Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и порядок приобретения и передачи земельных участков гражданам

Занятие

Постановка вопроса о порядке приобретения и передачи земельных участков гражданам обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, приобретение земельных участков гражданами имеет свои особенности. Во-вторых, в самом Земельном кодексу приобретения и передача земельных участков гражданам закреплено обособленно. В-третьих, возникли новые способы приобретения земельных участков гражданами, для которых предусмотренный особенный порядок реализации. В первую очередь, это относится к порядку бесплатной приватизации земельных участков гражданами.

В настоящее время приватизация является распространенным способом приобретения гражданами права собственности на землю. Она осуществляется путем передачи гражданам земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации. Вне всякого сомнения, приватизацию земельных участков можно рассматривать как основание возникновения прав на землю, способ приобретения гражданами земельных участков в собственность, условие реализации земельных прав гражданами, порядок передачи земельных участков государственной и коммунальной собственности в частную собственность граждан и т.д. Думается, что именно в таком смысле и значении приватизация земельных участков закреплена в Земельном кодексе.

Приватизация как способ приобретения права собственности представляет собой передачу объектов права государственной собственности в частную собственность граждан. Она относится к рыночным правовым инструментам и связана с переходом украинского национального хозяйства от плановой экономической системы к рыночным основам ведения хозяйства. Функционирование национального хозяйства страны на рыночных основах без приватизации земли не может быть успешной и эффективный. Поэтому ст. 118 Земельного кодекса полностью посвящена порядку бесплатной приватизации земельных участков гражданами и охватывает все категории земель, состава земельного фонда Украины. Невзирая на то, что порядок приобретения земельных участков гражданами в форме их бесплатной приватизации является относительно новым явлением в нашей стране, оно получило широкое закрепление в земельном законе. Детальная регламентация порядка бесплатной приватизации земли является средством реализации гражданами своего конституционного права на землю и обеспечение законности в этой сфере.

В ст. 118 Земельного кодекса, в первую очередь, речь идет о приватизации гражданами земельных участков, которые уже находятся в их пользовании. Дело в том, что за прошлый период осуществления приватизации земли не все граждане приобрели право частной собственности на земельные участки, которые были раньше предоставлены им на правые пользования. После вступления Земельного кодекса в действие вместо права постоянного землепользования им предоставлено право на приватизацию отмеченных участков.

Исходя из содержания указанной земельно-правовой нормы, которая охватывает все виды землепользования граждан, можно выразить мысль о том, что она распространяется и на временное землепользование, в т.ч. на арендное землепользование. Но для приватизации таких земельных участков необходимые определенные условия, например, они должны подлежать приватизации, необходимое согласие владельца на их приватизацию и тому подобное. В случае отсутствия таких условий, временные виды землепользования, что возникли раньше, подлежат переоформлению в аренду. Таким образом, отмеченная норма земельного закона, подлежит распространенному толкованию и распространению на все виды временного землепользования. При этом сроки переоформления временных видов землепользования в частную собственность законодательством не предусмотрено.

Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, который находится в его пользовании, подает заявление к соответствующей районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельскому, поселковому и городскому совету за местонахождением земельного участка. Необходимо отметить, что полномочие районных государственных администраций, государственных администраций городов Киева и Севастополя и сельских, поселковых и городских советов, предусмотренные не только в главах 2-й и 3-й Земельного кодекса, но и в соответствующих разделах Законов «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях». Рассмотрение личных заявлений граждан о приватизации соответствующих земельных участков отмеченными органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления осуществляется за принадлежностью земель на праве собственности. В пределах установленных норм приватизация земельного участка осуществляется бесплатно, а часть участка, размеры которой превышают нормы бесплатной приватизации, может передаваться в частную собственность за плату.

Земельный кодекс в ч. 2 ст. 118 предусматривает сроки рассмотрения заявлений граждан и принятия соответствующих решений относительно приватизации отмеченных земельных участков. Органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления принимают такие решения в месячный срок. Они принимаются на основании соответствующих технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка, которые добавляются к заявлению.

