Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемно-ориентированное прикладное по для решения задач предметных областей управления предприятием




Управление предприятием охватывает все основные предметные области деятельности специалистов. Задачи, которые решаются в предметных областях группируются в функциональные подсистемы, где создается основной взаимосвязанный комплекс показателей, предусматривающих оптимальное развитие производства. Для решения задач функциональных подсистем разрабатываются и внедряются прикладные программные продукты бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, управления персоналом, управления качеством, правовых справочных систем, которые будут рассмотрены ниже, и др., а также программные комплексы управления предприятием для корпоративных информационных систем.

ППП бухгалтерского учета (БУ) развивалось по поколениям.

Первое поколение программ характеризовалось функциональной ограниченностью, сложностью адаптации к быстро меняющимся правилам БУ и были предназначены для эксплуатации в виде АРМ на автономных ПК.

Второе поколение ППП БУ отличалось большей функциональной полнотой и приспособленностью к различным изменениям в правилах бухгалтерского учета. Среди них впервые появились программные комплексы, непосредственно не связанные с бухгалтерией. Модуль бухгалтерского учета являлся составной частью интегрированного программного продукта. Многие бухгалтерские ППП второго поколения уже имели сетевые версии, но оставалось еще много программ, работающих на автономных ПК.

Третье (современное) поколение бухгалтерских программ отличается широким диапазоном различных прикладных решений. В основном они ориентированы на автоматизированное ведение бухгалтерского учета в различных отраслях экономики, например, в производственной сфере, государственных организациях, образовательных учреждениях, торговле, строительстве и т.д., а также на автоматизацию решения бухгалтерских задач на предприятиях разной величины – малых, средних и больших.

По величине предприятия прикладное программное обеспечение решения задач БУ можно классифицировать на программы «Мини-бухгалтерия», интегрированные бухгалтерские программы, комплексные программы бухгалтерского учета и бухгалтерские модули программных комплексов КИС.

Программы «Мини-бухгалтерия» («Мини-бухгалтерия» различных фирм-разработчиков, ПО фирмы 1С, «Турбо бухгалтер ЭКОНОМ» компании ДИЦ и др.). К этой группе относятся программы бухгалтерского учета и подготовки отчетных документов, предназначенные для предприятий малого бизнеса, ведущим относительно несложный учет, с бухгалтерией небольшой численности сотрудников, без ярко выраженной специализации работников по конкретным участкам учета.

Такие программы имеют общее название «Проводка–Главная книга– Баланс». Их основой является отражение финансово-хозяйственных операций в виде бухгалтерских проводок в едином журнале хозяйственного учета без выделения отдельных участков учета. Программы выполняют в основном функции синтетического и несложного аналитического учета при небольшом объеме информации.

Интегрированные бухгалтерские программы («Турбо бухгалтер БАЗОВАЯ» компании ДИЦ, ПО фирмы 1С и др.) ориентированы для работы на одном локальном ПК или в сетевом режиме. Программы предназначены для ведения малого и среднего бизнеса и поддерживают ведение всех основных учетных форм и разделов. Основой пакета является Головной модуль «Проводка–Главная книга–Баланс», а также модули для выполнения отдельных участков учета. Состав модулей неодинаков в разных программах. В основном это модули по финансово-расчетным операциям, учету материалов, основных средств, товаров и т.д. Интегрированные программные средства решения бухгалтерских задач имеют единое программное ядро, выполняющий весь комплекс учетных задач; и могут пополняться дополнительными программами (зарплата и кадры, торговля и склад).

Фирмы-разработчики, выпускающие такие программы, реагируют на новые требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, и включают, в разрабатываемые программные продукты, новый функционал. Например, модули параллельного бухгалтерского учета по российским и международным стандартам, модули налогового учета, финансового анализа, электронной передачи файлов отчетности в налоговые органы и пенсионный фонд и т.д.

Комплексные программы бухгалтерского учета («Интегратор» фирмы Флагман, «Турбо бухгалтер ПРОФ» компании ДИЦ и др.) начали разрабатываться еще в 50-х гг. ХХ в. В первой комплексной бухгалтерской программе использовались «типовые проектные решения по бухучету» по каждому участку учета. При появлении ПК сохранился принцип создания отдельных программ под каждый участок учета с возможностью последующей интеграции. Таким образом, в комплексных программных продуктах предусмотрены три вида учета – первичный, управленческий и финансовый, которые организуются за счет программ отдельных участков учета (рис. 5.10).

