Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подростковая среда и субкультура молодежи

Ведущей деятельностью подросткового периода является общение со сверстниками. Это общение необходимо подростку в большом количестве, оно критически важно для формирования его личности. Компания сверстников – подростковая среда – становится той группой, мнение которой особенно важно, в отношениях с которой формируется система ценностей, группа становится своеобразной системой отсчета для оценки поступков себя и других.

Подростковая субкультура становится культурным пространством и кругом общения подростковых сообществ, помогающим им адаптироваться в социуме и создать свои автономные формы культурной активности.

Субкультура – это особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри общей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами.
Субкультура характеризуется так же необходимостью соблюдения норм внутригруппового этикета, регламентирующего стиль поведения и одежды, что позволяет поддерживать в этом кругу определенную психологическую атмосферу.

Субкультура – уникальный агент социализации в обществе, позволяющая реализовываться «отверженным» личностям в иной среде, предоставляя им нишу, возможность существовать в иной культурной форме.

Выделяют три типа неформальных групп:

просоциальные (социально-положительные). Цель – приносить пользу обществу (защитники природы – экологисты, диггеры (люди, увлекающиеся исследованием искусственных подземных сооружений));

асоциальные – в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры);

антисоциальные (социально-отрицательные) имеют агрессивный характер.

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором – привлекательность качеств в подростках из субкультур – смелость, независимость, умение отстоять себя.

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей:

1. Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных).

2. Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья – искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру.

3. Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект.

4. Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства.

5. Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости.

6. Потребность в смысле. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7. Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. Проявления гедогнизма (этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью) разнообразны: сексуальная активность, употребление ПАВ (психоактивные вещества), различные формы развлечений и т. д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» – особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций. Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект из угрожающей или удивляющей ситуации.

8. Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействие семьи и школы | Школьная дезадаптация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.