Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействие цвета на человека

 

  1. Общие положения.
  2. Физиологическое воздействие цвета.
  3. Психологическое воздействие цвета.
  4. Оптическое воздействие цвета.
  5. Психофизиологические характеристики цвета.
  6. Воздействие цветосочетаний.
  7. Взаимосвязь между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.

2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971-с.122-123.

3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., Мир, 1982

4. Лущенко Э.М. Теория цвета. Ленинград, ЛИСИ, 1980.-с.17-18

5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., Искусство, 1986,-С.83

6. Ефимов А.В. формообразующее действие полихромии в архитектуре. М., Стройиздат, 1984, -с.46.

 

Общие положения

Цвет способен вызвать различные эмоциональные реакции, мысли: он может успокаивать и волновать, радовать и впечатлять, угнетать и веселить. Цвет может вызвать чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, легкости и тяжести, расширять и сужать пространство, стимулировать зрение, мозг, нервы, мускульное напряжение.

С точки зрения художественной практики интерес представляют физиологическое, психическое и оптическое воздействие на человека.

Физиологическое воздействие - влияние цвета на функциональные системы человека.

Психологическое воздействие - влияние цвета на чувства, переживания человека. Этот вид воздействия часто называют эмоциональным.

Оптическое воздействие или цветовое оптическое впечатление - влияние цвета на оценку его пространственного размещения, величины и размеров пятна.

Рассмотрим их более подробно.

 

Физиологическое воздействие цвета

Все цвета тем ли иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный, оранжевый, желтый цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса обращенного наружу. Они возбуждают нервную систему человека. Группа цветов: зеленый, синий, фиолетовый – характерна для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь – оказывает тормозящее действие на нервную систему.

 

Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Однако при длительном воздействии утомляет.

Оранжевый – тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Желтый – (самый светлый в спектре) — тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.

Зеленый – (самый привычный для органа зрения) — физиологически оп­тимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успо­каивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время по­вышает двигательно-мускульную работоспособность.

Голубой — успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Синий — успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.

Первый по счету цвет, красный,— самый возбуждающий. Оранжевый и желтый — тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый — физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успо­каивающее действие. Первоначальное успокаивающее действие синего цвета при длительном воздействии переходит в угнетающее. И, наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Пурпурный цвет объединяет в себе свойства красного и фиолетового.

Сила воздействия цвета на различных людей различна. Она зависит от темперамента и душевного состояния человека. В опытах Ферре деление цветов на две группы - стимуляторы и депрессоры зависит от времени дня и состояния испытуемого. Утром человека возбуждали красный, оранжевый, желтый и зеленый; как депрессоры выступали синий и фиолетовый. Результаты вечерних опытов показали, что цвета, бывшие утором депрессорами, на утомленного испытуемого действуют как стимуляторы (синий, фиолетовый), а те, которые были стимуляторами - как депрессоры.

Цвет освещения влияет на остроту зрения, которая повышается при желтом и белом и снижается при синем освещении. Аналогичным образом цветовое освещение влияет на быстроту реакции. При выполнении зрительной работы в условиях освещения разного цвета - желтый, зеленый и белый дают лучшие показатели. Согласно данным, приведенным Лущенко Э.М. при желтом цвете за единицу времени человеком было прочитано 314 знаков, при зеленом – 299, при белом -297, при синем - 245, при красном - 236. Эти факты следует учитывать при использовании в экспозиции визуальной информации и искусственной подсветки.

Исследования показали, что после предварительного воздействия ахроматических цветов, чувствительность к хроматическим повышается и наоборот. Поэтому в больших экспозициях, рассчитанных на длительное восприятие, очевидно целесообразно чередование цветовых зон ароматических и хроматических цветов.

Звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательно-температурные раздражители могут вызывать изменения в цветовых ощущениях. Так чувствительность к зелено-голубым цветам под влиянием звуков заметно повышается, а к цветам оранжево-красным - снижается. Для желтых, пурпурных и фиолетовых цветов чувствительность под действием звуков не меняется. Имеет место и обратное влияние. В условиях зеленого освещения слуховая чувствительность повышается, а в условиях красного - снижается. В помещениях с повышенным уровнем шумов рекомендуется использовать теплые цвета. Различные слуховые раздражители заметно ухудшают различительную чувствительность зрения, поэтому объекты с текстом желательно размещать в тихих местах. Изменение цветовых ощущений от воздействия раздражителей других органов чувств зависит от общего физиологического состояния человека. В состоянии сонливости при зеленом освещении слуховая чувствительность падает, а при красном – повышается.