Рисунок 5.10 – Схема комплексных программ бухгалтерского учета

Бухгалтерский комплекс рассчитан на средние и крупные предприятия, где организация бухучета осуществляется комплексом взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест. Характерными чертами таких программ являются:

- наличие комплекса локальных, но взаимосвязанных программ по отдельным участкам учета;

- обмен информацией между АРМ главного бухгалтера и АРМ отдельных участков для получения баланса и отчетности;

- развернутый аналитический учет по всем участкам учета;

- расширенный состав комплекса бухгалтерских задач (учет финансовых результатов, учет капитальных вложений, финансовый анализ и т.д.).

При использовании и расширении функционала программ этого класса необходимо соблюдать следующий принцип: пакеты должны быть информационно взаимосвязаны, что возможно только при приобретении всего комплекса программ у одной фирмы-изготовителя.

Бухгалтерские модули программных комплексов КИС («1С: Предприятие» фирмы 1С, КИС «Флагман» компании ИНФОСОФТ, «Система управления предприятием» компании БЭСТ и др.). Программные комплексы КИС предназначены для автоматизации функций управления предприятием и состоят из сложных компонентов, включающих в себя функциональную подсистему бухгалтерского учета, а также подсистемы управления, планирования, элементы анализа и принятия решений, делопроизводства и т.д. Бухгалтерская составляющая не является главенствующей, т.к. подобные системы ориентированы на процесс управления.

Программные комплексы предназначены для использования на крупных предприятиях, в торговых центрах и универмагах, но могут в усеченном варианте применяться и на средних предприятиях (см. «Концепции построения и программные комплексы корпоративных информационных систем»).

ППП финансового менеджмента появились в связи с необходимостью финансового планирования и анализа функционирования предприятий в различных предметных областях деятельности. Программное обеспечение финансового менеджмента включает класс программ для финансового анализа деятельности предприятия, оценки бизнеса, финансового планирования (бюджетирования), оценки эффективности инвестиций. Во многих программных средствах некоторые функции финансового менеджмента совмещены, например, финансовый анализ и оценка бизнеса, финансовый анализ, бюджетирование и оценка эффективности инвестиций и т.д.

Кроме проблемно-ориентированных программ финансового менеджмента в существующих программных средствах для корпоративных информационных систем имеются соответствующие финансовые модули, которые интегрированы в программный комплекс автоматизированного управления крупным предприятием в целом.

ППП финансового анализа («Альт-Финансы» фирмы ALT-invest, «ИНЭК-АФСП» группы ИНЭК и др.) ориентированы на комплексную оценку прошедшей и текущей деятельности предприятия и позволяют получить оценку общего финансового состояния фирмы, включая оценки финансовой устойчивости, ликвидности, эффективности использования капитала, оценки имущества и т.д.

Источником информации для решения подобных задач служат документы бухгалтерской отчетности, которые составляются по единым формам независимо от типа собственности и включают бухгалтерский баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, отчет о состоянии имущества, отчет о наличии и движении денежных средств и т.д.

Программные продукты этого класса позволяют проанализировать произошедшие на предприятии финансовые изменения за указанный период в абсолютном и относительном выражениях, проследить изменение структуры имущества и источников его формирования, провести анализ кредитоспособности, вероятности банкротства предприятия, выявить наличие признаков преднамеренного банкротства, оценить предприятие с позиции банка.

Некоторые программные продукты финансового анализа дополняются прогнозом финансового состояния предприятия. Прогнозная отчетность формируется на основе исторических данных и информации об ожидаемых изменениях в деятельности фирмы. К факторам, которые учитываются в программах при построении прогноза относятся рост объемов реализации, изменения в структуре себестоимости или в отдельных компонентах затрат предприятия, изменения налоговых ставок, изменения оборачиваемости текущих активов и обязательств, дополнительные вложения в основные средства, привлечение дополнительного собственного или заемного капитала и т.д.