Государственные органы исполнительной власти непосредственно сами принимают решение о приватизации отмеченных земельных участков. Они являются постоянно действующими органами исполнительной власти, и для рассмотрения заявлений граждан и принятия решений относительно приватизации земельных участков в месячный срок, нет препятствий. Органам местного самоуправления также предоставлено право непосредственного принятия таких решений. Так, за ст. 12 Земельного кодекса, к полномочиям сельских, поселковых и городских советов относится осуществление распоряжения землями территориальных обществ, в т.ч. передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан соответственно с требованиями земельного закона. Однако, они действуют в сессионном порядке и не являются постоянно действующими органами местного самоуправления, что вызывает объективные трудности относительно соблюдения предусмотренного месячного стока для принятия соответствующих решений.

В связи со сложностями соблюдения отмеченного срока для рассмотрения заявлений граждан, так же как и ходатайств юридических лиц, в ст. 3 последней редакции Земельного кодекса 1990 года, прямо предусматривалась передача местными советами своих полномочий относительно предоставления и исключения земельных участков соответствующим органам государственные исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления. В новом земельном законе такая норма отсутствует, кроме определения земельных полномочий районных советов городскими советами на основании ст. 11 Земельного кодекса.

Несколько другой порядок приватизации земельных участков гражданами предусмотрен в ч. 3 ст. 118 Земельного кодекса. Так, граждане - работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в бесплатном получении в собственность земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании этих предприятий, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель в соответствии с сельским, поселковым и городским советом или районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрацией. Эти земли не находятся в постоянном пользовании граждан, а предоставлены в постоянное пользование государственным или коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям. Поэтому для граждан - работников государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, предусматривается обращение в отмеченные органы местного самоуправления или местные государственные администрации не с заявлением, а ходатайством о бесплатной передаче земельных участков в частную собственность.

Безусловно, ходатайство, как и заявление гражданина, содержит выявление заинтересованности в получении земельного участка на основании права частной собственности. Однако, в содержание ходатайства могут включаться сознанию, которые не являются обязательными для заявления. К ним, в частности можно отнести данные о назначении земельных угодий, из которых желательно выделение земельного участка, цель использования земли, размеры ее площади, место расположения и схематическая конфигурацию участка и тому подобное. Это связано с тем что, они являются не известными в сравнении с земельным участком, который уже находится пользовании гражданина. Поэтому, для бесплатной приватизации отмеченных земель, требования относительно осуществления организационно-правовых мероприятий являются более существенными.

Относительно документов, которые предоставляются для участия в приватизации отмеченных земельных участков стоит отметить, что, кроме подтверждения сведеней о наличии трудовых отношений с сельскохозяйственным предприятием государственной или коммунальной собственности и выхода на пенсию за определенными обстоятельств из состава его рабочих, другие документы могут быть и не понадобиться для приобретения земельного участка в частную собственность. Необходимо подчеркнуть, что земельный закон не связывает бесплатную приватизацию отмеченных земельных участков со стажем работы работников и пенсионеров в сельскохозяйственном предприятии. Поэтому право каждого работника предприятия, а также пенсионера, из их числа на получение земельного участка в частную собственность является гарантированным.

Ходатайства граждан о бесплатной приватизации земельных участков, так же как и заявления, подлежат рассмотрению органами местного самоуправления или государственной исполнительной власти также на протяжении месячного срока. В случае принятия позитивного решения, соответствующий орган местного самоуправления или государственной исполнительной власти, согласно с ч. 4 ст. 118 Земельного кодекса, предоставляет разрешение на разработку проекта приватизации земель коммунального или государственного сельскохозяйственного предприятия. Следовательно, ходатайства работников этих предприятий предшествуют таким решениям и являются основаниями для их принятия.

Разрешения на разработку проектов приватизации отмеченных земель являются самостоятельными решениями органов местного самоуправления и государственной исполнительной власти. Они реализуются сельскохозяйственными предприятиями самостоятельно силами своих специалистов и за счет собственных средств. Сами проекты приватизации земель сельскохозяйственных предприятий заключают в себе сознанию о целевом назначении земель и их места расположения, определения какие площади подлежат приватизации, а которые из них остаются в государственной и коммунальной собственности, установление их размеров за сельскохозяйственными угодьями и стоимости в условных кадастровых гектарах, уточнение количества работников предприятия и пенсионеров из их числа, которые имеют право на приватизацию и тому подобное.