 

 

Психологическое воздействие цвета

Эмоциональное воздействие цвета вызывается ассоциациями, синестезией и другими явлениями.

«Электромагнитная волна длиной около 700 нм, проходя через глаз, вызывает ощущение красного цвета. Хотя интенсивность этого света..., и недостаточна для раздражения нервных окончаний кожи, все же этот свет, проходя через глаз, может вызвать вторичное ощущение, а именно ощущение тепла...» Желто-коричневый цвет кажется сухим, зеленовато-синий - влажным, розовый – слащавым, красный – теплым, оранжевый – кричащим, фиолетовый – тяжелым, желтый – легким. Это действие цвета нельзя объяснить ассоциациями. Оно вызвано синестезией.

Синестезия – возбуждение одного органа чувств, при раздражении другого.

Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Итак: цветовые ассоциации – это воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния, вызванные цветовыми ощущениями.

Цветовые ассоциации можно подразделить на группы:

физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Например:

Физические ассоциации:

а) весовые - легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые;

б) температурные - теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие;

в) фактурные - мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие;

г) акустические - тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные;

д) пространственные - выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные.

Эмоциональные ассоциации:

а) позитивные - веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические;

б) негативные - грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные;

в) нейтральные - спокойные, безразличные, уравновешенные.

Образование цветовых ассоциаций подобно процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет.

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызы­вать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам относятся:

а) однозначность ощущения (т. е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);

б) интенсивность ощущения;

в) устойчивость в пределах большой группы людей.

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым относятся национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.

1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устой­чивее реакция.

2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).

4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.

5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.)

6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. Вприроде богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.

В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержа­нием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности пси­хологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание дан­ного цвета не как угодно, а только на прямо противоположное общепри­нятому. Например, насыщенный спектральный желтый — безусловно, весе­лый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога «Ночное кафе» этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное го­лубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, од­нако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом.

 

Интересное для дизайнера явление представляют собой цветовые синестезии. Слово «синестезия» означает «соощущение». Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюде­нии цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощу­щения и т. д. «Синестетическое чувствование» было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена.

Иоганн Вольфганг Гете чувствовал «фактуру» цвета и его «вкус»: «Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный — кислый вкус. Все проявления действительности родственны».

Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине ХIХ в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854—1891) прославился своим сонетом «Гласные»:

А — черный, белый — Е; И - красный; У — зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед».

Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767—1845) также ощущал «окрас­ку» звуков: «А — соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И — отвечает небесно-голубому, символи­зируя любовь и искренность. О — пурпурное, Ю — фиолетовое, У — ультра­марин».

Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Бе­лого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и компо­зиторы обладают «цветным слухом». Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме «Прометей» написал «партию све­та» (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков гово­рил, что «диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бе­мольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла...»

Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответст­вия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлёниса, А. Лентулова, В. Кандин­ского. В книге «О духовном в искусстве» В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: «Светло­-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы прозву­чит — упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно тру­бе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными уда­рами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фио­летовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печаль­ное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине во­обще глубоким тонам деревянных инструментов, как, фагот».

Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную «ассоциацию идей» (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

 

 

Оптическое воздействие цвета

Впечатление однородности цвета. Желтый цвет наиболее светлый из всех абсолютных цветов. Он как бы обладает наибольшей силой. Мы не замечаем в чистом цвете примесей, хотя по спектральному составу в желтом содержатся компоненты зеленой и красной области спектра. Область пурпурного цвета создает аналогичное впечатление, хотя по спектральному составу пурпурный цвет образуется из фиолетового и красного. Синий цвет также кажется вполне однородным. Об оранжевом цвете этого сказать нельзя. Он всегда имеет красноватый или желтоватый оттенок. То же самое относится и к фиолетовому цвету, к синевато-зеленоватому, желто-зеленому. Зеленый воспринимается оптически единым, хотя мы знаем, что его можно получить путем смешения.

