Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Норма финансового права обладает своими особенностями




Нормы финансового права - это установленные российским государством общие правила поведения субъектов в сфере общественных отношений по аккумуляции, распределению и использованию государственных и муниципальных финансов. Юридические права и обязанности, составляющие правило поведения субъектов, имеют многократное применение, обеспечиваются всеми мерами государственного принуждения и распространяются на широкий круг общественных отношений.

Перераб. 2003

Понятие и особенности финансово-правовых норм, субъекты финансового права

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Древнеримский поэт Овидий: "Средний путь самый безопасный". Средний путь - это устойчивая взаимозависимость между людьми, которая позволяет каждому вести свои дела не в ущерб делам других. Такая необходимая взаимосвязь называется отношением. Закономерности построения отношений выражаются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности отношений между явлениями природы. В правоведении формулы отражают закономерности отношений между людьми - они называются нормами права.

Латинское значение слова norma: а) наугольник б) руководящее начало, правило, образец. Таким образом, правовая норма - это право для определённого отношения. В соответствии с нормой данное отношение должно оформиться в жизни в случае, если возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.

Норма права - это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.

Финансово-правовые нормысодержатобщие для любых правовых норм и специфические признаки, характерные только для норм финансового права.

1. К общим признакам финан­сово-правовой нормы относятся следующие:

— норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

— норма есть правило поведения общего характера, обращен­ное ко всем участникам регулируемых ею общественных отно­шений;

— норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

— норма всегда выражена в каком-либо правовом норматив­ном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

2. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены в конечном итоге особенностями предмета и метода финан­сово-правового регулирования.

- Прежде всего, финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственно целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и ис­пользования государственных и муниципальных фондов денеж­ных средств.

- С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складыва­ются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Действительно, в силу особенностей предмета финансового права, финансовые, т.е. денежные, отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Будучи объективно обусловлены общественными потребностями, ко­торые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, соци­альными задачами на данном этапе и т.д., эти отношения про­являются не иначе как в формах, определенных государством (и муниципальным образованием). Следовательно, государство придает объективно нарождающимся финансовым отношениям адекватные формы проявления: устанавливает конкретные ви­ды платежей, порядок поступления их в государственные фон­ды, определяет направления использования финансовых ре­сурсов, их распределения и т.д. Все это делается с помощью фи­нансово-правовых норм, модель которых создается государством и муниципальными образованиями. В противном случае финан­совые отношения с государством не возникли бы вообще, а если бы и возникли, то не в той форме, которая требуется государству для обеспечения выполнения его задач на том или ином этапе развития. Однако нельзя забывать, что в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований воз­никают и такие отношения, которые не являются с экономичес­кой точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов, например отношения по бюджетному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по го­сударственному финансовому контролю и т.д. Практика пока­зывает, что в этой группе отношения иногда возникают как организационные, а лишь затем приобретают правовое оформ­ление. А значит, сначала создается фактическая модель пове­дения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время сущест­вовал фактически и лишь в последние годы был закреплен в праве1. Таким образом, как правило, финансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в ред­ких случаях такие ситуации встречаются.

- Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средством реализации общественных, т.е. пуб­личных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлеж­ностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансовая деятельность государства и муници­пальных образований, будучи объективно обусловлена экономи­ческим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами боль­ших масс людей — классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражда­нам, к наличию боеспособной армии, сильной милиций и т.д. При этом, интерес к финансовому обеспечению государства, к получе­нию от него финансовой помощи, существующий на уровне боль­ших социальных общностей, сочетается с интересом самого госу­дарства к поддержанию своего собственного существования. Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государст­ву не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных инте­ресов. Отсюда государство мобилизует денежные средства для того, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприя­тия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются сред­ством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государст­ва. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализа­ции интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.

- Финансово-правовые нормы отличаются от других норм в сис­теме права своей нестабильностью, что обусловлено двумя при­чинами. Во-первых, отношения, возникающие в процессе финан­совой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и проч. Нестабильность отношений, составляющих пред­мет финансово-правового регулирования, приводит, в принципе, к нестабильности самого финансово-правового регулирования и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансо­во-правовых норм. Причем в условиях экономической нестабиль­ности в государстве эти процессы ускоряются. Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, неста­бильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года. Таким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых периодически вступают в силу с принятием соответст­вующих законов о бюджете и утрачивают свою силу с окончанием финансового года.