Подготовленный сельскохозяйственным предприятием проект приватизации земли предоставляется на рассмотрение и утверждение органом местного самоуправления или государственной исполнительной власти. Передача земельных участков в собственность граждан - работников государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионерам из их числа, осуществляется после утверждения проекта приватизации их земель, что предусмотрен ч. 5 ст. 118 Земельного кодекса.

Необходимо отметить, что передача земельных участков в частную собственность граждан из состава земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий может осуществляться и в случаях их ликвидации. Это выплывает из содержания ч. 3 ст. 24 Земельного кодекса, в соответствии с которой в случае ликвидации государственного или коммунального предприятия, учреждения и организации земли, которые находятся в их постоянном пользовании, по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления переводятся к землям запаса или предоставляются другим гражданам и юридическим лицам для использования за их целевым назначением, а договора аренды земельных участков прекращаются.

Норма аналогичного содержания закреплена и в ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса, в соответствии с которой земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые находились в пользовании сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, которые ликвидируются, включаются в земли запаса или передаются в собственность или в пользование. Выходя из того, что указанная норма земельного закона посвящена распределению несельскохозяйственных угодий при ликвидации сельскохозяйственных предприятий, можно утверждать, что речь идет о возможностях приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, которыми пользовались ликвидированные сельскохозяйственные предприятия государственной или коммунальной собственности.

Содержание ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса, является достаточно сложным не только в связи с тем, что в нем закреплено приобретение прав для шести видов использования земли гражданами на основании частной собственности, но и осложняется условиями передачи земельных участков из разных категорий земель и для разных целей, которые отличаются существенными разногласиями в правовой регуляции самой передачи земли. За положениями отмеченной нормы граждане, заинтересованные в бесплатном получении земельного участка в собственность из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания обитаемого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм безоплатной приватизации, подают заявление к соответствующей районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельскому, поселковому и городскому совету за местонахождением земельного участка. В заявлении отмечаются желаемые размеры и цель ее использования.

Приоритетным направлением современной государственной политики в реформировании земельных отношений является предоставление гражданам земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства с целью осуществления товарного сельскохозяйственного производства. Поэтому фермерская частная собственность на земельные участки получила в действующем земельном законе подавляющее закрепление.

Предоставление земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства не является абсолютно новым правовым институтом в земельном праве. Оно существовало и раньше в виде землепользования для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с потерей им подсобного значения на основе коренного реформирования и ликвидации коллективных хозяйств как основных форм ведения хозяйства, действующее земельное законодательство возрождает его в виде личного крестьянского хозяйства, но на новой собственнической основе прав на землю. Да, согласно ст. 33 Земельного кодекса, граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства.

Вне всякого сомнения, такое крестьянское хозяйство является индивидуальным, основанным на праве частной земельной собственности. Отмеченный характер личного крестьянского хозяйства определяется самой правосубъектностью в отношениях земельной собственности, где субъектами права собственности на землю выступают лишь граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства на условиях аренды. Выходя из содержания приведенных положений ст. 33 земельного закона, необходимо подчеркнуть, что земельная правосубъектность граждан должна учитываться не только при предоставлении земельного участка, но и при следующих изменениях субъектного состава права на землю для ведения личного крестьянского хозяйства.

Рядом с индивидуальной природой права частной собственности отечественных граждан на землю, стоит обратить внимание на то, что крестьянское хозяйство имеет много похожих признаков в отношениях земельной собственности с фермерским хозяйством. В личном крестьянском хозяйстве, также как в фермерским хозяйстве, может возникать общая частичная или общая совместимая собственность на земельный участок между членами хозяйства. Общая частичная земельная собственность может иметь место между родителями и детьми, между детьми при унаследовании соответствующих частей земельного участка, а общая совместимая собственность на землю - между супругами, что ведут личное крестьянское хозяйство, совладельцами расположенного на земельном участке жилого дома, в котором проживают граждане, которые ведут такое хозяйство. Однако действующий Земельный кодекс не регламентирует отмеченные разновидности земельной собственности в личном крестьянском хозяйстве.