Оптические иллюзии. Оптический обман, создаваемый сочетанием линий и плоскостей (сюда же относится и перспективное изображение) достаточно хорошо известен. С ним можно сравнить иллюзии и оптические явления, вызываемые цветом, и изменяющие внешний вид предмета. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность, она кажется к тому же более обширной. Белый и желтый цвета создают эффект иррадиации, они как бы распространяется на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Красный цвет при дневном освещении приближается к нам, выступает вперед. При сумеречном освещении он служит фоном и создает впечатление глубины. Голубой цвет при дневном освещении зрительно удаляется от нас. В сумерках он наоборот выдвигается на передний план. Плоскости, окрашенные в желто-синий, фиолетовый и черный цвета зрительно уменьшаются и устремляются к низу. Зеленый цвет наиболее спокойный из всех цветов.

 

Психофизиологические характеристики цвета.

Как видно из вышеизложенного, различные виды воздействия цвета на человека обуславливают существование многообразия устойчивых характеристик, которые возникают как следствие эмоциональной реакции на воспринимаемый цвет. Эти характеристики представляют собой интерес, ибо посредством их достигается усиление выразительности и эмоциональной настроенности произведения.

Температурные характеристики цвета. В основе разделения цветов на теплые и холодные лежат ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего нас мира. Синий цвет воспринимается холодным, ибо присущ цвету льда, воды. Красные, оранжевые, желтые цвета – ассоциируются с цветом огня, солнца и воспринимаются поэтому теплыми, горячими.

Однако ассоциации не являются единственным фактором, определяющим температурные различия цветов. В последнее время установлено, что этому разделению соответствуют и собственно температурные качества цветов. Красно-оранжевая часть спектра заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая. Кроме того, экспериментально установлено, что положительное эмоциональное состояние повышает чувствительность к красному и желтому, отрицательное – к синему и зеленому.

Рассматривая цветовой круг, цвета, расположенные в секторе от зеленого через оранжевый до пурпурного: желто-зеленый, желтый, оранжевый, красный – можно отнести к теплым цветам, а цвета в секторе от пурпурного через голубой до зеленого: фиолетовый, синий, зелено-голубой – к холодным. Промежуточными (нейтральными) между теплыми и холодными цветами можно считать зеленый и пурпурный. Полюсом теплоты будут оранжево-красные цвета полюсом холода – сине-голубые. Подобное различие служит отправным пунктом дальнейших характеристик.

Теплохолодность не абсолютное, а относительное качество цвета. Любой цвет может восприниматься теплым или холодным по отношению к другому цвету. Так, например, берлинская лазурь теплее ультрамарина; изумрудная зелень – холоднее зелени травяной; краплак – холоднее кадмия красного, а ультрамарин холоднее краплак красно, который относится к теплым цветам. Если к зеленому цвету подмешать желтый, то полученный желто-зеленый цвет будет теплее исходного. При этом изменяется не только цветовой тон, но и "температура" цвета. Таким образом, основной характеристикой, от которой зависит восприятие теплохолодности цвета, является цветовой тон.

"Температура" цвета зависит также от его светлоты и насыщенности. Холодные цвета при уменьшении насыщенности теплеют, теплые – воспринимаются более холодными. При высветлении или затемнении теплых цветов получаются более холодные оттенки, а при высветлении или затемнении холодных цветов – более теплые оттенки.

Теплохолодность цвета тесно связана с моделировкой форм, с трактовкой пространства, с цветовой перспективой, а также с эмоциональной выразительностью цвета. Так, например, при объемной структуре изображения, теневые и освещенные части предметов строятся на контрасте теплого и холодного. Если свет теплый, то тень холодная и наоборот, независимо от того, монохромно или полихромно решается объем.

В зависимости от различных эмоционально-выразительных задач, произведение может решаться в теплых или холодных тонах. При размещении в предметно-пространственной среде произведения решенного, например, в холодных тонах желательно, чтобы фон был теплым, т.е. чтобы выполнялось условие тепло-холодного контраста. Тепло-холодный контраст становится обобщающим понятием и объединяет все виды цветового контраста.

Таким образом, воспринимаемая температура цвета зависит:

1.От основных его характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности.

2. От цветового окружения: в зависимости от того, какие цвета окружают наблюдаемый цвет, в силу одновременной индукции изменяется воспринимаемая теплохолодность наблюдаемого цвета.

