Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения




ТЕСТЫ

Антимонопольная деятельность государства

Экономический вред монополизации рынков

Фирмы, доминирующие на рынке могут:

- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

- «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;

- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с её благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).

 

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:

- запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;

- запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

- принудительная демонополизация (дробление);

- установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.

 

1. Рыночная конкуренция – это:

а) способ повышения эффективности использования ограниченных ресурсов общества;

б) борьба производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции;

в) борьба потребителей за доступ к товарам;

г) форма взаимоотношений между товаропроизводителями в условиях плановой экономики.

 

2. К методам «добросовестной» конкуренции относится:

а) продажа по ценам ниже издержек производства;

б) снижение цены на основе снижения издержек производства;

в) повышение качества продукции;

г) недобросовестное копирование товаров, производимых конкурентами.

 

3. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) сократит рыночное предложение, но не окажет никакого влияния на цены;

в) приведет к росту рыночной цены;

г) сократит рыночное предложение и повысит цену продукта.

 

4. Совершенная конкуренция предполагает, что:

а) на рынке действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;

б) есть только один покупатель данной продукции;

в) отсутствуют входные барьеры на рынок;

г) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.

 

5. Когда множество продавцов на рынке несовершенной конкуренции противостоит множеству покупателей, то это:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) монопсония;

г) олигополия.

 

6. Какой из критериев является показателем монопольного положения фирмы:

а) величина финансовых активов;

б) получаемый доход;

в) численность работников;

г) объем продаж на рынке.

 

7. Для олигополии характерно:

а) производство единственного вида товара;

б) контроль над ценами, ограниченный взаимозависимостью;

в) наличие на рынке нескольких продавцов;

г) свободный вход на рынок и выход из него.

 

8. Естественная монополия – это состояние рынка, при котором:

а) есть один продавец;

б) есть один покупатель;

в) конкуренция неэффективна;

г) конкуренция эффективна.

 

9. Что из перечисленного служит признаком только чистой монополии:

а) один продавец и один покупатель;

б) дифференциация продукции;

в) уникальность продукции;

г) ценовая взаимозависимость.

 

10. К экономическим мерам, осуществляемым государством для поддержания конкуренции и борьбы с монополией следует отнести:

а) запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;

б) поощрение создания товаров-заменителей;

в) принудительная демонополизация (дробление);

г) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса.

1. Термин "организация" употребляется в нескольких значени­ях. Его употребляют, когда говорят 1) об организованной, определен­ным образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внут­ренней упорядоченности, согласованности частей единого целого (например, деятельность цехов одного завода; 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третье значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.

2. В социологии принято деление организаций на формальные и неформальные. Под неформальными организациями понимается система межличностных связей, возникшая на основе взаимного ин­тереса индивидов друг к другу без соотнесенности с функциональны­ми нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей (товарищеская компания, объединение по любительских инте­ресам и т.п.).

 

3. В наибольшей степени социологов интересуют формальные организации. Существенные признаки формальной организации со­стоят в следующем:

1) Наличие определенной цели действия данной организации.

2) Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им со­циальных статусах (должностях) и ролях.

3) Конкретное воплощение соотношения этих статусов (пози­ций) через распределение отношений власти и подчинения.

4) Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми, занимающими определенные статусы в данной орга­низации и выполняющими определенные роли в ней.

5) Формализация значительной части целей функций данной организации и нормативная регуляция поведения, отношений между членами данной организации (устав предприятия, например).

 

4. Формальная организация обладает определенной структурой. Социальная структура организации определяется тремя основными факторами:

1) целями и функциями;

2) ценностно-нормативными стандартами;

3) иерархической упорядоченностью социальных статусов и ролей.

 

5. В процессе своего функционирования социальная организа­ция вырабатывает два ряда требований: один из них - требования организации к входящим в ее состав индивидам, а другой - требова­ния к организации. Требования организации к индивидам состоят в следующем:

1) активная и эффективная деятельность, направленная на ус­пешное достижение цели, стоящей перед организацией;

2) требования к индивидам формулируются безотносительно к их личностным особенностям, т.е. как безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);

3) требования предъявляются к индивидам как к членам опре­деленной социальной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.п.).

 

6. Требования со стороны индивида к организации таковы:

1) обеспечение устойчивости социального положения данного

индивида;

2) возможность самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации (члена партии, религиозной общины, фут­больного клуба и т.д.);

3) обеспечение условий (социальных, бытовых, культурны и т.п.) для его саморазвития как личности.

От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих требований зависит устойчивость данной организации, динамика и эффектив­ность ее деятельности.