Построенный на основе этих данных прогноз включается в аналитические таблицы вместе с базовыми «историческими» данными, позволяя аналитику заглянуть на несколько шагов вперед. В результате всех проведенных подготовительных процедур программа формирует набор аналитической отчетности за прошедшие и будущие периоды деятельности компании и рассчитывает на основе этой отчетности ряд показателей:

- анализ отчетности компании в виде процентных долей (веса отдельных статей в общем отчете), а также анализ динамики изменения статей отчетов;

- показатели ликвидности (коэффициенты ликвидности, чистый рабочий капитал, покрытие усредненных платежей и пр.);

- показатели финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, платежеспособности, маневренности, самофинансирования и т.д.);

- показатели рентабельности;

- показатели оборачиваемости (периоды оборота, расчет «чистого цикла»);

- показатели прибыльности (прибыльность продаж, точка безубыточности);

- показатели эффективности труда (выручка на работника, прибыль на работника и т.д.).

ППП оценки бизнеса («Финансовый анализ: ПРОФ+Оценка бизнеса» ЗАО «Константа», «Audit Expert» компании Expert Systems и др.) позволяют провести оценку стоимости предприятия различными методами.

Для более реальной оценки в программах предусмотрена возможность корректировки стоимости основных средств и нематериальных активов текущей и прогнозируемой отчетности. Программные продукты также позволяют определить состояние парка оборудования и нематериальных активов на предприятии, провести анализ кредиторской и дебиторской задолженности, выявить реальную стоимость задолженности.

ПО оценки бизнеса автоматизирует процесс определения восстановительной стоимости основных фондов, выполняет подбор срока службы и расчет износа объектов основных фондов, определяет стоимость основных средств с учетом износа, рассчитывает износ не только на текущую дату, но и делает прогноз на будущее и т.д.

ППП финансового планирования (бюджетирования). В системе экономического регулирования деятельности предприятия одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля над расходованием средств. Бюджетирование признано одним из наиболее эффективных методов финансового планирования, предусматривающим составление детального, скоординированного по всем подразделениям и функциям плана работы организации в целом и контроля его исполнения.

Бюджетирование, ориентированное на достижение целей компании – это инструмент управления, который дает возможность изменять ее деятельность. Цели становятся вполне конкретными и получают свое выражение в показателях, находящихся в компетенции менеджеров и исполнителей. Бюджетирование – связующее звено между стратегическим управлением, осуществляемым высшим руководством, и оперативным управлением, реализуемым на нижнем уровне.

Бюджетирование – технология составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы предприятия, базирующегося на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизмы оперативно-тактического управления, которые обеспечивают решение возникающих проблем и достижение заданных целей (объемов производства, прибыли, инвестиций).

Организация финансового (бюджетного) планирования – сложная управленческая процедура, охватывающая сотрудников всех служб предприятия. Необходимость адекватного и своевременного выполнения участниками регламентированных функций и обеспечения их эффективного взаимодействия обусловливают необходимость внедрения программных средств финансового планирования (бюджетирования).

В настоящее время существуют различное ПО, реализующее процессы финансового планирования и комплексные программы бюджетирования.

ППП финансового планирования («Prime Expert» компании Expert Systems, «Альт Прогноз» фирмы ALT-invest и др.) предназначены для прогнозирования состояния предприятия на установленный период, проведения сравнительного анализа запланированных и фактически полученных результатов, выяснения причин отклонений, для дальнейшей коррекции деятельности предприятия (рис. 5.11).

Рисунок 5.11 – Процесс финансового планирования на предприятии

Программы по финансовому планированию позволяют на основе вводимых пользователем плановых и фактических показателей хозяйственной деятельности, выраженных в денежном и натуральном выражении получать:

- промежуточные плановые и фактические бюджетные формы, к которым относятся бюджет продаж, производства, производственных запасов, прямых затрат на материалы, общепроизводственных, коммерческих и управленческих расходов и т.д.

- конечные плановые и фактические бюджетные формы, которые включают профицит (дефицит) доходов, профицит (дефицит) денежных средств, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

В программах предусмотрены аналитические инструменты для расчета точки безубыточности, чистой приведенной стоимости (чистого дисконтированного дохода), как по всей, так и по основной деятельности. Кроме стандартных функций, ПО предоставляет возможность спрогнозировать финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия на указанный период на основе данных о планируемых объемах производства и планируемых затратах. Таким образом, появляется возможность, при необходимости, получить данные о финансовом состоянии предприятия в будущем, добиться требуемых значений финансовых показателей и оценить предполагаемую стоимость предприятия в указанном промежутке времени.

