Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции речи




Первая функци я —экспрессивная. Она проявляется в го­лосе и ритмической организации высказывания, отражает отношение индивида к событиям действительности, его оценку, эмоциональные состояния, личные особенности. В зависимости от этого в голосе вы­деляются такие параметры, как громкость, частотные изменения, темп дыхания, хрипы, сдавленность. Саморегулирование экспрессивной функции является профессио­нально важным качеством для дипломатов, педагогов, работников сфе­ры обслуживания и работников аппарата управления на всех уровнях. Однако сказанное выше не означает поощрения однообразия речи по ее интонации. Чем богаче представлена в речи конкретного человека эмоциональная сфера, тем живее и ярче его речь.

 

Вторая функция — сигнификативная (англ. signify — обозначать). Она состоит в том, что общение между людьми возмож­но, если все они пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл.

Третья функция — интеллектуальная. Важными показателями действенности этой функции в речи человека являются:

1) умение точно, быстро и немногословно сформулировать и опи­сать сложившуюся ситуацию;

2) передать в компактной форме свои соображения партнерам по коммуникации;

3) быстро уловить мысли собеседника в процессе диалога;

4) предугадать дальнейшее развитие речевой темы и мысленно приготовиться к выступлению (высказыванию) по этой теме;

5) быстро сориентироваться в литературе по интересующему во­просу (исследуемой теме) и сделать обобщающие выводы.

 

Особенно важное значение имеют проявления интеллектуальной функции в речи для работников умственного, творческого труда и для людей, взявших на себя функции управления и контроля. В. Цветов в своей книге «Пятнадцатый камень сада Реандзю» так описал подготовку менеджеров в Японии. Одно из самых трудных тренировочных заданий состоит в умении изложить свои ежедневные впечатления в течение срока обу­чения на листе бумаги, каждодневно уменьшающемся в формате. Причем, переход на следующий этап тренинга считается возможным только после строгой экспертной оцен­ки выполнения предыдущего задания. Листок бумаги, предложенный в последний день тренинга, по формату был равен спичечному коробку.

 

Четвертая функция — коммуникативная. Она состоит из всех предшествующих, так как речь вообще имеет смысл только в реальном или воображаемом общении. Коммуникативная функция речи имеет особые проявления в зависимости от того, с кем общается человек:

— если это люди одинакового с ним положения и возраста, то ре­чевое общение, как правило, происходит в дружеском тоне;

— если это люди по положению выше (начальники, преподаватели и т. д.), то общение должно быть официальным;

— с людьми, которые зависят от вас по своему положению, обще­ние должно соответствовать: ситуации (эмоционально-нейтральная, положительная, конфликтная); масштабам общения — от двух участ­ников диалога до дискуссии со многими участниками; средствам об­щения (прямое или с помощью технических средств).

В любом случае речевое общение будет эффективным, если в нем заинтересованы все участники общения.

 

Разнообразные функции речи влияют на виды речи. К видам речи относятся: внешняя и внутренняя; письменная и устная; активная (зву­чащая) и беззвучная (речь про себя).

В зависимости от того, как сам субъект создает речевую продук­цию, речь может быть: взволнованная и спокойная; выразительная и монотонная; быстрая и медленная; правильная (культурная) и непра­вильная (некультурная); интересная и скучная; официальная и друже­ская; вежливая и нахальная; учтивая и бесцеремонная; тактичная и бестактная (циничная) и т. п.

В речи очень ярко проявляется сам человек со своими особенно­стями (личностными, индивидуально-психологическими) и способами мышления, общения, интеллекта. Недаром древние греки придумали изречение: «заговори, чтобы я тебя увидел».

 

Каждому человеку, и особенно руководителю, необходимо воспитывать у себя на­выки культурной речи. В своем трактате о красноречии Цицерон говорил о том, что культурная речь — это прежде всего правильная речь. Под правильностью понимается соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, кал­лиграфии, грамматики, семантики. К основным признакам культуры речи относится и точное использование словесных знаков. Если содержание словесного знака недостаточно хорошо знакомо говорящему, то следует заменить его другим, более знакомым, чтобы не выглядеть смешным в обще­стве эрудированных людей.

 

Речь должна быть логичной и последовательной. Если речь говоря­щего сумбурна, сбивчива, противоречива, нелогична, то это свидетель­ствует либо о неподготовленности субъекта и его плохой ориентации в проблеме (неосведомленности), либо о неуверенности в себе, плохом состоянии здоровья.

 

Процесс слушания и понимания звучащей речи является основой для развития всех видов речи. Этот процесс называется аудированием. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным и отличным. Это зависит от следующих факторов:

1) степени знакомства с языковой системой;

2) интересности и важности темы;

3) наличия помех в окружающей среде;

4) индивидуально-психологических и личностных возможностей аудитора (слушателя);

5) развития у него важных для аудирования психических процес­сов (внимания, памяти).

 

Аудирование более напряженный и интеллектуальный процесс, чем чтение. При аудировании нужно быть более сосредоточенным, ак­тивным, выдерживать большие нагрузки на слуховую память и слухо­вое мышление.

В некоторых учебных заведениях Англии в педагогических целях в учебные группы на аудирование попадают самые успевающие студенты, а все остальные обучаются с по­мощью учебной литературы.

 

Хороший слушатель всегда доброжелателен к говорящему (собеседнику), к содер­жанию его речи (а не к внешним ее проявлениям), умеющий понимать чужую точку зре­ния, активно поддерживающий говорящего выражением лица, мимикой, не перебиваю­щий собеседника.

 

Внутренняя речь представляет собой особый вид речевой деятель­ности человека и выполняет специфические функции организации мышления, регуляции психики и поведения. Внутренняя речь — это речь-мысль, речь-внутренний диалог, составляющие основу речевого мышления человека и интеллектуального общения людей.

В менеджменте особое значение придается жестовым языкам, от­носящимся к невербачъным средствам коммуникации. К невербальным коммуникациям относится также универсальное рисуночное письмо (пиктография). Рисунки-символы используются на международных встречах, фестивалях, спортивных играх для быстрой ориентации в уч­реждениях. Невербальные средства коммуникации относятся к межна­циональным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.