Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика семейного права




4.

2.

Работа с таблицей 1 помогает уяснить суть понятий «ценополучатель» и «ценоустановитель». Рассмотрите графу «контроль над ценою». Ценополучателем называется фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Такая фирма производит лишь небольшую часть всей продукции, поэтому она не может влиять на рыночные цены. Она «получает» ту цену, которая сложилась на рынке. Если фирма будет продавать товар дороже рыночной цены, то покупатели уйдут к конкурентам, если будет продавать дешевле, то снизит свои прибыли. Вот если фирма имеет контроль над ценой, и у нее нет конкурентов, нет товаров-заменителей, она является «ценоустановителем»: сама устанавливает цены, обеспечивающие ей наибольшую прибыль.

В категорию «ценоустановителей» входят предприятия, действующие в условиях несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии). Что является для них источником монопольной власти, т.е. власти устанавливать цену?

= В условиях монополистической конкуренции фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации продукта.

Существуют четыре главных вида дифференциации продукта:

1) различия в местоположении (магазина, аптеки, кафе и др.);

2) различия в качестве продукта;

3) различия в обслуживании клиентов;

4) различия с точки зрения субъективного имиджа товаров.

При монополистической конкуренции важную роль играют неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, возможность купить товар в рассрочку, наличие и отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях олигополистического рынка возможны как «ценовая война» - постепенное снижение уровня цен с целью вытеснения конкурентов, так и тайные сговоры - негласные соглашения о ценах, объемах продаж и др. способах ограничения конкуренции. Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах. Доминирующая фирма (ценовой лидер) проявляет инициативу по изменению цен, а другие фирмы следуют ее примеру.

В условиях монополии – организации рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара при полном отсутствии близких ему заменителей, имеет место наибольший контроль над ценой. Но и в условиях монополии власть над ценой не абсолютна т.к.:

1) возможно появление субститутов;

2) кривая спроса на товары, производимые монополией, эластична.

 

Поведение монополии на рынке: монополист ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной (price searcher).

 

Монопольная цена выше того уровня, который был бы при совершенной конкуренции, в этом заключается наносимый обществу ущерб.

 

Классификация монополий

По критерию источника монопольной власти монополии выделяют:

= Естественные монополии – возникают благодаря обладанию уникальными экономическими ресурсами или формируются на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (в таком случае их называют также технологическими монополиями). Естественные монополии имеют минимальные долгосрочные отраслевые средние издержки. Иначе говоря, если в этой отрасли будут действовать несколько более мелких конкурентных фирм, то их средние издержки будут выше, чем у одной-единственной фирмы (естественной монополии). Примеры: местное обеспечение электроэнергией, газом, железнодорожный транспорт. В этих отраслях эффективнее функционирование одной крупной фирмы, благодаря чему происходит уменьшение затрат ресурсов.

= Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями, такими как патенты, авторские права или ограничение на торговлю иностранными товарами.

= Искусственная монополия – возникает на основе сговора между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающего ситуацию на рынке в близкую к натуральной монополии.

= Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая какой-либо специальной защиты от конкуренции в виде патента или других ограничений для вхождения в отрасль.

 

Монопсония – ситуация, когда на рынке существует один покупатель (частный случай монополии).

Монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции и устанавливает ее ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

 

3. Методы оценки уровня концентрации рынка

Пороговая доля рынка – законодательно установленная процентная доля отдельного предприятия в общем объеме продаж какого-либо товара.

По российскому законодательству (в редакции 1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет этим.

Для оценки уровня концентрации рынка в России используются несколько показателей:

1) Показатель концентрации (concentration ratio) – процентное отношение доли трех крупнейших предприятий к общему отраслевому объему производства.

2) Индекс Герфиндаля (HHI) характеризует распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в %) всех субъектов рынка в общем его объеме:

HHI = p12 + p22 + p32 + … pn2, где

p – доля n-ой фирмы на рынке, выраженная в %,

n – общее число фирм.

