Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бюджетного права




Перераб 15.09.2011

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Бюджетный кодекс РФ Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года и Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 год. И вступил в законную силу с 1 января 2000г.

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений, определяет порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

 

 

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право.

Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов на территории России.

Бюджетное право — основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

 

2. Понятие бюджета, структура его доходов и расходов. Бюджетный

дефицит. Бюджетная классификация

 

В юридической и экономической литературе понятие “бюджет” рассматривается в разных аспектах.

Бюджет определяется как экономическая категория, то есть совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория, бюджетэто основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

По всему материальному содержанию бюджет — это государственный централизованный фонд денежных средств.

Согласно статьи 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (исполнения расходных полномочий).

Как уже отмечалось, бюджет представлен в федеральном законодательстве формой образования и расходования денежных средств. Но что такое форма, закон умалчивает. Как справедливо утверждает В.М. Родионова, в данном случае не ясно, о какой именно форме идет речь: о плановой, организационно-экономической, правовой форме или обо всех сразу? [117] Представляется, что речь должна идти о форме, закрепленной в законодательном или ином нормативном порядке, следовательно, это определение требует серьезных уточнений.

 

В Юридической литературе бюджеты принято рассматривать в трёх аспектах: материальном, экономическом и правовом.

В последние годы наряду с трехсторонним исследованием государственных и муниципальных бюджетов отдельные авторы стали находить политический, социальный, организационный, расчетный и иные стороны их проявления. Однако в конечном счёте все эти дополнительные аспекты не являются самостоятельными, а представляют собой отдельные проявления правового аспекта.

 

1. К признакам бюджета как экономической категории следует отнести такие характеристики как:

 

- исключительно денежную форму отношений, как опосредованное движение финансовых ресурсов государства;[118]

- участие государства как хозяйствующего субъекта через свои общественно-территориальные и организационно-властные структуры в распределении и перераспределении национального дохода для создания централизованных фондов и обеспечения финансовой базы общественно-территориальных образований;

- особую роль бюджетно-денежных отношений в финансовой системе государства, в его фискально-распределительном механизме и в формировании бюджетно-налогового федерализма, базирующихся на объективных экономических законах и закономерностях;

- ведущую роль контроля бюджетным рублем над процессом производства и реализации продукции, работ, услуг с целью централизации государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Таким образом, бюджет в экономическом понимании представляет собой особую группу денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью организации финансовой системы государства и формирования, распределения и расходования в ней централизованных фондов общего потребления.

 

2. Материальная характеристика государственного, муниципального бюджета как особого фонда денежных средств обусловлена такими качествами как:

 

- ведущая роль данного фонда по отношению ко всем другим денежным фондам государства или муниципального образования. Определение бюджета основным фондом связано с концентрацией в нем большей части доходных источников и охватом практически всех направлений расходов;

- централизация бюджета как фонда денежных средств на общие нужды и потребности каждого государственного и муниципального образования. Это отличие от других фондов проявляется в отсутствии строго целевой направленности доходных поступлений и общего (совокупного) покрытия расходов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой бюджетных доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 35 БК РФ);

- самостоятельность каждого бюджета в бюджетной фондовой системе. Главное качество этого признака заключается в наличии собственных источников доходов бюджета для каждого уровня бюджетной системы. Ныне это законодательное закрепление налоговых, неналоговых доходов и финансовой помощи для их сбалансирования, самостоятельное определение направлений расходов (расходных обязательств);

- характер собственности бюджета, как составной части казны каждого государственного и муниципального образования. Всякий бюджет является собственностью либо Российской Федерации (федеральный бюджет), либо субъекта федерации (региональный бюджет), либо муниципального образования (местный бюджет). В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) все виды собственности признаются и защищаются равным образом. Согласно ГК РФ (ст. 214), средства соответствующего бюджета составляют государственную казну России, республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Средства местного бюджета составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, материальную сущность бюджета можно определить следующим образом. Бюджет есть основной, самостоятельный и централизованный на общие потребности государственного или муниципального образования фонд денежных средств, составляющий денежную основу государственной или муниципальной казны и используемый для финансового обеспечения расходных обязательств государства в целом, его регионов или муниципальных образований.

 

3. Политико-правовые (публичные) качества бюджета обусловлены следующими особенностями:

 

- практически все бюджетные отношения подвергнуты строгой правовой регламентации и в основном на законодательном уровне. Конституция РФ для обеспечения бюджетно-финансового федерализма выделяет три уровня бюджетов, относя к исключительному ведению Российской Федерации вопросы федерального бюджета, федеральных налогов и федеральных фондов регионального развития (ст.71 п. "з"). Полнота решения вопросов по региональному бюджету предоставлена субъектам федерации (ст. 73), а по муниципальным образованиям право самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов дано органам местного самоуправления (ст.132). Важность бюджетного законодательства, согласно Конституции РФ, подчеркивается тем, что все законы по бюджетно-финансовым вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106), причем по этим законопроектам обязательно заключение Правительства РФ (ст. 104). Вопросы бюджетной компетенции, бюджетного устройства, бюджетного процесса и ответственности за нарушение бюджетного законодательства регламентированы в Бюджетном кодексе РФ. В законодательстве субъектов федерации, нормативно-правовых актах местного самоуправления бюджетные вопросы решаются в пределах установленных БК РФ;

- правовая форма бюджетного плана текущего года. Федеральный бюджет (все уровни государственных внебюджетных фондов), региональные и местные бюджеты предстоящего финансового года разрабатываются и утверждаются в форме акта высшей (после конституций и уставов) юридической силы государственного или муниципального образования;

- законодательное установление материального понимания бюджета как фонда денежных средств (ст. 6 БК РФ), а также нормативно-правовое определение его структуры по доходам, расходам и сбалансированности;

- законодательное разделение бюджетных правоотношений на две группы, среди которых четко проявляются материальные и процессуальные отношения. Материальные отношения, которые возникают в результате бюджетной деятельности по формированию доходов, осуществлению расходов и заимствований для всех фондов бюджетной системы. Процессуальные правоотношения, формируются в сфере бюджетного планирования, исполнения бюджета и отчетности по нему (ст. 1 БК РФ).

Таким образом, бюджет, как правовая катерория - это рассчитанный на текущий год финансовый план по формированию и расходованию централизованного фонда денежных средств, принятый в форме федерального, регионального закона или решения представительного органа местного самоуправления и предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего государственного или муниципального образования.

 

Объединив рассмотренные три основные подхода к сущности бюджета, можно дать следующее общее его понятие: совокупность урегулированных правом отношений по аккумуляции, распределению и расходованию централизованного на общие потребности фонда денежных средств, необходимого для выполнения задач и функций государственного или муниципального образования.

 

Консолидированный бюджет. Ст. 6 БК определяет консолидированный бюджет как свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

Так, согласно ст. 13, 14, 15 БК РФ в качестве консолидированных выделяют: бюджет РФ, бюджет субъекта РФ, бюджет муниципального района. Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.