Комплексные программы бюджетирования («ИНТАЛЕВ: Бюджетное Управление для 1С: Предприятия» консалтинговой компании ИНТАЛЕВ, «КИС: Бюджетирования» ЗАО «Компьютерные информационные системы», «1С: Управление производственным предприятием» фирмы 1С и др.). Ядром таких программных продуктов является финансово-экономическая модель, в рамках которой на уровне ключевых показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов, т.е. планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи – корректировки планов для достижения приемлемого общего результата.

Отличительной особенностью комплексных программ бюджетирования является их максимальная гибкость и адаптивность к специфике конкретного предприятия – его бизнес-процессам, организационной структуре, стилю управления и пр. Разработанный алгоритм функционирования предусматривает возможность различной детализации структуры бюджета, а также распределения полномочий между подразделениями предприятия. Для реализации этих возможностей бюджет в ПО рассматривается как система организационного взаимодействия центров планирования, финансовой ответственности и затрат, под которыми понимаются направления расходования материально-финансовых ресурсов. Рассматриваемая система ориентирована на составление обоснованных бизнес-прогнозов по функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшего получения на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.

Для расчета бюджета предприятия вся совокупность данных в программных продуктах разделена на бизнес-прогнозы и бизнес-задания.

- бизнес-прогнозы представляют собой массивы предполагаемых данных, отражающих особенности внешней и внутренней среды предприятия на будущий период. Составление бизнес-прогнозов входит в обязанности центров планирования;

- бизнес-задания рассчитываются на основании бизнес-прогнозов и предназначены для определения комплекса показателей деятельности предприятия. Ответственность за выполнение бизнес-заданий возлагается на центры финансовой ответственности.

Реализованная в программах система позволяет автоматически отслеживать эффективность выполнения поставленных в процессе бюджетного планирования задач посредством сопоставления фактических действий сотрудников предприятия с регламентом бюджетного процесса (рис. 5.12).

Рисунок 5.12 – Программная реализация бюджетирования на предприятии

Особое внимание в процессе составления бюджета уделяется производственному блоку, обеспечивающему детальную характеристику производственной специфики предприятия: определение максимальных возможностей по выпуску продукции в зависимости от мощностей используемого оборудования, а также пересечения технологических маршрутов отдельных видов изделий (конкурирующих продуктов).

Составление основных операционных бюджетов базируется на нормативах расхода материалов/комплектующих, полуфабрикатов собственного производства, трудовых нормативах и пооперационных расценках.

В целом формирование бюджета происходит на основании детального прогноза портфеля заказов и сопоставления его с реальными возможностями

предприятия.

Автоматический расчет бюджета предприятия, кроме основных бюджетных форм, позволяет получить:

- сводный план основного и вспомогательного производства с учетом ранжирования спроса клиентов и сторонних потребителей;

- ранжирования предложения поставщиков и устранения дефицита сырья и материалов;

- определения величины предполагаемых и нормируемых запасов, производственных мощностей с учетом остановок производства, а также внутренней потребности предприятия в полуфабрикатах и продуктах вспомогательного производства.

В программах предусмотрен расчет плановой себестоимости производственного плана в целом и дифференцированно по статьям и элементам затрат. Себестоимость рассчитывается по каждому производственному переделу по изделиям и внутренним комплектующим. Расчету себестоимости предшествует индивидуальная настройка методики распределения условнопостоянных затрат. Результатами расчетов являются: помесячный детализированный прогноз совокупных доходов и расходов предприятия, прогноз движения денежных средств, прогнозный баланс. Кроме того в процессе бюджетирования автоматически формируются бюджеты (сметы) структурных подразделений на основе сводного бюджета предприятия. Это достигается посредством закрепления всех статей доходной и расходной части бюджета за центрами доходов и затрат.

После того как бюджет разработан и принят, реальные показатели деятельности предприятия сравниваются с запланированными. Базой для контроля исполнения бюджета являются разработанные бизнес-задания деятельности предприятия. Это позволяет выявить причины появления отклонений, оценить их значение для будущего, выработать соответствующие корректирующие меры и оперативно довести их до конкретных исполнителей.

