Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление эмоциями




Эмоциями называются процессы, которые в форме переживаний отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуа­ций, влияющих на жизнедеятельность человека. Эти переживания вы­ражают субъективное отношение человека к действительности и про­являются в виде радости, печали, возмущения, гнева страха и т. д. Многообразное проявление эмоциональной жизни человека может вы­ражаться состояниями: аффекта; собственно эмоциями; чувствами; на­строениями, стрессами.

 

Аффекты. Это наиболее мощная эмоциональная реакция. Она проявляется как сильное, бурное, кратковременное эмоциональное пе­реживание, которое полностью захватывает психику человека. Аффект наступает в результате какого-либо сильного потрясения: страх; гнев — как реакция на насмешки и издевательства; ступор при сооб­щении о смерти близкого; эйфория после освобождения от опасности и т. п. В состоянии аффекта человек, как правило, забывает все, что происходило до события вызвавшего аффективную реакцию. Это со­стояние является практически неуправляемым.

 

Собственно эмоции. Представляют собой более длительную ре­акцию, которая возникает на совершившиеся события, а также на предполагаемые или вспоминаемые.

Чувства. Это устойчивые психические состояния, которые име­ют четкий предметный характер. Они выражают устойчивые отноше­ния к каким-либо реальным или воображаемым объектам. Человек не может переживать какое-либо чувство вообще. Оно обязательно при­вязано к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, он не может испы­тать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

— моральные (переживания человеком его отношений к другим людям);

— интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной дея­тельностью);

— эстетические (чувства красоты при восприятии произведений искусства, явлений природы);

— практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

 

Настроение. Это наиболее длительное эмоциональное состоя­ние, которое часто определяет поведение человека, так как на фоне на­строения протекают все остальные психические процессы. Настроение связано с темпераментом человека, но во многом зависит от внешних факторов. Оптимистическое настроение положительно сказывается на внешности человека, выражении его лица (с ним охотно вступают в контакт окружающие). Производительность и качество труда положи­тельно настроенного человека выше, чем у настроенного пессимисти­чески.

 

Стресс. Это особая реакция организма на неожиданную (напря­женную) обстановку. Реакция является неспецифической, так как мо­жет возникать в ответ либо на любое неблагоприятное воздействие (холод, боль, усталость, унижение, неудачи, неприятности на работе), либо на неожиданную радость (существуют выражения «умер от радости», «умер от смеха»).

 

Стресс является физиологической реакцией, которая мобилизует резервные возможности организма. Это выражается в изменении ре­жима работы многих органов и систем организма (учащается ритм сердца, повышается частота пульса, свертываемость крови и т. п.). Разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки в ре­зультате неблагоприятных воздействий. У одних наблюдается ак­тивная реакция, стресс стимулирует их, эффективность их деятель­ности может при этом повышаться до некоторого предела (о таких людях иногда говорят: «Без пинков, что без пряников»). Такой стресс психологи называют «стрессом льва». У других — реакция пассивная, эффективность их деятельности в стрессовой ситуации сразу падает («стресс кролика»).

 

Эмоциональное состояние человека может повышать или пони­жать его жизнедеятельность. Эти состояния называются соответст­венно стеническими и астеническими. Возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов.

 

 

Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возника­ют у человека тогда, когда его ожидания совпадают с полученным полезным результатом какого-либо свершившегося акта или превы­шают его. Напротив, несовпадения с ожидаемым результатом или его недостаток ведут к отрицательным эмоциям (горе, печаль, недоволь­ство). Отрицательные эмоции могут возникать тогда, когда жизнен­ные потребности и возможности их удовлетворения не согласуются между собой, т. е. человек имеет какую-либо цель, а как ее достичь, не знает. Это происходит вследствие его неинформированности либо избытка актуальных сведений по его проблеме и неспособности этого человека принять единственно правильное решение, анализируя воз­можные варианты. Поэтому информированность, знания, опыт, обра­зованность личности в ряде случаев снимают отрицательные эмоции.

Психолог и психотерапевт Ю.М. Орлов сделал попытку объяснить природу отрицательных эмоций человека, как обида, вина, стыд, зависть, тщеславие, злорад­ство.

