Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика младшего школьного возраста




Психологическая характеристика готовности к школе.

Основные понятия: виды психологической готовности, специальная готовность, общая личностная готовность, принцип оценки готовности

Психологическая готовность к школьному обучению – система психологических ха­рактеристик субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе. Различаются такие виды психологической готовности к обучению в школе – специальная готовность и общая (личностная). В 1-м случае выделяются и измеряются показатели преимущественно интеллектуального, а также сенсомоторного развития, которые сопоставляют­ся с выявленными в широкомасштабных измере­ниях возрастными стандартами (нормами) сфор­мированности интеллекта и сенсомоторной сферы. Если значения индивидуальных показате­лей попадают в зону допустимых значений (ока­зываются не ниже нижней границы), ребенок признается готовым к школьному обучению. В послед­ние годы признается высокая вариативность региональных (групповых) стандартов и поэтому более разумным представляется сравнение инди­видуальных показателей с «групповым стандар­том». В качестве варианта показателей специаль­ной готовности могут быть использованы показатели осо­бенности программ дошкольного обучения (например, счет в пределах десяти, скорость чтения и т.п.).

Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обра­тить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего пси­хического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т. д. Принцип оценки готовности остается тем же – сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.

В последние годы возникло и развивается пред­оставление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и кор­рекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. По такому принципу строятся наи­более прогрессивные программы классов (групп) 6-летних детей.

 

Основные понятия: учебная де­ятельность, физические изменения, школьное учение, произвольность психических про­цессов, внутренний план действий, наглядно-образное мышление, отвлеченное мышление, межличностные отношения, качества личности, дружба.

 

Младший школьный возраст (англ. midchilhood – среднее детство) – возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-Ш (IV) клас­сах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует приня­тым там системам образования (например, во Фран­ции 5-летнему элементарному обучению соответ­ствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или пол­ной средней школе. Этот период отсутствует у де­тей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение – единственная ступень образования.

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная де­ятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме науч­ного знания. Будучи переходным, младший школьный возраст облада­ет глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.

В этом возрасте происходят существенные физические изменения в органах и тканях тела. Формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвиж­ность и гибкость костей. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увели­чивается сила). Крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравни­тельна сильные и размашистые движения, чем дви­жения, требующие точности. Интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, увели­чивается его выносливость. Благодаря сравнитель­но большому диаметру сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важ­ным условием его работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие про­цессов возбуждения и торможения, хотя склон­ность к возбуждению у младших школьников еще велика (непоседливость и некоторые другие черты поведения). Все эти изменения создают благопри­ятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, тре­бующую не только умственного напряжения, но и физической выносливости.

Отличие школьного учения от других видов учеб­ной деятельности состоит в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе уче­ния ребенок приобретает умение выделять и мыс­ленно удерживать учебные задачи, т. е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, посредством которых происходит пол­ноценное усвоение этих образцов (например, умение группировать материал, составлять схемы его из­ложения и т. д.). Младшие школьники учатся про­слеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои дей­ствия в соответствии с образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.

На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических ново­образования – произвольность психических про­цессов и внутренний план действий (их выполне­ние в уме). Решая учебную задачу, учащийся вынуж­ден, например, направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Так формируется произ­вольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овла­девают также приемами произвольного запомина­ния и воспроизведения, благодаря которым они мо­гут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям и т. п. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознания замыс­ла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя приме­ривать возможность их осуществления, т. е. требу­ет внутреннего плана действий.

Произвольность психических функций и внут­ренний план действий – проявления способности учащихся к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного про­цесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителем, в ходе учебной работы.

В традиционной детской психологии принято было считать, что для детей 6-10 лет характерно лишь наглядно-образное мышление, опирающееся на конкретные представления об окружающих пред­метах. Это спра­ведливо для тех детей, мышление которых форми­руется при начальном обучении, решающем изоли­рованные эмпирико-прагматические задачи и выключенном из более широкой системы образова­ния. В условиях же современной начальной школы, являющейся лишь 1-й ступенью образования и го­товящей к дальнейшей учебной деятельности, у младших школьников, как показывает опыт, обна­руживаются более широкие познавательные воз­можности. Так, наряду с конкретно-образным мыш­лением у младших школьников в этих условиях формируются простейшие приемы отвлеченного мышления, вскрывающего причины наблюдаемых явлений и дающего им объяснение. Благодаря уче­ту этого обстоятельства в программах современно­го начального обучения углублены теоретические компоненты знаний, усвоение которых способству­ет формированию у детей более широких обобще­ний, чем в прежней начальной школе.

Важное значение в жизни младших школьни­ков приобретают их межличностные отношения друг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, возни­кающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они бо­лее уравновешены, чем у детей-дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настро­ением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.

При формировании качеств личности младше­го школьника большую роль играет опыт его кол­лективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школь­ника непререкаемым образцом действий, сужде­ний и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру пове­дения окружающих его людей.

Наряду с учебной деятельностью значитель­ное место в жизни младших школьников занима­ют игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольно­сти поведения, положительно влияет на физиче­ское и нравственное развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.