Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение иностранных инвестиций по некоторым отраслям российской экономики

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам

Инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов        
млн долл. США в % к итогу млн долл. США в % к итогу млн долл. США в % к итогу млн долл. США в % к итогу
Всего инвестиций                
в том числе:                
прямые инвестиции   40,4   24,4   24,8   23,0
из них:                
взносы в капитал   9,7   19,3   15,9   12,2
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций   25,0   4,0   7,1   9,7
прочие прямые инвестиции   5,7   1,1   1,8   1,1
портфельные инвестиции   1,3   0,8   5,8   3,5
из них:                
акции и паи   0,7   0,6   5,2   3,4
долговые ценные бумаги   0,6   0,2   0,6   0,1
в том числе векселя   0,0   0,2   0,2   0,1
прочие инвестиции   58,3   74,8   69,4   73,5
из них:                
торговые кредиты   14,1   11,2   16,8   11,6
прочие кредиты   43,2   62,9   51,6   61,0

Рост иностранных прямых инвестиций объясняется стремлением ряда крупных иностранных инвесторов закрепиться на российском рынке за счет развития импортозамещающего производства. По некоторым данным, из первой сотни ТНК 75 имеют сегодня инвестиции в России. Однако такие инвестиции направляются в основном в топливную и пищевую промышленность, сферу торговли и общественного питания (табл. 1.3).

По состоянию на конец июня 2009 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,5 млрд долл. США, что на 0,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 56,0% (на конец июня 2008 г. — 48,7%), доля прямых инвестиций составила 39,2% (48,4%), портфельных — 4,8% (2,9%).

Иностранные инвестиции по некоторым отраслям российской экономики I полугодие 2009 г. Накоплено на конец июня 2009 г.
поступило, млн долл. погашено (выбыло), млн долл. переоценка и прочие изменения активов и обязательств, млн долл. всего, млн долл. в % к итогу
Всего          
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство         0,7
рыболовство, рыбоводство         0,1
добыча полезных ископаемых         17,8
обрабатывающие производства         30,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды     -0,4   1,6
строительство         1,7
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования         21,2
гостиницы и рестораны         0,2
транспорт и связь         9,4
финансовая деятельность     -58   4,8
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг         11,3
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение -   0,1   0,0
образование 0,1 0,0 -   0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг         0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг     0,4   0,5

 

Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009 г. — Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В I полугодии 2009 г. в экономику России поступило 32,2 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,0 млрд долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале — 20,2 млрд долл. США (на 31,2% меньше).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009 г. 31,8 млрд долл. США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. — 12,1 млрд долл. США (на 15,3% меньше), во II квартале — 19,7 млрд долл. США (на 1,2% меньше).

Формы и методы проникновения иностранных инвесторов на российский рынок в целом не отличаются от форм и методов их проникновения в экономику других стран. Как показывает мировой опыт, в процессе проникновения иностранных инвесторов на зарубежные рынки можно выделить следующие этапы:

· заключение соглашений о сотрудничестве в различных сферах;

· создание торговых представительств;

· образование совместных предприятий;

· открытие собственных производственных, торговых и пр. филиалов.

Конечно, в реальной действительности такая последовательность не всегда соблюдается, особенно в современных условиях, когда наиболее крупные фирмы и ТНК могут одновременно использовать различные формы и методы экспансии на зарубежные рынки.

В начале 1990-х гг. создание совместных предприятий и открытие представительств были единственно возможными способами проникновения в российскую экономику. Не случайно в эти годы ведущие фирмы мира по производству автомобилей («Даймлер-Бенц», «Форд» и др.), парфюмерии («Нина Риччи», «Эстер Лаудер» и др.) и ряда других отраслей создавали совместные предприятия, занимающиеся сбытом их продукции на российском рынке. В последующем многие из них, присмотревшись к российскому рынку и освоившись на нем, стали вкладывать свои капиталы в производство продукции на базе российских предприятий. В последующем арсенал форм и методов проникновения иностранных инвесторов на российский рынок и закрепления на нем значительно расширился, что отражает определенные изменения, происходящие в России, в том числе развитие и совершенствование законодательной базы.