 

Броскость цвета. Различные цвета неодинаково сильно привлекают наше внимание. Эта способность привлекать внимание и называется «броскостью цвета». Броскость цвета зависит:

- от физических характеристик цвета, насыщенности и отчасти от цветового тона. Чем больше насыщенность цвета, тем выше его броскость. Наиболее броским из всех цветов является красный;

- от цвета фона – чем больше отличается данный цвет от своего фона, тем больше он привлекает внимание;

- от площади этого цвета – чем больше площадь цвета, тем сильнее привлекается внимание.

Броскость цвета играет большое композиционное значение, особенно на стадии «обнаружения» объекта визуальной информации и выделения его из окружающей предметно-пространственной среды.

 

Фактурность цвета. Фактура – согласно С. И. Ожегова «Своеобразное качество обрабатываемого материала, его поверхности», соответственно, фактура цвета – своеобразное, «осязательное» его свойство. При восприятии цвета замечаем, что одни цвета нам кажутся плотными, материальными, поверхностными, другие – мягкие, воздушные, прозрачные. Первые принято называть фактурными, вторые – бесфактурными.

Различия между фактурными и бесфактурными цветами:

- фактурные цвета выявляют структуру и фактуру поверхности; их расположение в пространстве может быть более или менее точно определено; они могут выявить кривизну поверхности, оградить пространство. Положение в пространстве бесфактурных цветов не может быть точно определено. Взгляд как бы погружается на некоторую глубину внутрь поверхности, окрашенной в бесфактурный цвет. Такие цвета не могут выявить форму поверхности, ее фактуру;

- фактурные цвета концентрируются в одной плоскости;

- фактурные цвета воспринимаются как цвет какого-либо предмета, вещи.

Степень фактурности цвета зависит от цветового тона и насыщенности. Фактурные, как правило, - теплые, выступающие, малонасыщенные цвета. Бесфактурные – холодные, отступающие, максимально насыщенные цвета. При рассмотрении на расстоянии все цвета сдвигаются в сторону бесфактурности.

Оценка свойств цвета происходит в сравнении с окружающими его цветами. При этом взаимные количества цветов могут стать важным моментом в оценке фактурности цвета и его распределении по глубине. Так, если на красном фоне поместить небольшое пятно желтого цвета, то желтый будет «выступать» и оцениваться как более фактурный и материальный, чем красный цвет. Если же количество желтого увеличивать, то красный может превратиться в своеобразную рамку, удерживающую желтый цвет. Красный в этом случае будет оцениваться как выступающий, твердый, материальный.

 

Весомость цвета (Весовые характеристики цвета). Каждый цвет может восприниматься тяжелым или легким, как сам по себе, так и по сравнению с другими цветами. У различных цветов «тяжесть» может быть различной. Так, например, темно-серые цвета тяжелее, плотнее светло-серых. Воспринимаемая тяжесть цвета зависит от физических и психофизических его характеристик: светлоты, насыщенности и фактурности.

Светлота – основная характеристика, от которой зависит тяжесть цвета. Светлые цвета кажутся легче темных. Эта закономерность проявляется при сравнении различных цветов: хроматических с ахроматическими, цветов одного и того же цветового тона, цветов различных цветовых тонов. Различие по тяжести между очень темным и очень светлым цветом велико и всегда отчетливо заметно.

Насыщенность – из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светлоты более насыщенные кажутся более легкими. Различие по тяжести между максимально насыщенными цветами невелико, а различие по тяжести между цветами близкими друг к другу по насыщенности нередко совсем не воспринимается.

Фактурность – цвета с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее гладких цветов.

Полюсом тяжести цветов в цветовом круге является зона фиолетовых цветов. Наиболее легким можно считать лимонно-желтый цвет.

Весовые характеристики цветов имеют большое композиционное значение. Оперируя «тяжестью» и «легкостью» можно создать статичную или динамичную, уравновешенную или неуравновешенную композиции, как на плоскости, так и в пространстве.

