стали ЭВМ, ПК, лазерная техника, спутниковая и сотовая связь. С начала 70-х гг. XX в Япония, а затем США приняли на вооружение информационную систему развития, а сейчас практически все страны идут по информациологическому пути прогресса, информационные технологии подняли науку и технический прогресс на беспрецедентный уровень.

По словам И.Р. Пригожина «Наш мир – не однообразный мир часового механизма, … мы живем в мире…, который вновь обретает … тайны автономии, разнообразия, необратимость… мы открываем, что Природа обладает внутренней сложностью». Естествознание переживает этап нового становления, новой научной революции, которую можно назвать «Пригожинской».

Современное общество называют техногенным по причине его связи с техникой и технической культурой, технологиями. Технология обозначает определенную систему производственных операций (технологических процессов) приводящих в конечном итоге к созданию продукции. Все прогрессивные технологии отличаются наукоемкостью, в их фундаменте лежат результаты исследований из области физики (ядерная энергетика, лазерные технологии, микроэлектроника; химии, обеспечивающей развитие химических технологий и разработку новых материалов; биологии, служащей основой разработки сельскохозяйственных, фармацевтических и медицинских технологий.

В настоящее время у всех «на слуху» распространение биотехнологии – высокотехнологического применения биологических процессов и нанотехнологии - высокотехнологического применения микро- и нано- физических процессов.

В своем развитии человеческая цивилизация столкнулась с так называемыми глобальными проблемами.

Энергетическая проблема – возникла в связи с использованием невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов Земли, что неизбежно приведет к их дефициту.

Глобальное общепланетарное изменение климата (период потеплении) – ставит актуальными исследования в области наук о Земле, в области экологии с построением эколого-математических моделей климатических изменений на Земле.

Проблема «озоновых дыр» - катастрофическое обеднение озоном верхних слоев атмосферы Земли, что приводит к радиационной опасности для живых организмов.

Проблема «астероидной опасности» - благодаря астрономическим наблюдениям пополняется список малых планет – астероидов, подлетающих близко к Земле.

Проблемы гуманитарного и юридического, философского, мировоззренческого и этического характера, связанные с развитием естествознания и его приложений (физика высоких энергий, химия отравляющих веществ, бактериологическое оружие, клонирование животных, «человеко - клон из пробирки», совместной эволюции биосферы и человеческой цивилизации (концепции ноосферы).

Современное естествознание - как важнейший элемент культуры и науки служит одним из существенных показателей уровня развития цивилизации, умеет контактировать с другими элементами культуры – религией, философией, этикой …. ближе всех подошло к пониманию механизмов эволюции в природе и обществе через:

диссипативные структуры в неживой природе, естественный отбор в живой природе, культуру в человеческом обществе.

Приложение 1

 

1) В Древней Греции представления о природе складывались в рамках единой науки – натурфилософии, которая отличалась непосредственным созерцанием окружающего мира как единого целого и умозрительными выводами из этого созерцания. Первыми крупными представителями натурфилософии были Фалес, Анаксимандр, Гераклит. Свое высшее развитие эта наука получила в учении Аристотеля – его трактатах о природе «Физика», «О небе» и др. Натурфилософия заложила основы научного стиля мышления, характеризующегося стремлением к нововведениям, к упорядоченности, к поиску универсалий, дающих рациональное понимание окружающего мира.

В средние века приоритетное направление получили гуманитарные науки, науки о боге – исследования духа главенствовали над исследованиями материи. Естественнонаучное познание было непосредственно сопряжено с утверждением двух мировых религий: христианства и ислама, претендовавших на абсолютное знание природы. Они объясняли происхождение природы в форме креационизма – учения о сотворении природы богом. Господствующим философским направлением стала схоластика – христианское вероучение соединенное с выхолощенной философией познания Аристотеля; оторванная от реальной действительности, рассматривающая занятие естествознанием как пустое дело.

Распространение получили такие псевдонауки как астрология, алхимия, магия, кабалистика – но побочным продуктом этих «наук» выступали естественнонаучные знания и эксперимент.

Например, Леонардо да Винчи развил свой метода познания природы от частных опытов и конкретных результатов к научному обобщению, заложил фундамент экспериментального естествознания.

 

2) Начало новому этапу развития естественнонаучной культуры было положено обоснованием Н. Коперником гелиоцентрической системы мира. Теоретически ее обосновал Г. Галилей, доказавший несостоятельность возражений против движения Земли, сформулировав по существу принцип инерции и принцип относительности. Выдающее значение для развития естествознания имели труды Р. Декарта по физике, космологии, биологии, математике. Естественнонаучное учение Декарта получило название картезианства – самостоятельного направления развития физики, которое заложило основы механического понимания природы.

Однако картезианское учение не было исчерпывающим, вершиной понимания мира природы в то время стала ньютоновская физика. И. Ньютон обосновал физико – математическое понимание природы, ставшее основой для формирования классического естествознания. Согласно концепции Ньютона, физическая реальность характеризуется понятиями пространства, времени, материальной точки и силы. Любое физическое действие представляет собой движение материальных точек в пространстве, управляемое неизменными законами механики. Естествознание, начиная с XVII в. знаменовало собой новый подход изучения природы, – аналитический, т.е. применение экспериментально-математических методов.

С середины XVIII в. естествознание стало все более проникаться идеями эволюционного развития явлений природы. Значительную роль в этом сыграли труды М.В. Ломоносова, И. Канта, П.С. Лапласа о естественном происхождении Солнечной системы.

 

3) В XIX и XX вв. развитие естествознания сопровождается окончательным разрывом науки с религией, развитием технических наук, обеспечившим быстрый прогресс западной цивилизации. В начале XX в. в естествознании, прежде всего в физике, произошли радикальные изменения, повлиявшие на многие представления естествознания как основы классической науки. Главное концептуальное изменение естествознания XX в. – это отказ от ньютоновской модели получения научного знания. А. Эйнштейн предложил новую модель, в которой гипотеза и отказ от здравого смысла становится первичным, а эксперимент – вторичным в объяснении явлений природы. В эйнштейновском подходе трехмерное пространство и одномерное время превратились в четырехмерный пространственно-временной континуум, субатомные явления одновременно проявляют себя и как частицы, и как волны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные модели развития науки | Развитие поместной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.