Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность стратегии предприятия

Содержание и назначение диагностики

Комплексная бизнес-диагностика направлена на выявление и понимание проблем предприятия, его слабых и сильных сторон, места предприятия на рынке и среди конкурентов. Она призвана дать количественную и качественную оценку состояния предприятия как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, которая включает организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры и их взаимосвязи.

Комплексная диагностика включает следующие виды анализа и оценки:

- ситуационный анализ;

- организационно-управленческий анализ;

- финансово-экономический анализ;

- производственно-хозяйственный анализ;

- анализ кадрового потенциала;

- оценка бизнеса и предприятия.

Ситуационный анализ – оценка возможных изменений в деятельности фирмы с учетом влияния действующих внешних факторов, т. е. факторов, на которые данная фирма повлиять практически не может.

Ситуационный анализ включает в себя:

- оценку состояния, в котором находится предприятие;

- прогноз (что ожидает фирму при существующем положение дел);

- оценку влияния внешней среды на положение фирмы на рынке.

Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей диагностики – цель, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являются основными выходными данными для разработки стратегии развития предприятия, а также формирования целей и заданий проекта реструктуризации в целом или отдельных его мероприятий. Наиболее важными элементами ситуационного анализа являются SWOT анализ (сильные стороны, слабые стороны, возможности и опасности, угрозы) и анализ стратегической позиции предприятия.

Организационно-управленческий анализ. Цель данного вида анализа – исследование текущего состояния системы управления предприятия. В результате организационно-управленческого анализа устанавливается существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующая им информационно-технологическая модель функционирования предприятия. Анализ определяет проблемные и узкие места предприятия, его организационно-управленческий потенциал, а также формирует цель и подходы организационной реструктуризации.

Организационно-управленческий анализ состоит из следующих этапов:

1. установление рабочих отношений с исследуемой организацией, определение ограничений на доступ к необходимой информации;

2. сбор и первичная обработка необходимой информации;

3. выявление и анализ системы целей организации и стратегии их достижения;

4. моделирование и анализ существующей организационной структуры управления;

5. моделирование и анализ процессов управления;

6. разработка информационной модели;

7. анализ сложившейся системы управления, выявление проблемных зон и узких мест, оценка организационно-управленческого потенциала предприятия;

8. определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей и результатов анализа;

9. презентация результатов организационно-управленческого анализа.

Финансово-экономический анализ ориентирован на оценку финансового состояния, финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия и является базой для формирования его финансовой политики. Финансово-экономический анализ позволяет оценить результаты и эффективность деятельности предприятия и выявить направления и ограничения финансового развития и реструктуризации финансовой политики предприятия.

Финансово-экономический анализ призван решать следующие задачи:

- анализ активов (имущества);

- анализ источников финансирования;

- анализ платежеспособности (ликвидности);

- анализ финансовой устойчивости;

- анализ финансовых результатов и рентабельности;

- анализ деловой активности (оборачиваемости);

- анализ денежных потоков;

- анализ инвестиций и капитальных вложений;

- анализ рыночной стоимости;

- анализ вероятности банкротства;

- комплексная оценка финансового состояния;

- подготовка прогнозов финансового положения;

- подготовка выводов и рекомендаций.

Производственно-хозяйственный анализ. Цель данного вида анализа –

оценить уровень эффективности применения предприятием производственных ресурсов для производства и реализации продукции, по существу выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую предприятие ориентировано. Производственно-хозяйственный анализ особенно важен в рамках диагностики, поскольку ориентирован на развитие конечных результатов деятельности предприятия.

Анализ кадрового потенциала. В итоге успех деятельности предприятия зависит в первую очередь от личных и профессиональных качеств его работников, их способности работать эффективно и взаимоувязано. Анализ кадрового потенциала ориентирован на выявление резервов коллектива, структуры индивидуально-психологических и социальных качеств персонала, управленческих факторов.

Анализ кадрового потенциала – деятельность, проводимая на различных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе:

- при определении потребности в персонале на этапе кадрового планирования;

- при отборе персонала (на этапе его привлечения) с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности;

- при определении потребности в повышения квалификации персонала на этапе его обучения и развития;

- при аттестации персонала, проводимой регулярно для оценки состояния уровня кадрового потенциала.

Оценка бизнеса и предприятия – одна из важнейших задач корпоративного управления. Она позволяет определить конкурентоспособность и успешность компании на рынке, служит индикатором развития компании.

Комплексная диагностика предприятия позволяет составить «бизнес-портрет» предприятия, определить стратегии его развития, сформировать цели и задачи в соответствии с реальными результатами деятельности.

 

 

Каждая фирма, работающая в условиях рыночных отношений, стремится обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли.

Для этого она разрабатывает стратегию – долгосрочную программу действий, адекватную:

- конъюнктуре рынка;

- конкуренции;

- собственным ресурсным возможностям.

Стратегия – это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей, при имеющихся возможностях.

Применительно к предприятию стратегия – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, предприятие определяет общие направления деятельности.

В условиях самостоятельности управления предприятием, нестабильности внешней среды стратегические решения могут иметь широкий спектр решений, касающихся номенклатуры и объемов производства, завоевания рынков, отношений с поставщиками и потребителями, социального развития и других сфер деятельности.

Выбор стратегии имеет кардинальное значение для функционирования предприятия, так как может повлечь за собой долговременные необратимые последствия. Стратегические решения, как правило, выбираются из множества вариантов, тщательно взвешенных и продуманных. Все текущие решения должны опираться на стратегические установки. Это обеспечивает их обоснованность и последовательность. Каждое предприятие имеет свою стратегию действий.

Вместе с тем, предприятие, а с ним и его стратегии постоянно развиваются. Не всегда удается все продумать и учесть на длительный период и затем долгое время жить без изменений. Непредсказуемый характер конкуренции, взлеты и падения цен, налоговое регулирование и другие события могут потребовать изменения стратегии. Поэтому стратегия предприятия должна постоянно корректироваться и должна сочетать в себе запланированную линию поведения, а также возможность реагирования на все планируемые новшества.

Анализ состояния предприятия предусматривает оценку того, насколько хорошо работает существующая стратегия. Для этого анализируются следующие параметры:

- цели, задачи и общая стратегия;

- сферы конкуренции предприятия;

- функциональные стратегии;

- последние действия по реализации стратегии: ценовая и рекламная политика, выход на новые рынки и т.п.

Обобщенными показателями успешности действующей стратегии могут быть:

1) увеличение или уменьшение доли рынка;

2) изменение рентабельности;

3) динамика объема чистой прибыли;

4) окупаемость капиталовложений;

5) сравнение темпов роста продаж и роста рынка в целом и др.

Если стратегия в целом успешна, это не означает, что нет необходимости вносить коррективы в ее отдельные элементы. Новые условия могут потребовать пересмотра некоторых функциональных стратегий, а в некоторых случаях и разработки новой стратегии. Ведь стратегия – это, прежде всего, реакция предприятия на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование (рис.1):

 

Рис. 1. Структура стратегического планирования

 

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи в решении задач развития предприятия.

Основную часть стратегического планирования составляет выбор стратегии и ее реализация.

Основная роль стратегического планирования состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые закономерности работы предприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диагностика предприятия. Экономическая стратегия | Определение целей в бизнес-плане
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.