Рассмотрим пример подсчета уровня концентрации рынка. Допустим, в от расли действуют 10 фирм, доля каждой составляет:

А Б В Г Д Е Ж З И К
30% 20% 15% 12% 7% 6% 4% 3% 2% 1%

 

Показатель концентрации (CR3) в данном случае будет равен сумме долей трех крупнейших фирм отрасли: 30% + 20% + 15% = 65%

Индекс Герфиндаля будет равен сумме квадратов рыночных долей всех фирм: 900 + 400 + 225 + 144 + 49 + 36 + 16 + 9 + 4 + 1 = 1784

Сравниваем полученные результатами с приводимыми ниже нормативами и делаем вывод, что в данной отрасли уровень концентрации является средним, т.к.CR3 = 65%, а HHI = 1784

При CR3 < 45%, HHI < 1000 концентрация считается низкой;

при 70% > CR3 > 45%, HHI < 2000 концентрация считается средней;

при CR3 > 70% B HHI > 2000 концентрация считается высокой.

3) Индекс Лернера. Для оценки степени монопольной власти в экономической науке используют также индекс Лернера

I = P - MC/ P. Этот индекс может изменяться от 0 до 1. При близком к нулю значении индекса в отрасли существует высокая конкуренция, приближение величины индекса к единице свидетельствует о высокой степени монополизации отрасли.

В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода:

· Поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений)

· Структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка).

 

 

Цели и методы антимонопольного регулирования

Монополия имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается редко. Обычная цель антимонопольной политики - ограничение монополистических злоупотреблений.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и или за объемом их производства (например, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. Косвенным методом регулирования является налогообложение монопольных сверхприбылей.

Среди методов антимонопольного регулирования в России важное место занимает реформирование структуры естественных монополий, которое предполагает разделение естественно-монопольного и потенциально-конкурентного секторов.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а также разрушение уже сложившихся.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка:

1) Либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы.

2) Либо переплетение ведущей фирмы с конкурентами (в форме создания картелей, системы участий, личной унии).

 

Семенное право является отраслью украинского права, которая устанавливает правовые основы брака, регулирует личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, другими членами семьи.

Семейное право - это совокупность правовых норм и принципов регулирующих и охраняющих личные и связанные с ними имущественные отношения физических лиц, которые возникают из брака и принадлежности к семье. Сюда входят отношения, возникающие при заключений брака, порядок и условия прекращения брака, личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, другими членами семьи.

Основной источник - нормативно-правовой акт в данной отпасли - Семейный Кодекс Украины, принятый 10 января 2002 года и вступивший в силу с 1 января 2003 г. Он состоит из 7 разделов, 292 статей.

Раздел 1 «Общие положения» определяет понятие семьи, круг регулируемых СК отношений, осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей, защиту семейных прав и интересов.

Раздел 2 «Брак. Права и обязанности супругов» определяет условия к порядок заключения брака, личные неимущественные права и обязанности супругов, право собственности супругов, права и обязанности супругов по взаимному содержанию, брачный договор, порядок прекращения брака.

Раздел 3 «Права и обязанности матери, отца и ребенка» устанавливает основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей, личные неимущественные права родителей и детей, права родителей я детей на имущество, обязанности родителей и детей по взаимному содержанию (алиментные обязанности).

Раздел 4 «Устройство детей, лишенных родительского попечения» определяет порядок усыновления, порядок установления опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей, патронат над детьми.

Раздел 5 «Права и обязанности других членов семьи» определяет личные неимущественные права и обязанности других членов семьи и родственников, обязанности по содержанию другим членов семьи и родственников.

Раздел 6 «Применение СК Украины к иностранцам и лицам без гражданства. Применение законов иностранных государств и международных договоров в Украине» определяет порядок заключения и расторжения браков граждан Украины с иностранцами и иностранцев в Украине, порядок международного усыновления.

Раздел 7 «Заключительные положения». Понятие семьи - ст.3 СК. Право лица на семью - ст.4 СК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.