- Особенности отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования обусловливают наличие в системе фи­нансово-правовых норм весьма редкой разновидности норм, а именно: норм-расчетов, которые представляют собой «показате­ли, содержащие выраженные в количественном измерении объе­мы деятельности и уровни развития» 1. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации. Примером норм-расчетов являются нормы ежегодно принимае­мых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели до­ходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обуслов­ленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

- Прежде всего, финансово-правовые нормы — в подавляющем большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъек­тов финансового права. Это вполне естественно, ибо метод власт­ных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предпо­лагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства или муниципального образования. Государство устанавливает в законах, а муниципальное образова­ние — в постановлениях конкретные правила поведения, обязывая субъектов к их исполнению. Например, государство, устано­вив налоги и сборы, не оставляет субъектам никакой самостоя­тельности, а только обязывает к их уплате в точном соответствии со своими требованиями. Императивность финансово-правовых норм распространяется как на субъектов, издающих властные предписания, так и на субъектов, следующих им. Государствен­ные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами связаны требованиями финансово-правовых норм. Так, налого­вый орган по результатам налоговой проверки дает властные пред­писания к уплате недоимок, пеней в бюджет и т.д. При этом, в Налоговом кодексе РФ определены требования к такого рода пред­писаниям и свобода воли налогового органа очень мала.

- Кроме того, значительную часть финансово-правовых норм составляют компетенционные нормы, т.е. такие, которыми ус­танавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Примером могут являться нормы ст. 7, 8, 9 БК РФ, установившие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния в области регулирования бюджетных правоотношений. В за­конодательстве компетенционные нормы чаще всего даются в ней­тральной формулировке или формулируются через права соответ­ствующих субъектов. Например, в норме ст. 31 НК РФ компетен­ция налоговых органов определена через их права. Однако ком­петенционные нормы нельзя рассматривать как исключительно управомочивающие, так как для государственного органа и органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать и не использовать исключи­тельно по собственному свободному усмотрению, а служение го­сударству, т.е. в широком плане — выполнение обязанностей перед ним»1. Иначе говоря, это такие права, которые государст­венный орган или орган местного самоуправления обязан реали­зовать при соответствующих обстоятельствах. В связи с этим, в науке принято считать, что компетенционная норма устанавли­вает полномочие государственного органа или органа местного самоуправления, которое отражает неразрывность прав и обязан­ностей этого органа.

- Наконец, в финансовом праве имеют место правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права в класси­ческом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности. Однако число таких норм относительно обязывающих (императивных) и компетенционных относительно невелико. Это опять-таки обусловлено методом властных предписаний, домини­рующим в финансовом праве, для которого не характерно предо­ставление субъектам права свободы усмотрения, возможности вы­бора поведения. Примером является норма ст. 21 НК РФ, закреп­ляющая права налогоплательщиков (плательщиков сборов), ко­торые налогоплательщик может реализовать или не реализовать в зависимости от его усмотрения. Среди них: право на использо­вание налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестици­онного налогового кредита и т.д. Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих. Они как бы «привязаны» к обязывающей (императивной) финансово-право­вой норме, образуя с ней целый комплекс норм. Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни­какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязыва­ющих (императивных), компетенционных норм, а также спе­цифика управомочивающих финансово-правовых норм. позволя­ет констатировать, что в целом они имеют императивный ха­рактер.

Финансово-правовые нормы общей части отрасли направлены на организацию финансов и финансовой системы, на обеспечение выполнения задач и целей финансовой деятельности, а поэтому не имеют строгой формы, которая в структуре нормы требует абсолютной определенности всех ее элементов и последовательного разграничения прав и обязанностей субъектов. Эти нормы проявляются как особые императивные требования, предъявляемые ко всей системе отрасли, ее отдельным институтам или блокам норм особенной части.