Право земельной собственности крестьянского хозяйства в основном характеризуется тем, что земельный участок предоставляется гражданам с целью ее использования для выращивания продовольственной продукции личного потребления и удовлетворения потребностей семьи. Поэтому ведение крестьянского хозяйства не является формой предпринимательской деятельности, в отличие от фермерского хозяйства, который является организационно-правовой формой предпринимательской деятельности на селе с предоставлением ему земельных угодий для ведения товарного сельскохозяйственного производства. В связи с этим было бы целесообразным принятие специального закона относительно урегулирования отношений права собственности на землю в крестьянском хозяйстве с более четким отграничением его земельной собственности от права собственности на землю фермерского хозяйства.

В последние десятилетия ХХ столетия использования земельных ресурсов для садоводства получило значительное распространение в Украине. Следовательно в ст. 35 Земельного кодекса закреплено право граждан Украины на бесплатное получение в собственность и предоставление в аренду земельных участков для ведения индивидуального или коллективного садоводства. Земельный закон предоставляет возможности для приобретения права частной собственности на землю для занятия садоводством лишь отечественным гражданам. Иностранным гражданам и лица без гражданства могут иметь земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства на условиях аренды. Это связано с тем, что земельные участки для садоводства в основном передаются из земель государственной и коммунальной собственности сельскохозяйственного назначения, на которые право частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства не предусматривается.

Земельные участки передаются гражданам в частную собственность бесплатно по их личным заявлениям в предусмотренных размерах с целью использования земли для закладки многолетних плодных насаждений, выращивание сельскохозяйственных культур, а также для сводки садовых домов и необходимых хозяйственных сооружений. Не смотря на индивидуальную земельную правосубъектность граждан, на их хозяйствах садовников также может возникать право общей земельной собственности в виде общей частичной собственности на земельный участок, например, между родителями и детьми, и общая совместимая собственность на землю между супругами. Само собой является понятным, что общая собственность не изменяет юридической природы права частной собственности граждан на землю садовника, но она существенно влияет на условия и порядок осуществления ими правомочей владение, пользование и распоряжение земельным участком.

Действующее земельное законодательство указывает не только на осуществление гражданами индивидуального садоводства, но и на возможности занятия коллективным садоводством на основании права собственности на землю. В последнем случае значащаяся часть земельного участка может принадлежать на праве собственности юридическому лицу, созданной гражданами в форме общества садовника. Это прямо предусмотрен ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса, в соответствии с какой землей общего пользования общества садовника является его собственностью. К таким землям относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Специфика их использования заключается в том, что права на землю реализуются не только соответственно с требованиями земельного законодательства, но и согласно с положениями устава общества садовника. Однако, особенностью действующего земельного закона является то, что приватизация земельного участка гражданином - членом общества садовника осуществляется без согласия на то других членов этого общества. В случае приватизации гражданином земельного участка садовника, он может оставаться членом общества садовника или получить статус индивидуального садовника.

Приусадебное землепользование на современных землях Украины известно из древних времен и берут свои корни из Х - ХІІ столетия. В той или другой форме оно всегда существовало в виде небольшого земельного участка при усадьбе. Ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса предусматривает порядок получения гражданами приусадебного земельного участка в собственность. По заявлениям граждан и решениям органов государственной исполнительной власти или местного самоуправления им могут бесплатно передаваться в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений в пределах норм бесплатной приватизации земли.

Земельные участки для отмеченных целей, как правило, передаются из категории земель жилищной и общественной застройки, и имеют значащиеся особенности относительно их использования. Так, за требованиями ст. 39 Земельного кодекса, использование земель жилищной и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом развития населенного пункта и другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного уклада с соблюдением государственных стандартов и норм, а также региональных и местных правил застройки. Требования относительно их использования регламентированы и конкретизированы также в градостроительном законодательстве.

