Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения мышления




Фазы формирования мыслительного процесса.

Первый этап формирования мышления происходит у детей до двух лет, он заключается в построении сенсомоторных схем. Это создание программы последовательности действий в процессе определенного поведения, в частности создается сенсомоторная схема ходьбы, речи. В результате построения сенсомоторной схемы в ЦНС образуется связь между сенсорной информации и моторными действиями. Основная роль в образовании сенсомоторных схем играют таламокортикальные системы мозга.

С 2-7 лет формируется первая фаза человеческого мышления: она выражается способностью мысленно приводить в действие, имеющиеся сенсомоторные схемы, не совершая при этом внешних действий. В этот период ребенок уже способен предсказывать результат действия, не производя его. Он хорошо понимает результат при его определенных поступках, однако действие еще остается основным элементом мышления. Формирование первой фазы мышления тесно связано с речью, которая базируется на сенсомоторной схеме "слушаю-повторяю". В этом возрасте наиболее быстро развиваются височные и моторные области коры.

В возрасте 7-10 лет формируется вторая фаза мышления. Возникает способность к логическому рассуждению, появляется возможность использовать конкретные понятия для описания реальных событий. Ребенок может мысленно построить достаточно сложное умозаключение. В этот период идет интенсивное образование межнейронных ассоциативных связей между различными отделами коры.

В 11-15 лет развивается третья фаза мышления. Мозг ребенка приобретает способность к абстракциям, оценки отвлеченных гипотез и другим мыслительным операциям. Завершается образование связей между лобными долями и другими отделами коры.

Три подхода к нарушениям мышления:

1. Нарушение операциональной стороны мышления;

2. Нарушение динамической стороны мышления;

3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента.

1. Снижение процесса обобщения и синтеза. При некоторых заболеваниях умение выделить общие признаки нарушается - это в основном при органических поражениях головного мозга (атеросклероз, поражение сосудов). Нарушение или снижения процесса обобщения тесно связано с уровнем развития понятий. У умственно отсталых также снижен уровень обобщения.

Искажение процесса обобщения - под этим термином понимаются неадекватные, латентные связи, которые больной устанавливает между предметами. Ярко проявляется в изображении пиктограмм. Часто у больных шизофренией.

Разноплановость (форма нарушения мышления) - предполагает рассмотрение предмета с различных сторон. Например, стакан нужен для употребления жидкости, с другой стороны- он изготавливается из стекла. Учитывая это, больной может объединить все предметы, которые сделаны из одного материала, а не по функциональному признаку. Очень часто проявляется эмоциональное отношение. Например, выкидывает карточку с черным зонтиком, т.к. больной не любит черный цвет.

2. Нарушение динамики мышления. Это тесно связано с работоспособностью и вниманием. Нарушение мышления вторично, первично нарушение внимание. Это при органических поражениях мозга. Это может происходить из-за инертности больного - у эпилептиков (застревание на предыдущем задании, вязкость, тугоподвижность мышления).

3. Личностный аспект мышления. Нарушение мышления вторично, первично нарушение мотивационной сферы.

 

 

Задание на семинар

1. теории мышления (ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, отечественная психология, биологизаторы (Пиаже), психоанализ): «+» и «-» рассмотрения мышления в каждом подходе

  1. техника «брейнсторминг» (мозговой штурм): суть, применение, результаты
  2. понятие «коэффициент интеллекта», методы определения IQ
  3. патологии мышления (по Б.В. Зейгарник)
  4. развитие мышления в фило- и онтогенезе
  5. какие еще виды мышления выделяют
  6. творческое мышление (что-нибудь интересное)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.