Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека и гражданина

Государственные институты несудебной защиты прав

В соответствии с рекомендациями международных организаций в последние годы повышенное внимание уделяется развитию несудебной защиты прав человека. Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующие механизмы судебной защиты.

Национальная система несудебных государственных институтов, призванных защищать права человека и гражданина в Российской Федерации, состоит из нескольких звеньев: законодательные собрания (депутатский корпус), органы исполнительной власти, министерства, ведомства, Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах Российской федерации, Прокуратура Российской Федерации, Комиссии по правам человека при Президенте РФ и в субъектах Российской Федерации и т.д.

Основная функция депутатов законодательных собраний разных уровней (представительных органов) – это участие в законотворческом процессе. Это определено Федеральным Законом от 08.05.94 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утверждённым Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 №2134-II ГД.

Согласно Закону 08.05.94 № 3-ФЗ и Регламенту депутат ведет прием граждан, рассматривает и изучает поступившие от граждан обращения, предложения и жалобы, по которым обязан принять меры, предусмотренные федеральным законодательством, и дать ответ, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и организации по вопросам, входящим в их компетенцию. Депутат вправе обратиться к должностным лицам, с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать письменный ответ не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

Однако Закон от 08.05.94 № 3-ФЗ ограничивает правомочия депутатов и не допускает их вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих им обязанностей соответствующих государственных органов. В данном случае регулятором должен быть закон. Основное требование, которое предъявляется к закону – это его полное соответствие Конституции РФ.

В Конституции РФ указывается, что в ведении Российской Федерации находятся вопросы по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, Конституцией РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо в целях защиты конституционного строя страны, его обороны, прав и интересов других лиц и т.д.

Законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина в ряде случаев требует детализации и конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти. Последние регламентируют компетенцию тех или иных органов управления, определяют их взаимоотношения с гражданами.

Федеральный конституционный Закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает основные направления деятельности высшего органа исполнительной власти в сфере охраны прав и свобод человека: Правительство РФ реализует конституционные права граждан в области соцобеспечения, охрану здоровья, трудовые права, осуществляет обеспечение законности, прав и свобод граждан, общественный порядок и т.д. Кроме того, в других федеральных законах и подзаконных актах определяются обязанности органов исполнительной власти обеспечивать реализацию конституционных прав граждан.

Конституцией РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право: участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; участвовать в отправлении правосудия; имеют равный доступ к государственной службе. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Эти права граждан конкретизированы в Федеральном Законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В ст.30 Конституции РФ закреплено право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы. Это право конкретизировано в следующих Федеральных законах от 19.05.1995 №т 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», от 28.06.1995 №-98 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов, они свободны в определении своей внутренней структуры, самостоятельно принимают уставы, действуют на принципе добровольности и равноправия. Органы исполнительной власти в этой связи осуществляют государственную регистрацию общественных объединений. Эту функцию выполняют органы юстиции: Министерство юстиции РФ – в отношении общероссийских и межрегиональных объединений, управления юстиции в субъектах РФ – в отношении региональных организаций. Следует отметить, что закон не допускает отказа в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания, устанавливает сроки и правила регистрации, предусматривает судебный порядок обжалования отказа в регистрации и т.д.

Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий – собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования гарантируется ст. 31 Конституцией РФ. Это право – одна из гарантий свободы мысли, слова, выражение убеждений и мнений, что является существенным признаком демократии.

Органы исполнительной власти должны обеспечить реализацию этого права граждан, в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В статьях 22, 23 и 25 Конституции РФ закреплены следующие права гражданина: на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, на неприкосновенность жилища и т.д. Это означает закрепленную законом обязанность органов исполнительной власти осуществлять свои функции и полномочия с учетом гарантий перечисленных прав человека и гражданина.

Статья 27 Конституции РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Реализация этого права обусловливает наличие конкретных обязанностей у соответствующих органов исполнительной власти. Они предусматриваются Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Установлены основные правила регистрации граждан, которые существенно отличаются от ранее действующей системы прописки. При этом Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 учитывает необходимость защиты прав гражданина от возможных незаконных действий административных органов по ограничению этого права. В Законе исчерпывающе определены основания, ограничивающие права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания, а также предусмотрена судебная защита этих прав и возможность обжаловать действия или бездействие государственных органов и иных лиц, нарушающих права гражданина, по административной линии.

Охране прав граждан были призваны способствовать следующие Указы Президента РФ от 13.03.1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», от 19.10.2005 г. № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации».

В Федеральном Законе от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определены административно-правовые формы защиты прав граждан РФ на въезд в страну и выезд из нее. В соответствии со ст.27 Конституции РФ, Закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ установил порядок оформления и выдачи документов для въезда и выезда из страны, как гражданам России, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. В законе содержится перечень оснований, ограничивающий право граждан РФ на въезд и выезд из России.

