Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. 1. Эпический герой (продолжение)

Вопросы для контроля

ПРОВЕРКА ПРЕДСКАЗАНИЙ ТЕОРИИ МИШЕНИ

 

Главным недостатком принципа попадания и теории мишени является их строго детерминистский характер, детерминирующий наступление эффекта при наличии критического числа повреждений в определенном числе мишеней и отсутствие какого-либо эффекта при меньшем числе повреждений.

Триумфом теории попадания и мишени явилась полученная в эксперименте корреляция молекулярных весов различных ферментов, определенных химическими методами, с объемами мишеней, оцененных из радиобиологических экспериментов с использованием теории мишени.

Для экспоненциальных одноударных кривых (одна мишень). Если M – масса мишени

V = M·/ ρ = M (ρ = 1) или V = 1 / Do

Для определения размера мишени (её массы) необходимо перевести единицу дозы (Гр) в число попаданий на 1 г. 1 Гр = 1 Дж/кг = 6,24·1018 эВ/кг = 6,24·1015 эВ/г. Если 60 эВ принять за среднюю энергию одного попадания (больше, чем образование одной пары ионов – 34 эВ), то получим 1 Гр = 6,24·1015 эВ/г / 60 = 1,04·1014 попаданий на грамм.

При дозе Do имеется 1 попадание в мишень массой М, т.е. на 1 грамм имеем 1/М попаданий Do: 1/М = 1 г: 1,04·1014 попаданий на грамм. Отсюда М = 0,96·10-14 / Do

Умножение на число Авогадро 6·1023 моль-1 (число молекул в 1 моле) даёт

М = 5,8·109 / Do [Дальтон]

Используя это уравнение, с помощью Do были рассчитаны молекулярные веса мишеней большого числа ферментов (фермент – вся мишень) и сопоставлены с молекулярными весами, определенными физико-химическими методами. При изменении молекулярных весов на 4 порядка (!) оба метода дали идентичные результаты.

1. В чем заключаются парадоксы биологического действия ионизирующего излучения?

2. Как они объясняются количественной радиобиологией?

3. Как сильно нагревается биологический объект (млекопитающие) при абсолютно летальной дозе, равной 10 Гр?

4. При абсолютно летальной дозе (10 Гр) биологические объекты нагреваются совершенно незначительно. Почему же они погибают?

5. Какие данные послужили базой для формулировки основных постулатов теории попадания и мишени?

6. В чем заключаются основные постулаты теории попадания и мишени?

7. Что отражает экстраполяционное число? Как его определить в эксперименте?

8. Для характеристики радиочувствительности используют параметр Do – среднелетальную дозу? Каков её смысл?

9. Для характеристики радиорезистентности используют отношение 1/Do. Что такое Do?

 

ЭПИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ. Обязательным условием является исключительность этой натуры, он ни на кого не похож. Разные эпосы имеют разные направленности: в древних эпосах акцент на стихийности героя, непомерности его силы(1). Они рисуют нам героев, которые даже противников особо не имеют, настолько их сила чудовищна и необъятна. Таких героев немного, но они очень ярки – например, Святогор (к нам он перекочевал из киевской мифологии). Его сила настолько велика, что он не может ездить ни по какой местности, кроме горной, он начинает проваливаться, земля его не держит. Когда он встречает Илью Муромца, он его хватает и кладет его в карман вместе с конем, когда Илья бьет его совей палицей, Святогор говорит, что зло кусаются комары русские. При встрече с отцом Святогора, слепым великаном чудовищной силы, Илья дает ему палицу вместо руки, и тот сминает палицу. Такие герои это некоторое переходное состояние от божества -воплощения какой-нибудь стихии - к человеку. Они редки, это таинственные образы.

