Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение, его функции структура

Общение – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самым совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Функции общения:

1) общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Только в общении раскрывается в человеке человек, как для себя, так и для других людей.

2) общение выполняет коммуникативно-связующую функцию (миф о Вавилонской башне).

3) формирующая, т.е. общение выступает важным условием формирования и изменения психологического облика человека.

4) общение играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека. Во всех культурах есть традиции, которые позволяют подтверждать свою личность (Как дела? How are you?)

В общении выделяют следующие аспекты:

Содержание – это информация, которая передается от одного живого существа к другому (информация о внутреннем м внешнем состоянии, знания о мире, приобретенном опыте).

Цель – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (у животных – предупреждение об опасности; у человека – передача или получение объективных знаний, обучение м воспитание, установление взаимоотношений).

Средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Различают вербальные (речевые) и невербальные средства общения.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»): точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса. Тональность голоса, ритм, темп, интонация, дикция. Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.

Невербальные средства общения:

· Мимика, жесты, пантомимика, позы, осанка, поклоны, походка;

· Рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.;

· Расположение людей в пространстве при общении.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Способное дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что вторжение в интимную зону влечет определенные физиологические изменения в организме, учащение биения сердца, повышенное выденление адреналина, прилив крови к голове и пр. Собеседником подобное вторжение воспринимается как покушение на его неприкосновенность.

- Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами. Поддерживающими разговор.

- Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило с теми, кого не очень знают.

- Публичная зона (свыше 400 см) общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Жесты при общении несут много информации. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 6 групп.

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения («указующий перст», «вот такого размера и конфигурации»).

2. Жесты-регуляторы – выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками).

3. Жесты-эмблемы – заменители слов или фраз в общении (сжатые руки по манере рукопожатия «здравствуйте»).

4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук (касания, пошлепывания, поглаживания, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой).

5. Жесты-аффекторы – выражают определенные эмоции.

6. Микрожесты (движения глаз, покраснение щек, подергивание губ и пр.).

При общении часто возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание (человек оценивает информацию).

Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле.

Жесты нервозности и не уверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть.

Жесты самоконтроля – руки заложены за спину, одна при этом сжимает другую.

Жесты ожидания – потирание ладоней.

Жесты отрицания – сложенные руки на груди, дотрагивание до кончика носа.

Жесты расположения – прикладывание руки к груди.

Жесты доминирования – резкие взмахи руками сверху вниз.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

· Коммуникативная – обмен информации между людьми.

· Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение, убеждения собеседника).

· Перцептивная – восприятие друг другом партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другим человеком.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения.

5. Выбор конкретных средств, фраз, манеры поведения.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника (обратная связь).

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимопониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь: как вас поняли, как вас восприняли, как отнеслись к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Причины плохой коммуникации:

1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного ана俯иза и понимания людей, ситуаций, проблем.

2. «Предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, необычно.

3. Плохие отношения между людьми.

4. Отсутствие внимания и интереса собеседника.

5. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы, заключения при отсутствии достаточного числа фактов.

6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.

7. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения методиками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Позиции в общении:

1) доброжелательное принятие собеседника;

2) нейтральная;

3) враждебной непринятие собеседника;

4) доминирование (общение «сверху»);

5) общение «на равных»;

6) подчинение (общение «снизу»).

Тансактный анализ общения (Э.Берн) – анализ позиций в общении. Основные позиции – Ребенок, Родитель и Взрослый., которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна может преобладать в поведении человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о межличностных отношениях | Виды общения. - Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.