Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества мышления

Широта мышления выражается в способности охватить весь вопрос целиком, не оставляя при этом без внимания необходимые для дела частности.

Глубина мышления характеризуется умением человека проникать в главную сущность сложных вопросов («зрить в корень»); уметь отличить эту главную сущность от второстепенных, поверхност­ных, мелких деталей.

Самостоятельность мышления характеризуется тем, что человек умеет выдвигать новые задачи и находить пути их ре­шения самостоятельно.

Гибкость ума (мысли) выражается в способности быстро и адекватно менять действия, приемы и способы решения задач при из­менении обстановки (ситуации).

Быстрота ума характеризуется способностью человека дос­таточно быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и прини­мать правильное решение.

Критичность ума выражается в умении человека объектив­но оценивать свои и чужие мысли, проверять все выдвигаемые поло­жения и выводы тщательно и всесторонне.

Все вышеперечисленные качества мышления имеют особое значе­ние для управленческой деятельности человека.

Для активизации мышления применяются специальные формы ор­ганизации процесса мышления, например «мозговой штурм» («мозго­вая атака»).

К способам активизации мышления относятся также:

• метод фокальных объектов — на объект, находя­щийся в «фокусе», переносятся признаки случайно выбранных объек­тов (объекта), в результате чего получаются необычные сочетания. На­пример, фокальный объект — карандаш, а случайный — тигр. Рассмат­ривая это сочетание,, можно вообразить «полосатый карандаш» или «клыкастый карандаш» и т. п., развивая такие сочетания, можно прий­ти к оригинальным идеям; ч

• метод морфологического анализа — выделя­ются главные характеристики объекта («оси»), а затем по каждой из них придумываются и записываются всевозможные варианты (эле­менты). Например, рассматривается проблема запуска автомобильного двигателя в зимних условиях. «Осями» здесь выступают: 1) источники энергии для подогрева; 2) способы передачи энергии от источника к двигателю; 3) способы управления ею.

Элементами первой «оси» — «источники энергии для подогре­ва» — могут быть аккумулятор, бензогорелка, горячая вода, пар, рабо­тающий двигатель другой машины и т. д. Такие записи по всем «осям» и комбинация сочетания элементов приводят к большому числу раз­ных вариантов. При этом в процессе поиска могут обнаружиться не­ожиданные сочетания, которые без использования данного метода едва ли пришли бы в голову;

• метод контрольных вопросов — предусматривает применение наводящих вопросов для интенсификации поиска типа: «А если изменить форму объекта? А если сделать наоборот? А если взять другой материал?» и т. д.

Для усиления творческих мыслительных возможностей иногда используют приемы гипноза, методику «гимнастики ума», направ­ленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упраж­нений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологические основы познавательных процессов | Речь как вид деятельности, связанный с управлением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.