К ним относятся нормы, закрепляющие общие задачи и правовые требования по соблюдению финансовой дисциплины, режима экономии, плановой аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств. В них определены правовые основы финансового контроля, приемы и средства защиты прав и законных интересов всех участников финансовых отношений. Вместе с тем, подобные нормы, например, по организации бюджетной системы, можно увидеть и в современном построении особенной части отрасли финансового права.

Содержание финансово-правовых норм особенной части отрасли характеризуется строгой определенностью правил поведения и точным установлением юридических прав и обязанностей участников отношений в сфере осуществления финансовой деятельности.

Во-первых, она

- регулирует отношения в сфере финансов и финансовой деятельности Российской Федерации

- устанавливает права и обязанности субъектов по аккумуляции, распределению и расходованию государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Во-вторых, она

- призвана защищатьинтересы государства и

- в ней проявляется четко выраженная категоричность предписаний,

- строго направленный императив, исключающий договорные отношения участников.

В-третьих, она

- специфична в отдельных проявлениях элементов ее структуры,

- применяемых санкциях за финансовое правонарушение, а также в иных мерах государственного принуждения.

 

Структура нормы права - это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): "Если…, то…, иначе…".

Элементы структуры норм права:

· Гипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения.

· Диспозиция - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

· Санкция - это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.

Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Закономерности отношений между лицами - это объективная зависимость субъектов права друг от друга в определённых жизненных ситуациях. При помощи структурных элементов нормы подмечается эта зависимость.

Законы логики - это последовательный ход рассуждений, при котором одна логическая посылка нанизывается на другую и при этом не возникает противоречия между предположением и выводом.

Соотношение нормы права и закона поливариантно:

1. Норма права и статья закона совпадают.

2. Несколько норм включаются в одну статью.

Одна норма расположена в нескольких статьях

Финансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структу­ру. Под структурой финансово-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза это первая часть финансово-правовой нормы. В ней указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже— с использовани­ем слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подра­зумеваются. Например, норма п. 1 ст. 74 НК РФ сформулирова­на так: «В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспе­чена поручительством». Гипотеза в этой норме выражена фразой: «В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов...».

Особенностями гипотезы финансово-правовой нормы является ее обязательность, определенность (указывает на то, что только при наличии в норме четко названных условий и обстоятельств и их исчерпывающего перечня может возникнуть отношение между субъектами) и, как правило, многосложность (обусловлена наличием нескольких условий, при которых может быть реализована данная норма).

Например, норма, обязывающая физическое лицо уплатить налог на доходы, может быть реализована при наличии нескольких условий. Если физическое лицо (гражданин, иностранец или лицо без гражданства) получило в календарном году доходы, превышающие минимальный размер налогообложения. Если эти доходы не подпадают под исключения и уменьшения из совокупного годового дохода, установленные законом. Если они получены в денежной (в рублях и иностранной валюте) или натуральной форме. Если на них не распространяются льготы. Если они получены на территории страны или из источников, находящихся на территории России, а для лиц имеющих постоянное место жительства в России и за пределами Российской Федерации.

Классификация норм права по их гипотезам

По содержанию:

1. Простая гипотеза - описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией.

2. Составная гипотеза - включает в себя два и более обстоятельств, причём отсутствие хотя бы одного не позволяет ввести в действие диспозицию нормы.

3. Альтернативная гипотеза - также включает в себя два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы достаточно одного из них.

По степени конкретизации обстоятельств:

1. Абстрактная - в такой гипотезе перечисляются лишь обобщённые формулировки обстоятельств, с наличием которых диспозиция вводится в действие.

2. Казуистическая - перечислены конкретные условия, обстоятельства, при которых начинает действовать норма.

По наличию либо отсутствию условий:

1. Положительная - диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий.

2. Отрицательная - диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в гипотезе условий.

Диспозиция часть правовой нормы, указывающая на пове­дение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соот­ветствующих условий, и гораздо реже — через права.

Например, практически во всех актах, устанавливающих платежи в государственные и муниципальные фонды, предусмотрены нормы, в диспозиции которых установлена обязанность по своевременной уплате налогов, сборов, пошлин в указанные для данного платежа сроки.