Наиболее типичным случаем проникновения и закрепления на российском рынке можно считать пример известной швейцарской ТНК «Нестле», в экспансии которой можно выделить следующие основные этапы:

· в начале 90-х гг. «Нестле» создала в России сеть фирм — импортеров и дистрибуторов, которые стали активно продвигать на российский рынок продукцию всемирно известных торговых марок — «Нескафе», «Натс», «Несквик» и др.;

· в 1992 г. компания купила первый пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия». В 1995 г. она довела свою долю в капитале «России» до 93%, что позволило переоснастить кондитерскую фабрику и увеличить объем производства. Наряду с шоколадом серии «Нестле классик» и батончиками «Натс» фабрика стала выпускать продукцию под «русскоязычными» названиями (например, шоколад «Шок»);

· в 1993 г. компания приобрела контрольный пакет акций фабрики по производству мороженого в г. Жуковском, которая продолжает выпускать продукцию под русскими названиями;

· в 1996 г. через «Россию» был куплен контрольный пакет акций самарской фабрики АО «Кондитер». Через год обе фабрики были объединены в АО «Кондитерское объединение «Россия»;

· в январе 1998 г. «Нестле» приобрела контрольные пакеты акций еще двух фабрик — АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, а в июле того же года — АО «Хладопродукт» в Тимашевске Краснодарского края. Последнее предприятие выпускает не только мороженое, но и замороженные овощи-фрукты.

Сегодня «Нестле» стала лидером российского рынка кофе, шоколадных изделий, продуктов детского питания и мороженого. «Нестле» является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех «Нестле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов: «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта. Сегодня «Нестле» имеет в России 12 фабрик, на которых заняты 5500 постоянных сотрудников; общий объем ее инвестиций в производство и развитие дистрибуторской сети — более 500 млн долл.

Успешная деятельность компании «Нестле» в России обусловлена не только наличием местных производств, но и тем, что она постоянно позиционирует себя как российскую компанию. Перед тем как ввести новые бренды, «Нестле» тщательно изучает вкусовые предпочтения россиян и всегда использует в своей рекламе традиционные русские мотивы.

В целом ориентация иностранных инвесторов на развитие прежде всего торговых операций можно проиллюстрировать тем, что, например, в Москве около 70% иностранных инвестиций приходится на долю розничной торговли. Стратегия проникновения иностранных розничных компаний на российский рынок, как правило, заключается в следующем: сначала компания открывает 3—4 магазина в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. После анализа результатов их деятельности компания начинает продвигаться в города с миллионным населением. Западноевропейские торговые компании используют обычно три способа вхождения на российский рынок:

1) строительство новых магазинов;

2) приобретение местных торговых сетей;

3) использование франчайзинговых схем.

На конец 2008 г. западноевропейским торговым фирмам принадлежало 86 крупных супермаркетов и торговых центров, из которых 80% находилось в Москве и Санкт-Петербурге.

Подобные примеры довольно успешной деятельности иностранных инвесторов в России не должны заслонять того факта, что некоторые из них скупают российские предприятия с целью избавления себя от возможных конкурентов. Как подчеркивают некоторые западные исследователи, подрыв или уничтожение внутренней производственной базы реформируемых стран позволяет ТНК и другим компаниям западных стран уничтожать потенциальных конкурентов и расширять свои рынка сбыта.

 

 

3. Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России

С переходом России к открытой экономике началась интенсивная нормотворческая работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм, однако, сформировалась далеко не сразу. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

Инвестиционные контракты с нерезидентами, как правило, заключаются либо в валюте их стран, либо в международных резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Большое значение для регулирования отношений в инвестиционной сфере имело принятие Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры» для иностранных инвесторов более прозрачными и конкретными.

Некоторые особые формы иностранных инвестиций, в том числе освоение с участием иностранного капитала месторождений полезных ископаемых на началах раздела продукции, передача нерезидентами российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных актов.

В обеспечение правоприменительной практики в сфере иностранных инвестиций на протяжении всего периода с начала российских экономических реформ было издано также большое число подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ, ряда Министерств РФ и т.д.

