Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграция в валютно-финансовой сфере и вопросах безопасности

Одной из областей, где интеграционные процессы достигли види­мых успехов, является валютно-финансовая сфера.

Первые попытки наладить координацию валютно-финансовой по­литики были предприняты еще в начале 1990-х гг. В 1991 г. советский рубль из денежной единицы СССР превратился в валюту 12 из 15 его бывших республик. До середины 1993 г. эмиссию наличных рублей осу­ществлял исключительно Банк России, тогда как центральные банки остальных новых государств выпускали своего рода денежные суррога­ты, курс которых был фиксирован к рублю в отношении 1:1. Кредит­ную эмиссию рублей в пределах установленных лимитов могло осуще­ствлять любое государство. Фактически же все они производили не­нормированную эмиссию. Только в конце 1992 г. восемь участников СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан и Украина) заключили соглашение о единой денежной сис­теме и согласованной денежно-кредитной политике. Несмотря на это все они создали национальные валюты. В июле 1993 г. после появления нового российского рубля Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили соглашение о создании рублевой зоны на основе российского рубля (денежно-кредитную и эмиссионную политику планировалось доверить ЦБ России). В том же году был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 г. подписано со­глашение о Платежном союзе. Практически эти структуры долго не играли существенной роли и только в 1999-2000 гг. валютно-финансовое объединение стран Содружества начало подавать признаки жиз­ни.

В 1999 г. Межгосударственный валютный комитет (МВК) СНГ возоб­новил начатую в 1995 г. работу над концепцией сотрудничества стран СНГ в валютной сфере, главным тезисом которой является идея создания обще­го валютного рынка (речь о введении единой валюты не идет). Одним из шагов к его появлению должно стать формирование Объединенной пла­тежной системы Содружества, учрежденной в декабре 2000 г. банками и бизнес-структурами Армении, Казахстана, Молдавии, России и Таджикис­тана и предназначенной проводить согласованную политику в области без­наличных расчетов с использованием пластиковых карт. Пока, впрочем, соглашение существует только в виртуальном виде. Реально общее валют­ное пространство должно появиться в 2003 г. в рамках Союза России и Белоруссии, при этом единственным эмиссионным центром будет Цент­ральный банк России.

Одним из препятствий к заключению контрактов в национальных ва­лютах СНГ является несформированность национальных валютных рын­ков в большинстве стран Содружества. Нет также четко разработанных законодательных норм, определяющих статус резидентов и нерезидентов из других государств СНГ.

В этих условиях существующие в странах Содружества биржи по­шли в апреле 2000 г. на создание Международной Ассоциации бирж стран СНГ (в нее вошли 16 бирж из 8 стран), целью которой является формирование единого биржевого пространства и достижение равно­правного сотрудничества с европейскими биржевыми площадками. Как потенциальная основа интегрированного валютного рынка рассматри­ваются электронные биржевые площадки, имеющиеся в большинстве государств Содружества. В рамках данного плана был проведен ряд про­ектов между биржами Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджа­на. Участвовать в совместной разработке механизма расчетов в нацио­нальных валютах СНГ и подготовке нормативно-правовой базы интег­рированного валютного рынка Содружества согласились и российские биржи. Предполагается, что роль расчетного центра объединенного ва­лютного рынка будет выполнять Межгосударственный банк СНГ, по­скольку он уже участвует в шести национальных платежных системах, имеет статус резидента России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Тад­жикистана и Армении и корреспондентские счета в национальных ва­лютах.

Ясно, однако, что речь идет не о создании в обозримом будущем единой валюты, в лучшем случае может быть сформировано общее ва­лютное пространство. Это предполагает возможность сохранения не­скольких сильных валютных центров, координирующих деятельность между собой; создание совместных механизмов и общих программ, на­правленных на преодоление кризисных явлений; сближение систем тор­говли валютой внутри единого валютного пространства с целью улуч­шить условия для развития взаимной торговли. Важной задачей валют­ной интеграции является вытеснение доллара США из внутренних рас­четов СНГ (на сегодняшний день 80% проводимых операций приходят­ся именно на доллар). Это будет, однако, возможно лишь после стаби­лизации экономик стран Содружества.

