Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки экономической эффективности управления качеством




 

А) Оценка экономической эффективности мероприятий по улучшению качества на основе анализа динамики затрат на качество

 

Учет и анализ затрат на качество позволяет определить эффективность различных мероприятий по улучшению качества на основе принципа: увеличение превентивных затрат снижает потери от брака и затраты на оценку и ведет к сокращению затрат на обеспечение качества продукции (рис.1,2).

 


Рисунок 1 - Эффективность затрат на качество

Затраты

Предупредительные

затраты

Затраты на

контроль

Издержки на

несоответствия

Время, год

Рисунок 2 - Ход снижения затрат на качество.

Рисунок 2 показывает, что относительно небольшие и эффективные затраты на предупреждение несоответствий должны привести к значительному уменьшению затрат на исправление брака (несоответствия), на контроль и сокращению общих затрат производителя, включающих затраты на обеспечение качества продукции. Таким образом, подтверждается главная цель функционирования системы качества - способствовать предупреждению возможных дефектов и отклонений от установленных требований и обеспечивать качество. Появляется возможность научного обоснования снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Оценка эффективности работ по улучшению качества требует подсчета коэффициента возврата инвестиций, вложенных в улучшение процесса. Чем эффективнее мероприятие, тем меньше его срок окупаемости. С точки зрения управления затратами, при увеличении инвестиций на предупреждение дефектов должны снижаться затраты на брак, а они в свою очередь должны уменьшать затраты на оценку и контроль, которые возвращают (окупают) вложенные средства:

Где: - изменение (уменьшение) затрат на оценку и на.допущенные дефекты.

ΔЗпред - изменение предупредительных затрат (инвестиции в улучшение качества).

Таким образом можно рассчитать один из показателей эффективности инвестиций в улучшение качества - срок их окупаемости по формуле:

Б) Оценка эффективности системы качества методом экспертной оценки

Основными структурными элементами системы качества являются специальные функции управления качеством. Каждая из них важна сама по себе, но только в совокупности они создают необходимые условия для успешной деятельности предприятия по улучшению качества выпускаемой продукции.

Чтобы действующая или проектируемая в организации система отвечала требованиям стандартов ИСО, необходимо всесторонне и тщательно проанализировать механизм управления качеством, причем поэлементно. Это позволит наиболее точно определить: какие функции в управлении отсутствуют, с какой полнотой задействованы существующие, что необходимо сделать для более эффективного функционирования системы.

Задачи оценки следующие:

- выявить слабо функционирующие отдельные элементы системы;

- оценить функционирование системы в целом;

- выработать необходимые мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы контроля качества.

Метод экспертной оценки предусматривает применение количественной оценки эффективности функционирования системы с помощью коэффициента эффективности - Кс.

Коэффициент эффективности Кс представляет собой среднестатистическую количественную оценку соблюдения всех специальных функций управления качеством и определяется по формуле:

n

Кс = (∑ Кфi) / n,

i=1

где n - число функций управления качеством;

Кфi - коэффициент эффективности (степень выполнения) i -й функции.

n

Кфi = (∑ Рфi) / N·A,

i=1

Где: Рфi - оценка (степень выполнения) функционирования i -й функции, выставленная одним экспертом (аудитором);

А - максимально допустимая оценка функции в баллах (А =10);

N - число экспертов.

Кс может иметь значения в пределах от нуля (все функции не выполняются) до единицы (все функции полностью выполняются).

0< Кс < 1

Полученные значения коэффициентов сравниваются с предлагаемой шкалой оценки эффективности в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1- Шкала оценки эффективности системы качества

 

Значения коэффициента эффективности Оценка
1 - 0,90 Хорошо
0,89-0,75 Приемлемо
0,74-0,51 Предел
0,50 и менее Неприемлемо

Оценка «хорошо» показывает, что система (функция) функционирует нормально, успешно обеспечивает (количественно и качественно) выполнение работ. При оценке: «приемлемо» - обеспечивает выполнение нормативных требований качества продукции, но отдельные элементы системы требуют доработки; «предел» - работает со срывом и не позволяет обеспечивать выполнения задач по качественному производству продукции; «неприемлемо» - не решает поставленных задач по качеству, требуются полный пересмотр ее функционирования и разработка системы фактически заново.

Рабочим документом, в котором фиксируются и обрабатываются результаты оценки эффективности, является карта экспертной оценки эффективности функционирования системы качества.

В организации создается группа экспертов из пяти-десяти специалистов ведущих подразделений. Каждый эксперт должен работать самостоятельно, выставляя оценки-баллы в карту, при необходимости он может запрашивать дополнительные данные у руководителей соответствующих подразделений. Пример заполнения карты приведен в таблице 2. Оценка эффективности функционирования системы качества может проводиться раз в полгода, но не реже одного раза в год.

 

 

Таблица 2 - Карта экспертной оценки эффективности функционирования СМК

Функции управления качеством Ответственный отдел за реализацию функции Факт. оценка, балл
1 Формирование и проведение политики и целей в области качества    
2 Документирование системы качества    
3 Ответственность руководства    
4 Проведение внутреннего аудита    
5 Планирование качества    
6 Управление проектированием    
7 Управление закупками    
8 Управление продукцией    
9 Мотивация обеспечения качества    
10 Управление документацией и данными    
11 Распределение ответственности за вопросы качества    
12 Управление процессами мониторинга и измерений    
13Управление несоответствующей продукцией    
14 Мероприятия по улучшению (корректирующие и предупреждающие действия)    
15 Уровень подготовки персонала в вопросах управления качеством    
16 Анализ со стороны руководства    
17 Статистические методы    
18 Управление затратами на качество    

 

Обработанные и систематизированные данные анализируют и намечают мероприятия по совершенствованию системы. По значениям коэффициентов определяют ее работоспособность в целом и отдельных функций управления качеством. На основе анализа выявляют причины слабого функционирования отдельных функций, например:

- недостаточно полно разработана документация;

- низкая степень использования нормативных документов, касающихся системы, различными подразделениями;

- слабое использование принципов механизма управления и специальных функций управления качеством;

- несоответствие организационно-штатной структуры сложившимся условиям, нарушение взаимосвязей по вертикали и горизонтали отделов, служб и подразделений по вопросам обеспечения качества;

- непродуманное распределение специальных функций управления качеством между руководителями, специалистами и подразделениями;

- плохая организация контроля качества продукции;

- недостаточная подготовка руководящего состава и специалистов в вопросах управления качеством;

- слабое использование мотиваций в обеспечении качества продукции и другие причины.

По результатам оценки эффективности функционирования системы можно наметить конкретные направления работы организации:

- определить стратегию и тактику в области качества;

- совершенствовать систему управления качеством;

- учесть выявленные недостатки при разработке плана мероприятий по обеспечению качества производимой продукции на год.

Коэффициент эффективности системы может быть использован для:

- оценки работоспособности системы в целом и ее элементов;

- выявления слабо работающих функций системы;

- анализа и принятия конкретных мер по совершенствованию системы;

- распределения функциональных обязанностей, прав и повышения ответственности по вопросу качества производства продукции между руководителями, специалистами и подразделениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.