Сравнить Святогора можно только с двумя образами. В «Младшей Эдде» есть сюжет о пришествии Тора в королевство Утгард. По дороге Тор встречает великана Скрюмира. Тот во сне так храпел, что стоял страшный грохот,Тор бросает в него три раза свой молот, молот по рукоятку входит в висок великана, а тот просыпается и говорит, что видимо во сне на него свалился сучок с дерева. И третий такой персонаж из ирландских саг король Западного Мюнстера(Ирландия) Урой Макдари (проверить написание имени) – он обладает магическими способностями, периодически меняет свои пространственные формы, появляется как огненный столб на пиршестве ладов, вторгается в пространство дворца, он живет в странном замке, усадьбе, которая все время вращается, поэтому туда невозможно войти. Он путешествовал, защищал границы Ирландии, был предательски убит. Такие образы редко встречаются. У Беовульфа (англо-саксонский эпос, но главный герой скандинав) остались черты этой невероятной стихийной силы раннего эпоса. Беовульф отказывается от меча, собирается биться с чудовищем голыми руками, и одним движением руки вырывает гигантскую лапу чудовищу. В «Сказании о Нибелунгах» в Зигфриде и Сигурде уже акцентируются на другом, на красоте героя, но при этом необычайная сила тоже подчеркивается. Рыцарский эпос 12 века Высокого Средневековья уже такого упора на силу не делает, но тем не менее она продолжает оставаться обязательным моментом, например Роланд. Мертвому Роланду не могут разжать руки, чтобы вынуть меч. Еще одной чертой является гипертрофированное бесстрашие героя(2). Например, Сигурд из «Нибелунгов» бесстрашно надевает на палец проклятое кольцо дракона – это высокий жест героя, который не ведает страха. Он пробудил спящую валькирию, которую мог пробудить только человек не ведающий страха.То же самое и в Роланде, он необуздан, неистов, всегда готов рисковать жизнью, чтобы повысить свою славу. Примеры такого поведения разбросаны по всему эпосу того периода. Естественными качествами эпического героя является жажда подвигов и стремление играть с опасностью, подвергая свою жизнь максимальному риску. Свирепая радость Роланда, когда он видит приближающихся врагов, мавров во главе с султаном. Неуемная жажда войны и опасности все время сопровождает героя, это хорошо выражено в «Старшей Эдде» в героической песне о Сигурде. Плывет корабль Сигурда, и Один спрашивает, кто плывет, а ему отвечают «попутный ветер и нам, и смерти». Смерть всегда рядом. Всевозможные лихачества героев, смерть всегда рядом и сопровождает становление героической биографии. Это нагнетание своих отношений со смертью и опасностью выдерживают не все, только главные персонажи, наиболее характерные для эпоса. В «Песне о Нибелунгах» есть момент, когда на страну нибелунгов нападают враги и их силы превосходят во много раз. Старший из нибелунгов думает, не откупиться ли от них, а средний произносит знаменитую речь, которая стала хрестоматийной для всего века рыцарства: «Ответ: нам меч защита, отвага наш оплот, где суждено погибнуть, там смерть меня возьмет. Не поступлюсь я честью, чтоб жизнь свою продлить, нас вражье нападенье должно лишь веселить». Агрессивное поведение в любой ситуации. В «Песне о Роланде» и друзья, и враги констатируют его необычайно крутой нрав. Даже второстепенные герои соответствуют этой модели повеления. Дядя Роланда провоцирует короля мавров напасть на него, когда приезжает к ним с посольством.

Герои представляют собой очень интересные фигуры. В расхожем представлении герои эпоса это защитники человечества от всевозможных бед, чудовищ, врагов. Но в описании героев постоянно сквозит неуверенность в их происхождении, в герое всегда присутствует какая-то древняя тьма(3). Один из главных героев «Песни о Нибелунгах», Хаген - сын темного эльфа, у него темное происхождение(как и у Мерлина в «Легенде о короле Артуре»).Когда Хагена принимают при дворе короля Рюдигера, дочь короля боится поднести ему кубок и поцеловать его, так как чувствует тьму. Так или иначе. в большинстве эпических героев мы встречаем эту тьму – в происхождении. Ряд героев первую половину жизни не совсем жили, например,Илья Муромец. Эти герои находятся между двумя мирами, миром людей и миром потусторонним. Герои обладают неимоверной силой, они непредсказуемы, и хотя они защищают людей, люди их боятся. Герой всегда одиночка, их подруги тоже экстраординарные личности, это валькирии, девы-оборотни в лебяжьем оперении, они появляются, чтобы скрасить одиночество героя. Парадоксальным образом герои гораздо ближе к чудовищам, чем к людям, потому что чудовища тоже одиноки.

Не удалось еще о многом рассказать. Например, смех в эпосе не означает, что кому-то смешно, это говорит об экстремальной ситуации, когда герой принимает какое-то решение, чреватое самыми судьбоносными последствиями. В скандинавском «Сказании о Нибелунгах» Гунтер и Хегни попадают в плен к Аттиле и Аттила требует от Гунтера, чтобы он выдал тайну проклятого клада дракона. Гунтер говорит, что выдаст тайну, если ему принесут сердце его брата Хегни. Когда палач рассекает грудь Хегни, тот смеется. Перед лицом неотвратимой смерти ее нужно было срежиссировать, чтобы она осталась в памяти потомков навсегда. Смех является кульминационным моментом всего происходящего. В эпосе огромное количество таких деталей, которые не поймешь, если не сделать на них акцент. Еще одна деталь - если в эпосе появляется цвет, то он что-то предвещает, особенно блеск.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одно и многоударные кривые (одна мишень) | Культура кельтов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.