Что касается интеграции в сфере обеспечения безопасности, еще в 1992 году восемь стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кирги­зия, РФ, Таджикистан и Узбекистан) подписали Ташкентский договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 г. - Соглашение о коллек­тивных силах по поддержанию мира. Примечательно, что документ не предусматривает абсолютно никаких специфических мер коллективной безопасности, в нем ничего не говорится о действиях на случай агрес­сии одного государства СНГ против другого. Для РФ, впрочем, оказа­лась выгодной ст. 7 Договора, установившая, что размещение и функ­ционирование объектов системы коллективной безопасности на терри­тории государств-участников регулируется специальными соглашения­ми. Данное положение облегчило заключение двусторонних соглаше­ний РФ с участниками ДКБ и позволило отрегулировать статус россий­ских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридического обоснования создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.

Непроработанность самой идеи коллективной безопасности в СНГ проявляется и в ряде других международно-правовых актов Содруже­ства. Раздел третий Устава СНГ «Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество» также не дает четкого представления о коллективной безопасности и грубо смешивает понятия «коллективная оборона» и «коллективная безопасность». Даже «Концепция коллек­тивной безопасности государств-участников ДКБ» (февраль 1995 г.) перечисляет все источники возможной внешней угрозы, но также ни­чего не говорит о возможных конфликтах внутри Содружества.

На практике часть участников СНГ вообще не участвует в совмест­ных оборонных усилиях (как, например, Туркмения), а некоторые (Ук­раина и Узбекистан) стараются максимально минимизировать свою роль в этих процессах. До сих пор не все страны СНГ ратифицировали Таш­кентский договор. Белоруссия, осуществляющая тесное сотрудничество с Россией, настаивает, однако, на невозможности использования своих вооруженных сил за пределами республики. Удачным опытом сотруд­ничества в военной сфере можно признать с некоторыми оговорками деятельность миротворческого контингента из России, Казахстана, Уз­бекистана и Киргизии на афганско-таджикской границе и российских частей в зоне грузино-абхазского конфликта. Но важно и заметить, что не прекратилось, а лишь снизило свою остроту вооруженное противо­стояние между входящими в Содружество Арменией и Азербайджаном. Принимая во внимание степень контактов ряда стран СНГ с НАТО, можно предположить, что некоторые члены Содружества (Грузия, Уз­бекистан, Украина) реально попытаются сделать ставку на Североат­лантический альянс даже вопреки существующим в СНГ договорам.

Вместе с тем в рамках Содружества уже вполне осознана пагуб­ность конфликтов так называемой «низкой интенсивности». Межэт­нические, религиозные конфликты и гражданские войны подрывают стабильность СНГ. Только сами участники Содружества в рамках миротворческих сил могут минимизировать их последствия. С медународно-правовой точки зрения СНГ является региональной органи­зацией с правом осуществления миротворческих операций, что, со­ответственно, освобождает государств-участников от необходимос­ти вмешательства сторонних сил в дела Содружества и дает возмож­ность самостоятельно выбирать схему урегулирования конфликтов. Подобная ситуация максимально выгодна РФ, которая чаще всего является единственным реальным участником миротворческих опе­раций. Помимо миротворчества важнейшим элементом реальной, а не декларативной коллективной безопасности Содружества являет­ся сотрудничество по охране внешних границ СНГ, что позволяет России сохранять контроль за ситуацией на дальних подступах к соб­ственным границам.

Реальное строительство системы коллективной безопасности СНГ ве­лось, повторим, не через Договор о коллективной безопасности, а через нормативно-договорную базу по специфической проблематике. При этом круг государств, подписавших документы по вопросам миротворчества, шире круга участников ДКБ. Миротворческие операции в Содружестве по-прежнему получают поддержку всех государств СНГ - это происходит регулярно при продлении срока мандатов контингентов.

Сотрудничество в области обороны и безопасности прошло наибо­лее сложный по сравнению с другими направлениями путь. Изначально Договор о коллективной безопасности охватывал большинство стран Содружества. После выхода из него Грузии, Азербайджана и Узбекиста­на он превратился в своеобразный «формат» среди себе подобных. Сей­час происходит постепенное возвращение к более масштабному сотруд­ничеству в области обороны, в частности, через создание в рамках «боль­шого СНГ» Антитеррористического центра, через фактическое возвра­щение Узбекистана к силовому взаимодействию с РФ (в связи с ростом исламистской угрозы на южных рубежах). Однако все еще неясно, ста­нет ли этот процесс тенденцией или будет заторможен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интеграционные процессы внутри СНГ | Перспективы дальнейшей интеграции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.