Комплексные программы бюджетирования существенно повышают эффективность управления финансами предприятия посредством определения финансовой составляющей во всех областях деятельности:

- в области сбыта аналитическая информация, полученная программно, позволяет маркетологам разрабатывать более точный портфель заказов с детальными характеристиками клиентов (объемы заказов, отпускные цены, графики платежей, структура оплаты), что, в свою очередь, способствует более точному расчету доходной части бюджета денежных средств;

- в производственной деятельности ППП позволяют повысить реалистичность финансового плана на основе оценки реальных возможностей предприятия и подготовки производственной инфраструктуры к выходу на заданные финансовые показатели; выбрать наиболее выгодную ассортиментную политику (на основе контрактов с клиентами), и тем самым оптимизировать использование производственных мощностей и ресурсов для получения максимального финансового результата;

- в области управления затратами ППП способствуют поиску путей более экономичного расходования средств производства, материальных и финансовых ресурсов базируясь на анализе технологии изготовления изделий, определении мест возникновения затрат, устранении сверхнормативных складских запасов, выборе механизма взаимоотношений с поставщиками ресурсов и услуг (с учетом минимальной партии поставок, графика платежей и т.д.). Это позволяет сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;

- в области общего управления развитием предприятия ППП являются средством количественной оценки деятельности менеджеров, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и индикатором о неблагоприятных изменениях ситуации путем сообщения об отклонениях фактических результатов от прогнозных показателей.

ППП оценки эффективности инвестиций («Инвестиционный анализ» ЗАО «Константа», «Project Expert» фирмы PRO-Invest Consalting, «Альт-Инвест Сумм» компании ALT-invest и др.) используются для финансового моделирования и оценки инвестиционных проектов. С их помощью разрабатывается как финансовый план (бизнес-план) отдельного проекта, так и инвестиционная программа предприятия или холдинга.

В результате автоматизации расчетов пользователь получает детализированную прогнозную финансовую отчетность проекта, а также набор показателей, отражающих эффективность инвестиций (капитальных вложений), финансовую состоятельность проектов, риски осуществления проекта:

- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- показатели бюджетной эффективности, отражающие последствия осуществления инвестиционного проекта на федеральный, региональный и местный бюджеты;

- показатели экономической эффективности, отражающие затраты и результаты по проекту и учитывающие как интересы его участников, так и интересы страны, региона или города.

Как правило, все программные продукты этого класса позволяют рассчитать следующий перечень показателей финансовой эффективности проекта: простой и дисконтированный сроки окупаемости проекта, внутреннюю норму доходности проекта, чистый денежный поток, чистый дисконтированный доход, индекс доходности, интегральный бюджетный эффект и др.

С помощью программных средств для поддержки инвестиционной деятельности разрабатываются финансовые разделы технико-экономического обоснования проектов и бизнес-планов, оценивается привлекательность инвестиционных идей, сравниваются альтернативные варианты реализации проектов, формируются схемы финансирования и другие условия инвестирования средств. Программные средства оценки эффективности инвестиций используются для обоснования проектов модернизации, технического перевооружения, выпуска новых видов продукции, строительства новых объектов и т.д. При этом процесс принятия инвестиционной программы на предприятии, включает не только программную поддержку расчетов бизнес результатов, но и участие специалистов в подготовке исходных данных и автоматизированной реализации поставленных задач, а также принятия окончательного управленческого решения руководством предприятия (рис. 5.13).

Рисунок 5.13 – Схема принятия инвестиционной программы предприятия

В целом ППП оценки эффективности инвестиций позволяют:

• корректно описать инвестиционную идею – реализацию на внутреннем и внешнем рынках (с учетом НДС, акцизов, пошлин), структуру и величину производственных затрат, приобретаемые и ранее осуществленные капитальные вложения (постоянные активы, расходы будущих периодов и т.д.), особенности приобретения исходного сырья и отгрузки готовой продукции/услуг;

- определить, принесет ли проект ожидаемый экономический эффект;

- сформировать график финансирования проекта;

- спрогнозировать различные варианты развития проекта;

- подготовить бизнес-план для руководства предприятия, кредитующей организации, инвесторов с учетом их требований: методики расчетов, пред-

- ставления итоговых данных;

- увидеть все особенности проекта, выявить скрытые проблемы в организации его финансовой деятельности.