В другом случае диспозиция определяет право на предоставление льгот по платежам органов, утверждающих финансовый план; либо предоставляет выбор финансовой санкции за нарушение в пределах, установленных мер ответственности.

Для финансово-правовой нормы характерна определенность диспозиции, предписывающая своим субъектам конкретные права и обязанности. Этим исчерпывающим образом определяется их поведение, исключается произвольное усмотрение заинтересованных лиц.

Императивность нормы и формы проявления категоричности ее предписаний реализуются именно в диспозиции финансово-правовой нормы.

Это позволяет по характеру содержания императива в диспозицииподразделить нормы на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие совершать определенные ими действия.

Обязывающие нормы предписывают совершить названные в них действия, указывают на конкретную обязанность органа государственной власти, местного самоуправления, юридического или физического лица. В частности, это обязанность выполнить налоговую повинность, представить декларацию о доходах, уплатить процент за ссуду, выдать налоговое извещение. Это, строгая необходимость хранить и совершать операции с иностранной валютой через уполномоченные банки, застраховать пассажира, выделить сумму дотации или трансферта для сбалансированности бюджета, обеспечить финансирование объекта, расходовать средства по целевому назначению, соблюдать сроки налоговых платежей. Обязывающих норм в финансовом праве большинство и они определяют представительно обязывающий характер данной отрасли права.

Запрещающие нормы указывают на недозволенность совершения конкретных действий или их прямой запрет. Как правило, это обязанность воздержания от действий, влекущих правонарушение или от нарушения пределов дозволенного поведения. Нельзя скрывать доходы и объекты налогообложения, совершать наличные операции с иностранной валютой, начинать финансирование без открытия бюджетного кредита (бюджетной росписи). Нельзя предоставлять индивидуальные налоговые льготы, если иное не предусмотрено законом, а также изымать у нижестоящих бюджетов дополнительно полученные в финансовом году доходы. Запрещено устанавливать налоги, имеющие обратную силу и ухудшающие положение налогоплательщика и т. д.

Уполномочивающие нормы финансового права предоставляют субъекту самостоятельную возможность совершения конкретных действий в сфере финансов, но в установленных рамках. Например, предоставлять льготы в пределах сумм, поступающих в собственный бюджет; устанавливать налоги в пределах, определенных налоговым законодательством; расходовать прибыль после уплаты налогов; самостоятельно исчислять налоги в соответствии с указанными ставками и льготами. Таким образом, речь идет обимперативности нормы за рамками предоставленной самостоятельности, и волевом установлении рамок свободного поведения.

Классификация норм права по их диспозициям

По способу изложения:

1. Прямая диспозиция - вся "информация" присутствует в самой диспозиции.

2. Ссылочная диспозиция - переадресует к другой статье этого же нормативно-правового акта, в котором содержится сама диспозиция.

3. Бланкетная диспозиция - не содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и нормативным актам.

По содержанию:

1. Простая - такая диспозиция только называет устанавливаемое отношение.

2. Описательная - подробно описывает устанавливаемое отношение.

По устанавливаемому режиму:

1. Дозволяющая - устанавливает правовое положение лица, в рамках которого оно вправе действовать по своему усмотрению.

2. Обязывающая - в таких диспозициях содержится приказ на совершение определённых действий или запрет, предостерегающий лицо от совершения конкретных действий.

Санкция финансово-правовой нормы — та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые мо­гут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию дан­ной финансово-правовой нормы.

Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции.

Во-пер­вых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, де­нежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.

Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют право-восстановительный и карательный (штрафной) характер. К право-восстановительным санкциям относится пени, к карательным (штрафным) сан­кциям — штраф. Чаще всего при нарушении финансово-право­вых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции.

В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-право­вых норм, зачисляются в государственные и муниципальные де­нежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные вне­бюджетные фонды.

Классификация норм права по их санкциям

По степени определённости:

1. Абсолютно определённая санкция - указывает точно вид и размер наказания (точно указанный размер штрафа).

2. Относительно определённая санкция - указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы (лишение свободы на срок от трёх до десяти лет).