 

Пространственные характеристики цвета (Хроматическая стереоскопия). При рассмотрении нескольких различных по цветовому тону пятен, лежащих в одной плоскости, нетрудно заметить, что одни из них кажутся расположенными ближе, другие дальше. Это явление получило название хроматической стереоскопии. Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического местонахождения называются выступающими; цвета, кажущиеся расположенными дальше своего местонахождения – отступающими. Явление хроматической стереоскопии зависит от физических характеристик цвета – цветовой тон, светлота, насыщенность, - а также от психофизических особенностей восприятия и индивидуального зрительного опыта, в результате которого образуются устойчивые ассоциации. Мы говорим «синие дали», и это устоявшееся понятие характеризует синий цвет как стремящийся в глубину. Привлекающие внимание цвета солнца и огня воспринимаются приближающимися. На основании природных ассоциаций цвета с меньшей насыщенностью и светлотой воспринимаются отдельными, цвета с противоположными свойствами выходят из глубины.

Рассмотрим, каким образом физические и психофизические характеристики цвета влияют на явление хроматической стереоскопии.

1. Цветовой тон. Явление хроматической стереоскопии зависит от характера цветового тона: теплые цвета выступают вперед, а холодные отступают назад. Выступание и отступание цветов зависит также от цвета фона, на котором они находятся. На белом или светло-сером фоне цвета располагаются в следующей последовательности: красный, желтый, зеленый, синий, белый (каждый предыдущий цвет выступает относительно последующего). На черном фоне ряд «желтый – красный – синий» выглядит уходящим в глубину.

2. Насыщенность. Насыщенные цвета выступают вперед по отношению к равным с ними по светлоте малонасыщенным и ахроматическим цветам.

3. Светлота. Важнейший фактор, вызывающий явление хроматической стереоскопии. Светлые цвета являются выступающими, а темные – отступающими. При наблюдении синего и красного цветов одинаковой светлоты на черном фоне, красный кажется выступающим, а синий – уходящим в глубину. Если синий высветлить, то он может оказаться на одной глубине с красным, или даже выступающим вперед по отношению к красному, в случае сильного высветления.

Если теплые и холодные цвета имеют одинаковую светлоту, то теплые выходят вперед относительно холодных. Красные, оранжевые, желтые – выступают; синие, голубые, зеленые, фиолетовые – отступают.

Светлота – единственный фактор, влияющий на пространственное расположение ахроматических цветов.

1. Фактурность цвета. Фактурные цвета выступают вперед, Бесфактурные – отступают назад.

2. Весомость цвета. На темных фонах тяжелые цвета кажутся уходящими в глубину, а легкие – приближающимися. На светлом фоне может произойти обратный эффект.

3. Броскость цвета. Броские цвета выступают.

4. «Фигура – фон». Цвет, соответствующий фигуре, воспринимается выступающим, а цвет фона – отступающим.

Умело используя явление хроматической стереоскопии можно:

- добиться максимального звучания определенного объемно-пространственного решения объекта визуальной информации, создав цветовые акценты, подчеркивающие композиционный замысел;

- создать в изображении иллюзию движения в глубину (воздушную перспективу) не используя при этом метода линейной перспективы;

- создать в изображении иллюзию лежащих в одной плоскости предметов.

8. Характер освещения. При дневном освещении теплые цвета воспринимаются как выступающие, холодные – как отступающие. При сумеречном освещении пространственные характеристики цветов изменяются. Так, например, красный цвет при дневном освещении выступает вперед, а в сумерках он создает впечатление глубины, т.е. удаляется; голубой цвет в дневное время воспринимается отступающим, в сумерках, наоборот, он выдвигается на передний план, т.е. выступает вперед.

 

Явление «Фигура – Фон». В визуальной информации изображение должно восприниматься отчетливо и прочитываться однозначно так, как было задумано художником. При плоскостном силуэтном изображении важно, что та часть изображения, которую художник считал фоном, другими людьми будет восприниматься фигурой, потому что у них нет на то психологической установки, в отличие от автора. Во избежание таких казусов необходимо учитывать факторы, влияющие на восприятие изображения.

Изображение воспринимается как фигура, когда оно меньше по площади, чем фон. Светлое на темном скорее воспринимается изображением, чем темное на светлом. Поверхности, окрашенные в выступающие цвета, воспринимаются как фигуры. Фактурные цвета помогают прочесть изображение, и наоборот, если фон окрашен в фактурный цвет, прочтение изображения становится затруднительным. Чем больше отличается по светлоте и цветовому тону фигура от фона, тем отчетливее читается ее изображение.

 

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Культура речи: коммуникативный аспект | Сочетания недополнительных цветов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 10342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.