В процессе подготовки проекта программные продукты позволяют учесть макроэкономическое окружение (инфляцию, курсы валют и т.д.), характеристику продуктов (услуг), материальные, текущие инвестиционные затраты и затраты на персонал. Кроме того можно учитывать ранее осуществленные инвестиции, расчеты по импортному оборудованию, амортизацию и налоговые платежи и т.д.

В результате расчетов программно формируются отчетные формы о прибылях и убытках, баланс и отчет о движении денежных средств, которые отражают детальные финансовые перспективы проекта и служат основой для его анализа. Также автоматически формируется прогноз финансовых показателей предприятия, который отражает ожидаемые значения рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и финансовой устойчивости создаваемого бизнеса. Кроме того формируется сводный отчет об инвестициях в проект, расчет показателей его эффективности, выполняется оценка бизнеса, анализ бюджетной эффективности и т.д. Необходимо отметить, что созданная отчетность затем будет автоматически обновляться при любых изменениях исходных данных.

ППП маркетинга являются программным инструментарием решения функциональных задач маркетинга. К основным областям использования ПО маркетинга относятся – управление маркетинговыми активами, взаимодействие с клиентами, управление потенциальными продажами, интеграция данных о клиентах и их аналитика и др. Автоматизация маркетинга позволяет вывести рутинные процессы, которые обычно выполняются вручную, на более высокий уровень, интегрирует источники данных, повышает уровень безопасности и защиты корпоративных данных, открывает новые маркетинговые возможности и повышает эффективность комплексного управления предприятием. Программные решения в области автоматизации маркетинга поставляются в виде независимых приложений решения отдельных функциональных задач маркетинга, в виде ППП комплексного управления маркетингом на предприятии, а также как маркетинговые модули программных комплексов управления предприятием КИС.

ППП решения отдельных функциональных задач маркетинга достаточно обширно и представлено различными программными продуктами, которые можно распределить по группам в соответствии с их назначением. Однако, следует отметить, что многие программные средства интегрируют в себе решение нескольких маркетинговых задач, относящихся к различным маркетинговым функциям (табл. 5.4).

Таблица 5.4 – ПО решения отдельных функциональных задач маркетинга

ППП комплексного управления маркетингом на предприятии («Marketing Analytic» компании «КУРС» и др.), как правило, содержит аналитические инструменты, которые ориентированы на анализ больших объемов информации, включающих не только данные внутреннего управленческого учёта, но и внешнюю информацию – о покупателях, конкурентах, о макроокружении (социально-экономические, технологические и пр. данные).

ППП комплексного управления маркетингом, как правило, имеют модульную структуру, в которой интегрированы анализ, планирование, генерирование отчетов и т.д. Функционально они позволяют выполнять анализ статистики продаж по любым аналитическим признакам товаров, покупателей, каналов сбыта и комбинациям этих признаков. При этом, как правило, программы имеют интерфейс обмена данными с учётными торговыми и бухгалтерскими решениями, что позволяет автоматически производить импорт данных о продажах продукции и услугах предприятия, и обеспечивать поддержку принятия решений на стратегическом и тактическом уровнях управления (см. рис. 5.14).

Рисунок 5.14 – Вариант организации ПО комплексного управления маркетингом на предприятии

ППП управления персоналом («КОМПАС: Управление персоналом» компании Компас, «1С:Зарплата и Управление Персоналом» фирмы 1С, БОСС-Кадровик компании IT и др.). Современные программные продукты управления персоналом предназначены для оптимизации работы, в первую очередь, руководства и персонала кадровых служб предприятий и играют большую роль в повышении производительности их труда.

Существующие в настоящее время на рынке программные средства управления персоналом по их функциональной направленности можно разделить на следующие основные группы:

- многофункциональные экспертные системы, позволяющие проводить профориентацию, отбор, аттестацию сотрудников предприятия;

- экспертные системы для группового анализа персонала, выявления тенденций развития подразделений и организации в целом;

- комплексные программные средства управления персоналом, позволяющие формировать и вести штатное расписание, хранить полную информацию о сотрудниках, отражать движение кадров внутри фирмы, рассчитывать зарплату;

- модули «Управление персоналом» программных комплексов корпоративных информационных систем.

