Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государства. Государство осуществляет свою деятельность через функции, то есть главные направления и стороны своей деятельности




Функции государства

Государство осуществляет свою деятельность через функции, то есть главные направления и стороны своей деятельности. В соответствии с наиболее крупными сферами деятельности государства, функции разделяют на внешние, характеризующие роль государства на международной арене, во взаимоотношениях с другими государствами, и внутренние, характеризующие роль государства внутри страны.

Прежде всего функции классифицируются в зависимости от предмета регулирования: хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, политическая и т. д.

К постоянным внутренним функциям государства относятся:

- охрана политического, общественного и экономического строя государства;

- подавление классового противника;

- регулирование экономики;

- идеологическое и правовое влияние на граждан.

Постоянными внешними функциями являются:

- участие в решении глобальных проблем современности;

- обеспечение национальной безопасности;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- отстаивание государственных интересов в международных делах.

 

Виды органов государства: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные, чрезвычайные.

Каждое государство имеет определенную форму, под которой в общем виде понимается строение, структура, организация государственной власти. Рассмотрим два элемента формы государства: форму правления и форму государственного устройства.

Форма правления – организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, определяющая ее структуру, компетенцию, порядок образования, длительность полномочий, взаимоотношения с населением.

Существует две основные модели формы правления: монархия и республика. Они характеризуют отличные варианты того, кто стоит во главе государства.

Монархия (Бельгия, Великобритания, Канада, Япония) являет такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически (номинально) принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Монархии могут быть абсолютными (Катар, Оман, ОАЭ), ограниченными (Иордания, Кувейт, Марокко) и конституциональными (Дания, Швеция, Норвегия, Испания).

Абсолютная монархия характеризуется отсутствием каких-либо представительных учреждений, сосредоточением всей государственной власти в руках монарха.

Ограниченная монархия, как правило, является промежуточной формой правления. Она характерна главным образом для отсталых стран с сильными пережитками феодализма. При ней существуют одновременно два политических учреждения - феодальная монархия и буржуазный парламентаризм, которые делят государственную власть. Монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, обладающим правом вето, правом назначения в верхнюю палату и правом роспуска парламента.

Конституционная монархия не содержит никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля за правительством.

Республика характеризуется тем, что все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Практика государственного строительства знает два основных вида республиканских форм правления - президентскую и парламентскую республики.

Президентская республика (Мексика, Бразилия, США) предполагает соединение полномочий главы государства и правительства, жесткое разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной). Избрание президента и формирование правительства осуществляется внепарламентским путем. Президент не обладает правом роспуска парламента.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Австрия, Индия, Турция) строится по принципу верховенства парламента, пред которым правительство несет ответственность за свою деятельности. Правительство в этом случае формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Глава государства, как правило, избирается парламентским путем. Правление носит ярко выраженный партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.

Форма государственного устройства – административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы - унитарную и федеративную.

Унитарная форма государственного устройства (Великобритания, Франция, Италия, Япония) предполагает неделимость государства. Она характеризуется единой системой высших органов государственной власти, единой конституцией, единым гражданством, единой системой права, единой судебной системой.

Федерация (США, ФРГ, Канада, Бразилия, Индия) представляет собой союз государств, при котором наряду с последними образуется союзное государство. Первые же сохраняют определенную политическую самостоятельность. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, земли, провинции и т. д.) имеют собственные законодательные собрания, правительства, правовые и судебные системы.

Истории известна и такая форма единения государств, которая получила наименование конфедерация. Это - тоже союз государств, однако такой союз, при котором, в отличие от федерации, не создается новое, союзное государство. При конфедерации образующие ее государства:

ü полностью сохраняют свою независимость;

ü имеют собственные органы государственной власти и управления;

ü Центральные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. д.).

ü В их состав входят представители всех государств-членов;

ü Их решения принимаются единогласно.

Финансовые средства конфедерации складываются из взносов входящих в него государств.

Конфедерация обычно создается на основании договора между заинтересованными сторонами, которые будучи суверенными государствами, делегируют определенные полномочия Союзу. Причем центр не имеет иных полномочий, кроме переданных ему учредителями конфедерации (Швейцарская Конфедерация, которая возникла еще в 1291 году, но вследствие последующей их интеграции трансформировалось в федерацию).

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Высшие органы – Совет глав государств, Совет глав правительств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.