 

Чувство обиды возникает у человека только в общении с людьми, которые для него что-то значат, и от которых он ждет особого к себе отношения. В случае когда ожидае­мое отношение расходится с реальным, возникает обида. Обида — это эгоистическое чувство, поскольку обиженный человек программирует поведение близких людей, ли­шая их самостоятельности. Часто обижаются, как правило, слабые люди (дети, старики), эксплуатируя любовь к ним других людей. Своим поведением они формируют у обидчи­ка чувство вины. Так как обида — это мучительное чувство, она часто скрывается чело­веком и заменяется другими эмоциями (чувством мести, умственной агрессией). Умст­венная агрессия опасна тем, что включает механизмы драки, но не использует их, в ре­зультате чего могут возникнуть психические 'расстройства. Лучшим способом избавле­ния от обиды является творчество, чувство собственного достоинства, значимости, силы духа.

 

Вина — это чувство, противоположное обиде. Она не имеет характерных внешних признаков, жестов, экспрессии. Чувство вины испытывается благодаря мышлению. Оно переживается сильнее, чем обида. С обидой можно справиться путем прощения обидчи­ка, т. е. изменения своих ожиданий от него. С виной можно справиться, только изменив ожидания другого, а это труднее. Чувство вины не может переживаться человеком слишком долго, но может ослабляться чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины, т. е. из виноватого человек может превратиться в обидчика. Но это самая тяжелая расплата для него.

 

Если человек не соответствует ожиданиям общества, то возникает чувство стыда. Родители, воспитатели, книги, идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. Культура призвана ограничивать инстинкты (прежде всего агрессивные, сексуальные), вырабатывать прави­ла поведения. За нарушения этих правил человек испытывает психологическое наказа­ние (стыд, вину). Существует понятие:

- социальный стыд (когда люди стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц);

- стыд атрибутивный (предметом стыда являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе); комплекс неполноценности (когда люди стыдятся за все признаки, которые они припи­сывают сами себе).

Стыд — это важная эмоция, способствующая приспособлению чело­века к жизни в обществе. Стыд способствует углублению самосознания, формированию самоуважения, оценки последствий своих поступков, чувствительности к оценкам дру­гих. В зрелом возрасте стыд нужно уметь не только переживать, но и анализировать.

 

Основным компонентом таких эмоций, как зависть, тщеславие, злорадство, являет­ся сравнение примерно в такой форме:

1) зависть: «он такой же, как я, но у него луч­ше»;

2) тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше»; 3) злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже».

Стремление человека сравнивать себя с другими постоянно поддерживается духом соперничества. Но в этих условиях успех и неудача оказывают­ся для человека одинаково опасными. Неудача может обернуться насмешками, трав­лей, «уходом с арены», а успех вызывает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединяются против удачливого. Отказ от соперничества в условиях ци­вилизованной жизни также неприемлем, так как часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности. Так что «золотой серединой», избав­ляющей человека от зависти к другим людям, является его умение оценивать себя, ста­вить перед собой реально достижимые для него цели и добиваться их осуществления без ущерба для других людей.

 

Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:

1) правильная оценка значимости события, являющегося причиной эмоций;

2) достаточная информированность по данному событию (пробле­ме);

3) заблаговременная подготовка отступных, запасных стратегий.

 

Выполнение этих условий означает следующее: понижение значи­мости события в случае поражения позволяет отойти на заранее подго­товленные позиции и подготовиться к следующей попытке (штурму) без значимых потерь для здоровья. Не даром древняя восточная мо­литва гласит: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать! Дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать! Дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого!»

 

Когда человек сильно возбужден, то успокаивать его не следует. Это не даст никаких результатов. Чтобы помочь снять эмоциональное напряжение, нужно дать ему возможность выговориться до конца, и выслушивать его не перебивая. Иногда потребность в эмоциональной разрядке сводится к тому, что человек начинает метаться из стороны с сторону, бить посуду, рвать что-либо, кричать. После эмоциональной разрядки возбуждение снижается, и в это время его можно успокоить, разъяснить что-либо, направить. Нормализации состояния после эмо­ционального возбуждения способствуют физические нагрузки (бег, ра­бота по дому, в саду и т. д.).

 

Экстренному понижению уровня эмоционального возбуждения способствуют расслабление мускулатуры, глубокое дыхание, быстрое переключение сознания на какую-либо деятельность (например, счет до 100 и обратно), воспоминания о приятном и т. п. Методы аутоген­ной тренировки (релаксации) способны привести человека в спокойное состояние за 5-10 мин. Снятию психического напряжения способствует активизация чувства юмора, умение улыбнуться (пошу­тить) в трудной, напряженной ситуации. Смех вызывает расслабление мышц, нормализует сердцебиение, т. е. имеет большую функциональ­ную значимость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.