Как правило, все современные автономные программные средства, реализующие функции управления персоналом, имеют модульную структуру или интегрированы с модулями программных средств, выполняющих функции начисления заработной платы и др. В таких ППП поддерживаются ввод и хранение полной идентифицирующей информации по каждому сотруднику предприятия, включая анкетные и адресные данные, сведения о документах, родственниках, образовании, отношении к воинскому учету, историю предыдущей работы, стаж и многие другие параметры. Для каждого сотрудника создается и ведется личное дело.

Автоматизированные функции программ поддерживают также прием (перемещение) как по штатному расписанию, так и вне связи с ним, наличие нескольких штатных расписаний – планируемое и действующее. Причем, в каком бы подразделении ни разрабатывалось штатное расписание, взаимодействие модулей ПО происходит в рамках единой базы данных. При этом штатное расписание неразрывно связано с описаниями рабочих мест и организационной структурой предприятия.

Информация о сотрудниках и штатном расписании автоматически предоставляется сотрудникам расчетного отдела или бухгалтеру для расчета заработной платы. При этом персонифицированные данные дополняются сведениями о табельном учете рабочего времени, которые автоматически поступают из соответствующего модуля. Кроме того, также интегрируются сведения об отпусках, больничных, неявках и командировках.

Все кадровые операции (прием на работу, перемещение, увольнение и т.п.) сопровождаются автоматическим формированием необходимой документации – от ведения личных дел до служебных записок, инструкций, приказов с функцией полного автоматического формирования текста по сотруднику. К формируемым документам относятся:

- движение персонала по службе (перевод, совмещение, увольнение, командировки, замещение по должности, изменение оплаты труда и т.д.);

- дополнительные выплаты (премии, вознаграждения, пособия и т.д.);

- ведение записей в трудовых книжках;

- учет отпусков, больничных;

- расчет стажа (с учетом различных видов стажа – общего, непрерывного, стажа на предприятии, в отрасли и т.д.);

- договоры (трудовые, подряда и т.д.).

Функционирование таких программных продуктов основано на интеграции с реляционной моделью БД. Все операции, связанные с изменениями данных в программах, выполняются в режиме выполнения транзакций, тем самым поддерживается целостность информации в базе данных. Подобные программные продукты являются гибкими и открытыми для последующего развития как силами разработчиков, так и собственными силами заказчиков.

ППП управления качеством. Необходимость комплексного подхода к управлению качеством, как составной части системы управления предприятием, привела к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-х гг. ХХ в. стали разрабатываться стандарты на системы управления качеством. Основные цели данных документов – содействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, – повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем. Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов организации ISO (International Organization for Standardization) серий 9000– 9004, введенных в действие в марте 1987 г. и периодически обновляемых.

Управление качеством проходит через все уровни управления предприятием. Качество на стратегическом уровне ориентировано на прогнозирование деятельности предприятия, на тактическом уровне – на обоснованность принимаемых управленческих решений в различные временные периоды (год, квартал, месяц и т.д.), на оперативном уровне – на качество снабжения, производства, реализации. В целом это отражается на качестве выпускаемой продукции, которое оценивается посредством анализа рекламаций, мнения потребителей и т.д.

Повышение требований к качеству продукции и широкое применение информационных технологий привело к появлению на рынке нового класса программных продуктов, реализующих концепцию QM (Quality Management – управление качеством). Программные средства этого класса подразделяются на два основных вида:

Лабораторные информационные системы – ЛИМС (LIMS – Laboratory Information Management System) (LabWare LIMS компании LabWare и др.). Программы этого класса предназначены не только для оперативного предоставления лабораторной информации по качеству, но и для управления самим бизнес-процессом контроля качества, что существенно повышает достоверность данных и, как следствие, позволяет повышать эффективность производства.

Отличительной особенностью промышленных ЛИМС является регистрация в системе первичных данных (например, результатов измерений), а не конечные результаты (например, рассчитанные результаты измерений). Конечные результаты рассчитываются самой ЛИМС и контролируются специальными алгоритмами на соответствие нормативам, благодаря чему возможность искажения результатных данных значительно снижается.

