Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные задачи по критерию времени




При осуществлении перевозок определяющим показателем могут быть не затраты, а время доставки. Характерными примерами являются чрезвычайные ситуации, перевозка раненых, скоропортящихся продуктов и т. п. В таких задачах главное – как можно быстрее доставить все грузы. Тогда вместо матрицы транспортных затрат дается матрица времени [tij], а критерий выражает время завершения всех перевозок:

где максимум берется по коммуникациям, на которых перевозки больше нуля. Предполагается, что перевозки между всеми пунктами начинаются одновременно и ведутся параллельно. Условия задачи записываются как и в случаях с критерием-затратами. Однако здесь критериальная функция нелинейна, что принципиально отличает эту задачу от ранее рассмотренных. В то же время она легко преобразуется к линейному виду, и решение задачи может быть получено любым универсальным методом линейного программирования. ▲

Для решения транспортных задач применяют специальные методы, которые учитывают их особенности и поэтому более эффективны, чем универсальные. К ним относятся распределительный метод, метод потенциалов, венгерский метод, метод Глейзала и др. Основными являются методы венгерский и потенциалов. Они применяются для решения задач как типа Т, так и Тd. Ниже рассматривается второй из них.

2. Транспортные задачи в сетевой постановке

Транспортную задачу можно представить в виде ориентированного графа с одним истоком (в него не входит ни одна дуга) и с одним стоком (из него не выходят дуги), который называют в этом случае сетью. Вершинам графа ставятся в соответствие пункты отправления, назначения и промежуточные пункты. Основной параметр вершины – количество груза. Дуги отображают коммуникации. Им могут быть приписаны такие параметры как количество груза, затраты на перевозку, пропускная способность.

 
 

Исходный граф транспортной задачи легко сводится к сети с одним стоком и одним истоком путем введения фиктивных пунктов t (исток) и s (сток). Фиктивным дугам приписываются значения параметров: dti=ai, djs=bj, Cti=Cjs =0. Пример сети транспортной задачи без промежуточных пунктов приведен на рис. 2

Модель Тd-задачи в сетевой постановке имеет вид:

åå Cijxij ®min; (2.1)

k ¹ t, k ¹ s; (2.2)

(2.3)

В сбалансированной транспортной задаче

Za ibj; (2.4)

xij £ dij. (2.5)

Равенства (2.2) отражают условия баланса для всех пунктов кроме источника и стока. Баланс для последних представлен уравнением (2.3). В модели использованы обозначения: множество дуг, входящих в вершину k и выходящих из нее, Z – новая величина, называемая потоком сети.

Наибольший интерес представляет постановка задачи, в которой критерием является поток сети:

Z ® max; (2.6)

k ¹ t, k ¹ s; (2.7)

(2.8)

xij £ dij. (2.9)

Задача (2.6) – (2.9) называется задачей о максимальном потоке. Она имеет большое практическое значение. Для нее разработаны алгоритмы, которые эффективнее методов решения транспортных задач. Они работают непосредственно с сетью как разновидностью графов.

В связи с этим напомним понятие разреза графа (сети), которое используется в основополагающей теореме Форда-Фалкерсона.

Пусть дан ориентированный граф G= (V,U), где V и U -множества вершин и дуг соответственно. Разрезом сети на подмножестве вершин A Ì V, A ¹Æ, A ¹ V, tÎ A, sÎ V\A называется множество дуг ij Î U таких, что i Î A & j Î V\A. Обозначим его P(A). Сумма пропускных способностей дуг разреза называется величиной (пропускной способностью) разреза:

Пример. Построим один из разрезов сети, приведенной на рис.3.

Если A ={t,1,2,3}, то разрезом будет множество дуг P(A)={1,4; 1,6; 2,5; 3,6}, а его величина определяется как d (A)= d14+d16+d25+d36. Дуги, составляющие этот разрез, выделены жирными линиями.▲

Разрез сети, имеющий минимальную пропускную способность, называется минимальным разрезом.

Можно показать, что задачи максимизации потока и минимизации величины разреза являются двойственной парой. Из этого факта следует
Теорема Форда и Фалкерсона:

Величина потока сети (от истока к стоку) не превосходит пропускной способности минимального разреза и существует максимальный поток, величина которого равна пропускной способности минимального разреза.

Методы решения задачи о максимальном потоке основаны на последовательном увеличении потока при соблюдении условий (2.7)-(2.9). При этом легко увидеть аналогию с перемещением по циклу в методах решения транспортных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.