Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные центры православия в России и странах СНГ

Лекция 6. Религиозные паломнические центры в православии.

Тема 2. Религиозный туризм в православии.

 

План:

 

1. Религиозные центры православия в России и странах СНГ.

2. Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья.

 

 

Литература:

 

Основная литература:

 

История международного и отечественного туризма. Москва; ВШТГ, НОУ "ЛУЧ", 1999.

Криндаг А.Д. География религиозных объединений РФ// Изв. АН СССР. Сер. Географ. М., 1996, №2

Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы в России. М., 1998

Тардже Д. Мир паломничества. М., 1998.

Христов Т.Т Религиозный туризм М.2003., 260 С.

 

Дополнительная литература.

 

Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., "Невский Фонд" 2000, 2001.

Галазны П.Н. «История государства зарубежных стран»., М., Юрид. лит-ра, 1980.

Даринский А.В. Туристские районы РФ и ближнего зарубежья. СПб 1994

Малерб М. Религии человечества. -М.-СПб., 1997.

Подугольников В. М.. «Страны мира: Краткий справочник», М.: Республика. 2001, с. 148.

Поляков Н. А. Страны мира: Краткий справочник. – М.: Политиздат, 2000, с. 153.

Соколова М.В. История туризма. М., 2002

Туризм Подмосковья в канун XXI века. Сборник докладов г. Сходня Московской области. М., 2000

 

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например Храм Христа Спасителя в Москве были восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей Русской Православной Церкви оказались закрыты. Некоторые из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты – склады, гаражи; или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в сталинские годы были организованы Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

С конца 1980-х гг. наблюдается возрождение православия в России. Указом президента России Ельцина Б.Н. церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Во многих монастырях возрастает число монахов и монахинь, послушников и послушниц.

К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возникли конфликты между церковью и музеями, находящимися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принадлежности зданий и другого имущества (богослужебные книги и т.д.). Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компромиссы. Так, например музей-заповедник, находившийся на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Московская обл.) был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экскурсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком монастыре исторический музей, посвященный этому самому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно сказать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.

Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют постройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.

На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья может дать справочник-путеводитель «Монастыри Русской Православной Церкви». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Рассказывается об истории, святынях, современной жизни монастырей, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и указания как до них добраться.

В соответствии с данными справочника в России находится 313 монастырей и 26 пустыней Русской Православной Церкви. В странах СНГ насчитывается 183 монастыря РПЦ, из них на Украине 111 (и 6 пустыней), в Белоруссии – 15, Казахстане – 7, Латвии – 3, Литве – 2, Молдавии – 33, Узбекистане – 5, Эстонии – 1. В дальнем зарубежье находится 13 монастырей [Монастыри русской…, 2000].

В России имеются восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и наиболее посещаемыми. Это:

-Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская обл.

-Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (св. игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской обл.

-Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая обл.

-Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

-Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская обл.

-Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл.

-Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

-Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский), Санкт-Петербург [Орехов,2002].

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе религиозного туризма возникает вопрос классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от классификационных признаков возникают совершенно разные классификации. Объекты, находящиеся в одной группе по одной классификации, окажутся в совершенно разных, даже противоположных группах по другой классификации. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности, 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности, 3) по составу несущих монашеские обеты, 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

На территории России.

На территории республик СНГ. Как и на территории России здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан).

На территории стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других.

На двух территориях, играющих особую роль в жизни верующих-православных – Святой Земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить:

Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, С.-Петербург, Н.Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева Лавра Ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад в Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Ставропигиальный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей-жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичем Смоленской Иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.

Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещение объектов в Москве, С.-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.

Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами. Два вышеназванные монастыря служат примером этому.

Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно на вездеходе или вертолетом.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов Ставропигиальный монастырь (Москва), Донской Ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский Ставропигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской Епархии относятся: Зачатьевский Ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский Ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники – мужчины, поскольку, по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма. Настоятелем женских монастырей является женщина.

По возрасту монастыря в контексте исторической эпохи. С одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны в дореволюционные годы. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10-15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской области, в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь Во имя новомучеников российских. Сейчас он строится. В центре г. Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем. Существуют:

Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. Так в Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровском мужском монастыре (Калужская обл.) прием организованных групп должен быть заранее согласован с начальством монастыря. Прибывающим необходимо иметь при себе паспорт. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

Монастыри, а) принимающие паломников на ограниченный срок, б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнутьев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева Лавра – на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Свято-Николаевском женском монастыре (Донецкая обл. Украины) могут молиться и трудиться в стенах обители три дня, больший срок – по благословению настоятельницы или эконома. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

Монастыри, а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания, б) не предоставляющие таких услуг. Киево-Печерская лавра, Свято-Боголюбский монастырь предоставляют богомольцам гостиницу и питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре как Троице-Сергиева лавра гостиницы – женский и мужской странноприимные дома не могут вместить всех желающих. Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская обл.) принимает паломников, трудников обеспечивает жильем и питанием. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл.) не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

Монастыри, принимающие а) только мужчин, б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

Монастыри а) взимают, б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ или послушание. Выполнение определенных работ (строительных, уборка территории и др.) – подвижничество, служение, действия во славу Божью.

Но известны случаи взимания денег за проживание и питание на территории монастыря. Так Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с 2001 г. установил следующие расценки (табл. 5).

Стоимость проживания и питания паломников на территории Свято-Пантелеимонова монастыря (в долл. США).

 

Пребывание\ Категория посетителей До 3 дней (2 ночи) пребывания До 1 недели пребывания До 2 недель пребывания
Священнослужители и миряне      
Монахи и дети до 12 лет      

 

Монастыри, а) предоставляющие транспорт паломникам, б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться «на перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь в летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Так каждую субботу в 8.00 утра от подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская обл.) в Москве отправляется автобус с паломниками. Они едут в двухдневную поездку в этот монастырь с посещением женского монастыря – Казанской Амвросиевской Шамординской пустыни (Калужская обл.). Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

Монастыри, располагающие на своей территории а)музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы, б) государственные музеи, в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках Российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы, б) детские приюты и богадельни, в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.

В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек – сирот в возрасте 6-16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек – сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичем женском монастыре (Калуга) * в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада», для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год удается принять до 3 тыс. пациентов.

В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Так в некоторых монастырях в эти дни проходит всенощное бдение и могут быть, например, две литургии вместо одной в будни. В каждом монастыре отмечаются свои праздники местночтимого святого, чудотворной иконы. Почти во всех монастырях РПЦ культовые действия совершаются каждый день. Но есть и исключения. Так в женском монастыре Николо-Одринская пустынь (Брянская обл.) богослужения не проводятся в понедельник. В уже известном нам Казанском монастыре богослужения проводятся только по субботам, воскресеньям и праздникам. Также в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других – круглый год.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более, если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день. Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения. Примером этому может служить Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь. Известны случаи, когда один монастырь совершает богослужения по образцу другого монастыря, пользующегося известностью и авторитетом. Так Пафнутиев-Боровский монастырь придерживается образца богослужения, практикуемого в Троице-Сергиевой лавре. А в Ново-Тихвинском женском монастыре (Екатеринбург) службы поются знаменным распевом по византийскому образцу.

Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов характерен быстрый ритм жизни. Часто люди крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, трудников монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды. Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт, в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода в сельских монастырях), быть свидетелем особенных форм подачи материала при экскурсиях. Так в Александровском женском монастыре (Московская обл.) реализуется цель просветительской деятельности – знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, так как здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Некоторые монастыри РПЦ в России и на Украине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.