3. Альтернативная санкция - такие санкции предусматривают несколько видов наказания (лишение свободы на срок до 3-х лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

По объёму:

1. Простые - содержат одно неблагоприятное действие.

2. Сложные - содержат два и более неблагоприятных действия.

По отраслевой принадлежности:

1. Уголовно-правовые санкции.

2. Административно-правовые санкции.

3. Дисциплинарные санкции и т.д.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансо­во-правового акта. Как правило, все элементы, из которых состоит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье финан­сово-правового акта, а обычно размещаются в разных статьях. На­пример, ч. 1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в форму­лировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплатель­щиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Классификации финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. Их класси­фикация важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня развития финансового законодательства.

1. В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

- К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общест­венных отношений путем предоставления их участникам прав и воз­ложения на них обязанностей.

Основная масса финансово-право­вых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не явля­ется сугубо охранительной отраслью права, а призвано прежде всего отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закре­пить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст. 51, 56 Налогового кодекса РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов без­вестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

- К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения. Число охранитель­ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя­зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше­ния, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия. К охранительным нормам относятся, в частности, нормы ст. 116-129 НК РФ, предусматривающие ответственность за различные виды налоговых правонарушений.

Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Охранительные в известной мере производны от первых регулятивных, так как они устанав­ливают ответственность за нарушение обязанностей, предусмот­ренных регулятивными нормами.

2. Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.

- Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные поло­жительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-пра­вовых актах в виде прямых обязательных предписаний. Напри­мер, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах». Все чаще обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке. Например, в норме ст. 121 БК РФ обязанность эмитента по веде­нию долговой книги сформулирована так: «Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Госу­дарственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соот­ветствующего обязательства».

- Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, ука­занных в финансово-правовой норме. Примером может служить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми орга­нами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам. Запрещающие финансово-правовые нормы встреча­ются в финансовом законодательстве не часто. Это связано с тем, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований, не могут разви­ваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъек­тов, т.е., за счет обязанности по уплате налога, по выделению бюд­жетных ассигнований и т.д. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержа­ния, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-право­вого регулирования.

- Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нор­мы, но по своему усмотрению.

Существует два вида управомо чивающих финансово-право­вых норм.

Для первого вида этих норм характерно, что возмож­ность их реализации (или не реализации) зависит исключитель­но от води субъектов финансового права. Главным образом к та­ким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в послед­ние годы круг таких субъектов расширяется.

Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную сво­боду в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. Например, нормы ст. 31 БК РФ закрепляют принцип самостоятельности бюд­жетов через права органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджета. Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязан­ностями для данных органов.

3. Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в про­цессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируют­ся.

В связи с этим в науке выделяются так называемые специа­лизированные нормы. Они не являются самостоятельной норма­тивной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.

Су­ществуют следующие виды специализированных норм в финан­совом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; колли­зионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

- Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фик­сируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ч. 1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

- В нормах дефинициях в обобщенном виде закрепляются при­знаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ. В частности, такова норма ст. 8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст. 6 БК РФ. Ими определяются понятия бюд­жета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.

- В нормах-принципах сформулированы основные начала бюд­жетного, налогового и другого законодательства, финансовой де­ятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления. Такие нормы закреплены в ст. 3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах.

- Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступ­ление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Таковы нормы ст. 1 и 2 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Россий­ской Федерации» от 17 июля 1998 г.

- Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на за­коны, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Коллизионной явля­ется норма, содержащаяся в ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Феде­рации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, опре­деленный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса».

Кодификация финансового законодательства, проведенная в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализиро­ванных финансово-правовых норм.

- Заметное место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представ­ляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в за­коне о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год ре­комендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь поли­тики федерализма, реализацией курса на финансовую децент­рализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

4. Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, клас­сифицируются по объему действия на общие и специальные.

- Об­щими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а

- специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.

5. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Феде­рации; б) на территории соответствующего субъекта Россий­ской Федерации; в) на территории соответствующего муници­пального образования. Соответственно, первые содержатся в пра­вовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые — в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи — в правовых актах органов мест­ного самоуправления.

6. По времени действия финансово-правовые нормы подразделя­ются на общие и временные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.