7. Формальная организация обладает характерными чертами. (особенностями). Суть их такова: формальная организация

· рациональна, т.е. формируется и действует в соответствии с принципами целесообразности, рациональности, сознательного дви­жения к цели;

· безличностна, т.е. нейтральна к индивидуальным личност­ным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимо­отношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между солдатами и офицерами в армии, между директо­ром, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.д.);

· предусматривает и регулирует только служебные отношения;

· подчинена в своей деятельности и во взаимодействии с внешним миром, а также во взаимодействии своих членов функцио­нальным целям',

· обладает (в большинстве случаев) административным пер­соналом, ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятель­ности как социального целого.

 

8. Все изложенное дает основание для определения рассматри­ваемой социальной общности. Социальная организация - это такая общность людей, которая складывается в определенную систему от­ношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудни­чества в процессе функционирования системы управления.

 

9. Важное значение имеет типология организаций. Можно выде­лить следующие, наиболее часто встречающиеся типы организаций.

1) Добровольные ассоциации.

2) Производственно-хозяйственные.

3) Кредитно-финансовые.

4) Научно-исследовательские.

5) Учреждения здравоохранения и социального обеспечения.

6) Учреждения культуры и досугового обслуживания населения.

7) Учреждения правоохранительных органов.

8) Организации вооруженных сил.

9) Административно-управленческие организации.

10. Формальная организация предполагает управленческую деятельность. Наиболее четко принципы последней разработал М. Вебер в своей теории бюрократии. Ее основные пункты таковы:

1) Задачи организации распределены как офицальные обязан­ности сотрудников.

2) Занимаемые сотрудниками позиции (должности) организо­ваны в иерархическую структуру власти и подчинения. Такая иерар­хия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо от­ветственно перед выше стоящими как за свои собственные решения и действия, так и за действия своих подчиненных и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его на служебной лестнице.

3) Решения и действия должностных лиц управляются фор­мально установленной системой правил и инструкций.

4) Формальная организация располагает специальным админи­стративным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее эф­фективного функционирования.

5) Должностные лица в своих контактах с клиентами и други­ми должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Безличность и бесстрастность призваны предохранять рациональность суждений и действий сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.

6) Наем организацией сотрудника предусматривает его про­движение по службе: при хорошей работе должны создаваться усло­вия и возможности продвижения сотрудника вверх по служебной ле­стнице.

7) Формальная организация призвана развивать "корпоратив­ный дух" среди служащих, формировать у них высокую степень ло­яльности к организации, стремление неуклонно следовать установ­ленным правилам и нормам. Это должно стимулировать интенсивную деятельность сотрудников в интересах организации.

11. В системе организаций существуют так называемые слож­ные организации, включающие в себя довольно многочисленные и разнообразные подразделения, например, Минский автомобильный завод включаетв себя отдел главного технолога, отдел маркетинга, множество разнообразных цехов и т.д. В таких организациях система управления функционирует на различных уровнях.

12. Американский социолог Т. Парсонс выделил три уровня управления в таких организациях. Руководители низового звена (опе­рационные руководители) осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использо­вание выделенных людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители низового звена управления -мастер смены, старшая медсестра, сержант и т.п. Второй уровень управления осуществляется руководителями среднего звена, которые возглавляют подразделения или отделы в организациях. Это - на­чальники цехов, деканы, руководители отделений, офицеры от лейте­нанта и выше. Над ними возвышается слой руководителей высшего звена - директор завода, ректор вуза, генералы, министры.

13. Эффективность деятельности организации в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. Эта среда включает в себя экономические условия, социальную структуру общества, систему образования и подготовки кадров, мате­риальное и духовное благосостояние населения, технологические сис­темы и т.п.

 

14. Организация не только испытывает влияние внешней сре­ды, но и своей деятельностью способна оказывать обратное влияние на среду, иногда очень существенное.

Литература

1. Беляева Н. Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социологиче­ские исследования. 1995. № 11.

2. Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социо­логия. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

3. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1972.

4. Комаров М. С. Формальная организация. Феномен бюрократии в совре­менном обществе // Введение в социологию. М., 1994.

5. Мескон М. X., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Ч. 1. Гл. 1,3,4.

6. Пригожий А. И. Социология организаций. М., 1980.

7. Пронинов В. А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. Очер­ки. М., 1989.

8. Ро О.С. Передовые технологии коммуникации и организации. // Социо­логические исследования. 2001. №2.

9. Смелзер Н. Организации // Социология. М., 1994.

10. Фролов С. С. Социальные организации // Социология. М.,1996. 11. Щекин П. В. Практическая психология менеджмента. Гл. 1. Современ­ные концепции управления. Управленческие тесты.

Социальные институты




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.