Несколько иначе складываются отношения права собственности на земельные участки, предоставленные жилищным и жилищно-строительным кооперативам. Так, в ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса отмечена, что по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного строительства бесплатно передаются в собственность жилищно-строительному (жилищному) кооперативу в размере, устанавливаемом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. Таким образом, земельный участок передается жилищному или жилищно-строительному кооперативу как юридическому лицу. В ст. 80 Земельного кодекса, граждане и юридические лица отнесены к субъектам права частной собственности на землю. Однако кооперативная природа жилищных, жилищно-строительных и других видов кооперации, так же как акционерная природа хозяйственных и других обществ, которые доныне относятся действующим законодательством к разновидностям коллективной формы собственности, не во всем отвечает частной природе земельной собственности таких юридических лиц.

Вместе с этим в ч. 2 ст. 42 земельного закона предусматривается, что в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению владельцев жилого дома. Эта норма обращает на себя внимание тем, что она включена в статью, которая посвящена статусу земельных участков приватизированных многоквартирных жилых домов. А в статье, что специально устанавливает статус земельных участков жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые за своей правовой природой находятся в статусе, аналогичному положению приватизированных многоквартирных домов, такая норма не предусматривается. Однако, даже бесплатную передачу земли в собственность объединению владельцев приватизированных домов в строго правовом понимании, нельзя отнести к разновидности приватизации отмеченных земельных участков гражданами.

Близким по своему содержанию являются реализации гражданами своего права на бесплатную приватизацию земельных участков для гаражного строительства. Такие небольшие земельные участки также приобретаются ими в частную собственность из земель государственной и коммунальной собственности жилищной и общественной застройки в пределах населенных пунктов. Это не противоречит основному целевому назначению использования земель жилищной и общественной застройки потому, что назначение отмеченных земель допускает разнообразные виды их использования. Однако, бесплатная передача земельных участков для гаражного строительства, как и для жилищного строительства, предусмотренная в двух статьях земельного закона. Так, по содержанию ст. 40 Земельного кодекса, земельный участок передается для индивидуального гаражного строительства, а за ст. 41 - для строительства гаражу в составе гаражно-строительного кооператива. Отмены в использовании таких земельных участков заключаются в том, что в первом случае право частной собственности гражданином предоставляется индивидуально на основании бесплатной передачи ему соответствующего земельного участка, а во втором - земельный участок бесплатно передается гаражно-строительному кооперативу как юридическому лицу со всеми правовыми последствиями, которые выплывают из этого факта.

Рассмотренный порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами для отмеченных целей использования земельных ресурсов с некоторыми особенностями распространяется и на бесплатную приватизацию ими земли для индивидуального дачного строительства. Однако следует отметить, что в действующем земельном законе состоялось изменение категории земель, из которых могут передаваться земельные участки гражданам для индивидуального дачного строительства. Если раньше они предоставлялись, как правило, из земель населенных пунктов, то теперь на аналогичной за своим правовым режимом категории земель жилищной и общественной застройки, не предусмотрено дачное строительство. В данное время передача земельных участков гражданам для дачного строительства предусмотрено из выделенной в самостоятельную категорию земель рекреационного назначения, что закреплено в ст. 51 Земельного кодекса.

Конечно, новый земельный закон не имеет обратной силы и не отменяет право частной собственности на земельные участки, которые были переданы гражданам для индивидуального дачного строительства с других категорий земель. Более того, по ранее действующему земельному законодательству, категории земель, из которых навались земельные участки в частную собственность, были значительно ограничены. Да, земельные участки из земель рекреационного назначения, которые выделялись для дачного строительства, не подлежали приватизации, а поэтому предоставлялись только в пользование. Теперь по личному заявлению гражданина и решению соответствующего органа государственной исполнительной власти или местного самоуправления они могут приватизироваться.

Стоит обратить внимание и на то, что, как предыдущий, так и действующий земельный закон, предусматривает только индивидуальное дачное строительство, то есть субъектом - владельцем земли может выступать только гражданин, которому переданный земельный участок в порядке ее приватизации. Однако, действующее законодательство не препятствует следующему объединению граждан, например, в дачные кооперативы с сохранением права частной собственности на бесплатно полученный дачный земельный участок.