При анализе системы национальных правовых норм, регулирующих взаимоотношения с нерезидентами, всегда возникают два вопроса: о приоритетности этих норм и об их полноте. На первый из этих вопросов Закон № 160-ФЗ в ст. 10 отвечает, что в случае спора в суде наряду с применением федеральных законов применяются нормы международных договоров Российской Федерации, а сам спор может разрешаться не только в российском суде, но в международном арбитраже. В данном случае нельзя говорить о том, что в случае правовой коллизии, т.е. расхождения национальных норм и международных соглашений, ратифицированных в Российской Федерации, приоритет принадлежит международным соглашениям. Но определенное преимущество нерезидентов, могущих использовать в споре нормы международных договоров, перед российскими предпринимательскими структурами здесь налицо.

Что же касается полноты этих норм, то, в общем, правовые институты всегда возникают с некоторым отставанием от практики. И в этом смысле любая система права отличается некоторой неполнотой. В то же время анализ показывает, что имеющаяся на сегодня в России система правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, уже обладает достаточной полнотой и содержит ответ на все принципиальные вопросы, возникающие при их осуществлении. Но, естественно, поскольку непрерывно появляются новые формы осуществления международной инвестиционной деятельности, сама эта система требует постоянного развития и совершенствования.

 

4.Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Неслучайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:

1) двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;

2) региональные инструменты регулирования;

3) многосторонние соглашения.

По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:

1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;

2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время в мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны — главные экспортеры капитала, и с другой — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций — соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.

В преамбуле таких соглашений, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:

· национальный режим, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);

· режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.

В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка — предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий».

Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.

Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.

Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.

Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).

Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.

В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80-е гг. прошлого столетия. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.

Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 г. Его членами являются 180 государств, которые одновременно должны быть членами МВФ. МБРР и МВФ приняли совместно «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций» — документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;

2) Международную ассоциацию развития (МАР), созданную в 1960 г. с целью оказания помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.;

3) Международную финансовую корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих предприятий путем предоставления займов и участия в их капитале;

4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), созданное для страхования прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах от некоммерческих рисков.

В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.

 

5.Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора

Принимая решение об осуществлении инвестиций в экономику той или иной страны, потенциальный иностранный инвестор оценивает все условия, необходимые для успешной и стабильной предпринимательской деятельности. Это прежде всего уровень социально-политической и экономической стабильности, наличие развитой законодательной базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.

Здесь же следует ограничиться замечанием о том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие относятся следующие.

· Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).

· Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со стопроцентным иностранным владением.

· Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».

· Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.

· Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.

· Введение ускоренной амортизации.

· Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.

· Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.

· Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.

· Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.

· Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.

Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.

К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.

· Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

«Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.

Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.

· Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.

· Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.

В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.

Каждая из стран применяет названные выше универсальные меры по-своему. Например, США в течение многих десятилетий были нетто-экспортером капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем иностранных инвестиций (импорта капитала в США). С середины 80-х гг. США стали важнейшим импортером капитала, что было связано с действием таких факторов, как стабильность экономического и политического положения страны, устойчивые темпы экономического роста, открывавшие широкие возможности для вложения капиталов, стабильность и международно признанная роль американской валюты — доллара и т.д. Однако помимо этих объективных факторов на увеличение притока иностранного капитала в США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных инвесторов.

Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно, например, назвать следующие:

· введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственное производство на территории США;

· отмена тридцатипроцентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;

· создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;

· политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные льготы. Например, в штате Миссури 50% чистого дохода корпораций с иностранным участием освобождается от налогов; в штате Коннектикут иностранному инвестору предоставляется компенсация в 1000 долл. за каждое новое рабочее место; в штате Луизиана корпорации с иностранными инвестициями полностью освобождаются от налогов в течение 10 лет.

Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития — территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла за два года иностранные инвестиции на сумму в 5 млрд долл. благодаря предоставлению следующих льгот:

· снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение пяти лет;

· финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);

· субсидии на оплату аренды (в размере 45—60%) и приобретение недвижимости (в размере 45—60%);

· содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров.

Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».

Стабилизационная оговорка — положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки — так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

«Дедушкина оговорка» создает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.

По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на КОИИ, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующие в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.

Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.

В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:

· право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;

· право беспрепятственно распоряжаться прибылью;

· право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;

· право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;

· недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;

· включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок;

· возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ 6. Иностранные инвестиции. Международное инвестирование | Фрикционные передачи. 1. Фрикционные передачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.