Функционально ЛИМС автоматизирует разработку графиков выполнения измерительных работ по контролю качества продукции и обработку заявок на внеплановые работы, которые хранятся в БД. Здесь же хранятся данные о приборах, на основании которых осуществляется автоматический контроль своевременности их поверки. В ЛИМС также реализован контроль сертификации специалистов лаборатории, а также протоколирование их работы. ЛИМС обеспечивает хранение и оперативный доступ к данным нормативной документации по методикам выполнения испытаний и к нормативным требованиям к качеству продукции и т.д. Кроме того, ЛИМС включает в себя функциональные блоки формирования отчетов о деятельности лаборатории и другой документации. В целом ЛИМС является источником данных о качестве продуктов для других информационных систем предприятия, использующих их в своей работе.

ППП для построения и функционирования системы качества (TRIMQMS НПП «СпецТек», QM Scout компании IDS Scheer AG, Инструментальные средства семейства ARIS и др.) используются для выполнения работ по внедрению и поддержки функционирования на предприятии системы управления качеством. Такое ПО позволяет провести классификацию бизнес-процессов, создать их полные и согласованные модели, а также поддерживать бизнес-процессы в актуальном состоянии. Кроме того программы ориентированы на автоматическое документирование бизнес-процессов и предоставление информации для проведения аудита системы менеджмента качества предприятия, что позволяет в интерактивном режиме последовательно осуществить все стадии подготовки предприятия к сертификации по ИСО 9000. Возможность использования единого информационного пространства, предоставляемого ПО, позволяет осуществлять реинжиниринг бизнес-процессов, проектирование корпоративных информационных систем, функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование и т.д.

Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.

Непрерывный мониторинг и анализ бизнес-процессов, реализуемый в программных продуктах, позволяют оценить разные направления деятельности предприятия, главными из которых являются взаимоотношения с клиентами, внутрихозяйственная деятельность, финансовое обеспечение, инновации, развитие и обучение. Каждое из этих направлений сопоставляется с определенным набором показателей, выполняется их сравнительный анализ за определенные периоды времени, выявляются причины отклонения, на основании чего руководство предприятия вырабатывает решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Также ПО этого класса имеет возможности для организации удаленной работы с территориально-распределенными структурными подразделениями крупных предприятий.

ППП справочно-правовых систем («КонсультантПлюс», «ГАРАНТ», «Кодекс» одноименных компаний производителей) представляют собой эффективный инструмент работы с огромным объемом законодательной информации, поступающей непрерывным потоком. Программы имеют информационную БД с правовой и нормативной документацией, словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления информации в информационную БД.

Одним из основных этапов работы со справочно-правовой системой является поиск документов, который, как правило, организуется путем соответствующего запроса. Система обеспечивает три вида поиска:

- поиск по реквизитам документа – по номеру документа, его виду, дате принятия и другим характеристикам;

- полнотекстовый поиск основан на автоматизированной обработке текста. Возможен поиск документов, в котором встречается определенное слово. В этом случае происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех, где есть указанное слово. В программах также реализован поиск информации по определенному вопросу, который начинают с максимально широкого запроса. Возможен поиск по словам или словосочетаниям, входящим в текст документа, либо по ключевым словам;

- поиск по специализированным классификаторам предполагает предварительную обработку и рубрикацию информации. Каждому элементу информационного массива эксперт ставит в соответствие определенный элемент классификатора, т.е. указывает определенную рубрику, и пользователь получает все документы, предварительно отобранные экспертом.

Справочно-правовые системы позволяют обновлять базу данных пользователя новыми документами и изменениями без его полной замены. При этом они предоставляют пользователям следующий сервис:

- создание собственных постоянных подборок (папок) документов по заданной тематике, что обеспечивает поиск как по всей базе данных, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие в распределенной вычислительной сети, могут обмениваться папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над одной проблемой;

- создание закладок в тексте, что удобно при работе с большими документами;

- реализация гипертекстовых связей между документами, позволяющих легко переходить от одного документа к другому;

- экспорт документов в текстовый редактор и т.д.

Фирмы, продвигающие справочно-правовые системы, как правило, имеют координационный центр и широкомасштабную региональную сеть, объединяющую сотни информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Региональные информационные центры централизованно и регулярно получают в электронном виде текущие дополнения и изменения из удаленной базы координационного центра сети. Пользователь получает их по электронным или иным коммуникациям. В результате выполнения кратковременной процедуры обновления, база данных пользователя становится идентичной эталонной базе данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.