В соответствии с положениями раздела 2-й и 3-й Земельного кодекса, полномочиями относительно передачи земельных участков в собственность граждан наделенные соответствующие местные государственные администрации и сельские, поселковые и городские советы. В связи с тем, что в подобных случаях речь идет о приватизации земли, отмеченные органы обязаны рассматривать заявления граждан о передаче земельного участка в собственность. Они рассматриваются вместе с техническими материалами, схемами расположения земельного участка и другими документами, которые добавляются к заявлению.

Особенностью решения вопроса о передаче земельного участка фермерскому хозяйству есть то, что государственные органы исполнительной власти или местного самоуправления, рядом с заявлением и прибавленными документами, рассматривают вывод конкурсной комиссии. За ст. 4 Закона «О крестьянском (фермерское) хозяйстве» в редакции от 22 июня 1993 года, право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Украины, который достиг 18-летнего возраста, выразил такое желание, имеет документы, которые подтверждают его способность заниматься сельским хозяйством, и прошел конкурсный отбор. В случае согласия отмеченных органов на передачу земельного участка в собственность граждан, они предоставляют разрешение на разработку проекта ее отвода. С ч. 7 ст. 118 и других положений Земельного кодекса выплывает, что в нем хранится отводный порядок передачи земельных участков в собственность, что распространяется и на осуществление бесплатной приватизации земельных участков гражданами.

Разработка проекта отвода земельного участка является сложным техническо-юридическим мероприятием, в связи с чем земельный закон предусматривает ее осуществление специализированными организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение таких видов работ. Такими организациями могут быть научно-исследовательские и проектные институты, их филиалы и другие подразделы, которые специализируются на разработке проектов отвода земельных участков. Предоставление им соответствующих разрешений и лицензирования их деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. На наличие у таких организаций разрешения или лицензии на проектирование отвода земельных участков указывается в самом проекте. При разработке проектов отвода земли они руководствуются государственными стандартами и нормативами, а также региональными и местными правилами использования земельных участков.

Земельный кодекс предусматривает подготовку проектов отвода земельных участков за счет заказчиков проекта. Норма, аналогичная ст. 19 Земельного кодекса в редакции от 13 марта 1992 года о заказе соответствующим советом проекта отвода земельного участка в собственность граждан, в действующем земельном законе отсутствует. Но в связи с отсутствием средств у местных советов на разработку проектов отвода земли гражданам, они и раньше разрабатывались на заказ и за счет последних. Поэтому действующий земельный закон в этом отношении не ухудшает положения граждан, заинтересованных в приобретении земельного участка в собственность, а отображает реальное положение с заказом и оплатой стоимости соответствующих услуг. Земельный кодекс не предусматривает и сроков разработки проекта отвода земельного участка. Они определяются соглашением между заказчиком и исполнителем проекта отвода земли.

Согласование проекта отвод земельного участка является важной стадией его подготовки, которое не сводится к выполнению формальных требований закона, а имеет существенное значение для осуществления землеустройства. Поэтому в ч. 9 ст. 118 Земельного кодекса предусматривается осуществление согласования проекта отвода земельного участка с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом архитектуры и подается на рассмотрение соответствующей местной государственной администрации или органа местного самоуправления.. Согласование проекта с отмеченными органами является обязательным, без чего проект не может быть рассмотрен. Содержание отмеченной нормы земельного закона выложено таким образом, что он не оставляет возможностей для его распространенного толкования, то есть приведенный перечень государственных органов, которые обязательно согласовывают проект отвода земли, является исчерпывающим.

Однако на практике в некоторых случаях возникают потребности в согласовании проекта с другими государственными органами, а также смежными предприятиями, учреждениями и организациями. В зависимости от категориальной принадлежности и основного целевого назначения земельного участка, который отводится, такими органами государственной исполнительной власти могут быть, например, органы управления водным или лесным хозяйством.

Особенной формой согласования является подготовка выводов относительно предоставления или исключения (выкупа) земельных участков, отнесенного к компетенции соответствующих органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления. Такие выводы предшествуют разработке проекта отвода земли, потому что без них нет смысла заказывать и разрабатывать проект отвода земельного участка. Вместе с этим, с целью предотвращения лишнего согласования проекта отведения земли, в отдельных случаях земельный закон прямо устраняет непредвиденные согласования передачи земельного участка в собственность граждан.

