Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика дошкольного возраста




Основные понятия: игра, становление лич­ности и личностных механизмов поведения, воображение, наглядно-образное мышление.

 

Дошкольный возраст (англ. preschool age) – этап психического развития, в отечествен­ной периодизации занимающий место между ран­ним возрастом к младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: млад­ший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и стар­ший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важ­ное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, посколь­ку именно игра – ведущая деятельность данного возраста.

В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содер­жанием игры выступают отношения между людь­ми. Действия выполняются не ради них самих, а ра­ди определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет – возраст макси­мального расцвета ролевой игры). Введение сюже­та и игровой роли значительно повышает возмож­ности ребенка во многих сферах психической жиз­ни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщают­ся и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие фор­мы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной де­ятельности, хотя в развитой форме учения и тру­да у дошкольника еще нет.

Дошкольный возраст – период фактического становления лич­ности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к лич­ностному, опосредованному каким-то представле­нием. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как обра­зец. Это ярко проявляется в рисовании и констру­ировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного разви­тия воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами по­знания. Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, ре­чевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В дошкольном возрасте начинает фор­мироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития мно­гих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспита­ние — традиционное и развитое направление пе­дагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обуче­ния связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.