Статья 29 Конституции РФ провозглашает право граждан передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Права граждан и обязанности органов исполнительной власти в этой сфере регламентированы Законом РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Средства массовой информации могут публиковать сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами госвласти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а эти органы и лица не имеют права утаивать такие факты.

Защита прав гражданина РФ находит определенное отражение в следующих Федеральных законах от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

В ст.1 Закона РФ о полиции подчеркивается, что полиция призвана защищать жизнь и здоровье, права и свободы граждан, собственность от преступных и иных противоправных посягательств.

В настоящее время важную роль в деле защиты прав человека играет такой орган исполнительной власти, как Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Для обеспечения реальной защиты прав и свобод человека и гражданина органами внутренних дел большое значение играет уровень правовой культуры работников органов внутренних дел. В механизме государственной власти органы внутренних дел призваны обеспечивать общественную безопасность и порядок, охрану прав, свобод, интересов граждан. Выполняя эти функции органы внутренних дел должны создавать условия для реализации прав личности. Все виды деятельности органов внутренних дел должны быть подчинены общей цели – охране прав граждан, укреплению правопорядка и законности.

Развитию системы юридических услуг в целях реализации прав и свобод и законных интересов граждан способствуют органы Юстиции РФ.

Министерство юстиции и его органы сотрудничают с объединениями и организациями адвокатов, стимулируя развитие правовой помощи гражданам и организациям. В соответствии с Положением 1999 г. Министерство юстиции дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов; осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры; утверждает формы и устанавливает сроки представления отчетности коллегиями адвокатов в органы юстиции Российской Федерации.

Положение о Минюсте России расширяет сферу лицензионного контроля, осуществляемого Министерством юстиции, в частности, относит к компетенции Министерства вопросы аккредитации иностранных юридических фирм на территории России: выдает разрешение на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г, № 642 «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции РФ возложена реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Оно подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере; осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.

Взаимоотношения Минюста, органов юстиции на местах с учреждениями адвокатуры предполагают содействие органов юстиции в создании условий для наиболее полного использования адвокатами предоставленных им законом прав и выполнения возложенных на них обязанностей. Органы юстиции оказывают помощь президиумам коллегий в проведении мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов.

Своеобразны отношения Министерства юстиции РФ и его территориальных органов с нотариатом. Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», принятым Государственной Думой 6 октября 1995 г., полномочия Министерства юстиции и его территориальных органов расширены: они обязаны осуществлять государственный контроль за деятельностью нотариата. Органы юстиции получили право истребовать от нотариуса сведения о совершенном нотариальном действии и иные документы; утверждать (или не утверждать) решения, принимаемые нотариальными палатами.

Органы юстиции вправе теперь направлять в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии на право нотариальной деятельности, а также право приостанавливать деятельность нотариуса. В соответствии с Положением о Минюсте России 1999 г. Министерство юстиции не только наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, но и осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе соблюдения правил нотариального делопроизводства; организует выдачу лицензий на осуществление нотариальной деятельности, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Особое место в функциональной деятельности органов юстиции занимает осуществление некоторых полномочий по обеспечению судебной деятельности, организации профессиональной подготовки судей и сотрудников аппарата судов с учетом постоянно обновляющегося законодательства, расширения компетенции судов, насыщения их компьютерной и электронно-вычислительной техникой.

Положение о Минюсте РФ 1999 г. возлагает на Минюст осуществление обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения актов судов. Эти функции исполняет находящаяся в ведении Минюста служба судебных приставов, организационное и методическое руководство деятельностью которой возлагается на Министерство юстиции России. На Министерство юстиции возлагается также организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы.

Министерство Юстиции РФ осуществляет ныне особые надзорные функции в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. «О дополнительных функциях Министерства Юстиции Российской Федерации» (СЗ РФ 1995. №24. Ст. 2281) на Министерство Юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации. Цель экспертизы – выработка федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п.«а» ч.1 ст.72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. Министерство Юстиции в случае обнаружения несоответствия того или иного акта субъекта РФ федеральному законодательству вправе представить мотивированное заключение в орган, издавший акт, а также информировать федеральные органы исполнительной власти.

В 1997 г. Правительством РФ были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (СЗ РФ. 1997. №33. Ст. 3895). В Правилах указано, что акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и обязательны к исполнению только после их государственной регистрации и официального опубликования. Это, несомненно, является определенных дополнительным механизмом защиты прав человека от неправомерных действий органов исполнительной власти.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. по дисциплине «Стандарты Европейского суда по правам человека и защита прав индивида в пенитенциарной системе России » | Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.