Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ выполнения действия




Конкретный способ (способы) выполнения действия называется операцией.

Осознание цели и формирование мотивационной установки действия означает готовность к соверше­нию социального действия.

 

 

Таким образом, любое социальное действие включает в себя:

1) действующего субъекта,

2) потребность,

3) мотивацию действия,

4) цель действия,

5) метод действия,

6) другое действующее лицо, на которое направлено действие,

7) результат действия.

 

2. ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОВЕДЕНИЕ- есть совокупность действий, наблюдаемых людьми.

Элементы социального поведения:

- потребности

- мотивация

- экспектации (ожидания)

- поступок как единица поведения

 

Такие элементы социального действия и поведения, как

1) потребность

рассматриваются в рамках нашего курса в качестве отдельных лекций.

Остановимся особо на таком элементе социального поведения как:

2) мотивация действия

Мотивация.

В классической социологии исследователи выделяют два

основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального

действия.

 

Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма,

второй – М. Вебера.

 

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и

поведение человека жестко детерминированы внешними,

объективными факторами (социальной структурой, социальными

отношениями, культурой и др.).

 

М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет возможность проявления индивидуальности.

 

Понятие «социальное действие» введено в социологию М.

Вебером для обозначения действия индивида, направленного на

разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного

на других людей.

 

Основными признаками социального действия

(по Веберу) являются осознанная мотивация и ориентация на

других.

 

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1) целерациональное действие – осознанное действие,

направленное на достижение определенной цели. В этом

действии цель является основным мотивом;

 

2) ценностно–рациональное действие – действие, основанное на

вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную

ценность. Следовательно, в этом типе социального действия

основным мотивом является ценность (этическая,

религиозная, идеологическая, культурная и др.);

 

традиционное действие – действие, совершаемое в силу

привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы

соблюдаем обычаи и не задумываемся об их происхождении.

Мышление «подключается» лишь тогда, когда возникают

какие-либо трудности. По мнению Вебера, традиционное

действие совершается подсознательно, и по этой причине оно

является предметом исследования психологии, этнологии и

др. наук, но не социологии;

 

4) аффективное действие – действие, детерминированное

эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т.е. не

подлежащее социологическому анализу

 

Таким образом, перечисляя возможные виды социального действия и поведения, М. Вебер указывает четыре следующих:

- целерациональное,

- цен­ностно-рациональное,

традиционное и аффективное.

 

При исследовании мотивации действия Вебер акцентировал внимание на целях и ценностях как основных мотивах социального действия.

 

В современной науке данная идея нашла свое воплощение в разработке двух конкурирующих друг с другом типов теорий:

 

- теорий целерационального действия (теории рационального выбора и др.)

- теорий ценностно-рационального действия (теории изменения ценостей и др.)

 

Начиная с 80 – х годов ХХ века усиливается влияние ценностных теорий и ослабление позиций целерациональных теорий.

 

Существенный вклад в формирование и развитие теорий второго типа внес Т.Парсонс.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.