Разработанный и согласованный проект отвода земельного участка подается на рассмотрение соответствующей местной государственной администрации или органа местного самоуправления. Согласно ч. 10 ст. 118 Земельного кодекса, районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый и городской совет в месячный срок рассматривает проект отведения и принимает решение о передаче земельного участка в собственность. Как уже отмечалось, рассмотрение проекта отвода земли отмеченными органами местных государственных администраций, как постоянно действующими органами исполнительной власти в течение установленного срока, не вызывает сложностей.

Проблематичным является соблюдение месячного срока рассмотрения проекта и принятия решения о передаче земельного участка для соответствующих советов, как непостоянно действующими органами местного самоуправления. С целью соблюдения установленного законом срока, местные советы делегируют отмеченные полномочия своим исполнительным органам там, где они образуются, а на дежурных сессиях утверждают рассмотренные и одобренные ими проекты отвода и передачи земельных участков в собственность граждан и созданных ими предприятий.

Рассмотрение проекта отвода и принятия решения о передаче земельного участка в собственность является самостоятельной стадией процесса землеустройства. Так, в соответствии со ст. 186 Земельного кодекса, проекты отведения земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности утверждаются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые предоставляют и изымают земельные участки. При этом отмеченные органы могут утвердить проект отвода земельного участка и принять решение о ее передаче, так же как и отклонить проект и направить его на заделе. После устранения недостатков проекта отвода земельного участка, он подлежит повторному рассмотрению теми же органами с правом принятия соответствующего решения.

За требованиями ч. 11 ст. 118 Земельного кодекса, в случае отказа органу исполнительной власти или местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке. Таким образом, и отказ в передаче земельного участка в собственность, и оставление заявления, без рассмотрения отмеченными органами предоставляет возможности для перенесения этого вопроса на рассмотрение суда.

Во главе 25 Земельного кодекса, посвященной решению земельных споров, в первую очередь, указывается на суд как орган, компетентный их решать. Да, ч. 2 ст. 158 земельного закона, предусматривает перечень земельных споров, которые рассматриваются исключительно судом. Но среди них отсутствующие земельные споры об отказе в передаче земельного участка в собственность и оставление заявления гражданина без рассмотрения органами исполнительной власти или местного самоуправления. В связи с этим можно считать отмеченный спор особенным на том основании, что в юридическом понимании земельный участок еще не передан в собственность, а поэтому нет и права на конкретно определенный объект. Строго говоря, в данном случае нет и самой земельного спора с его земельно-правовым содержанием. В подобных случаях возникает спор об основаниях оставления заявления без рассмотрения или принятия решения об отказе в передаче земельного участка в собственность, то есть в связи с деятельностью или решением органов исполнительной власти и местного самоуправления относительно обеспечения прав граждан.

Характер деятельности или бездеятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления относительно рассмотрения заявлений граждан и порядок принятия решений об отказе в передаче земельного участка в собственность, мало чем отличается от рассмотрения и принятия решения по другим вопросам. Это является основанием для утверждения о том, что такие вопросы подлежат судебному разбирательству в прялку рассмотрения дел, которые возникают из административно-правовых отношений, в частности рассмотрения жалоб граждан на решение, действия и бездеятельность государственных органов, юридических и должностных лиц в сфере управленческой деятельности. Условия и порядок рассмотрения таких дел, а также процессуальные права и обязанности сторон при их судебном разбирательстве, предусмотренные в соответствующих разделах, главах и нормах Гражданского процессуального кодекса Украины. В связи с расширением судебного порядка рассмотрения земельно-правовых споров и с целью оптимального учета их особенностей, стоило бы предусмотреть в новом Гражданском процессуальном кодексе Украины специальный раздел, посвященный условиям и порядку рассмотрения дел, которые возникают из земельных правоотношений.

Важное значение для реализации гражданами своих прав на приватизацию земельных участков имеют нормы их бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности. В ст. 121 Земельного кодекса предусмотренные следующие размеры бесплатной передачи земельных участков гражданам: для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового или городского совета, где находится фермерское хозяйство; для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2,0 гектаров; для ведения садоводства - не более 0,12 гектаров; для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах - не более 0,25 гектаров, в поселках - не более 0,15 гектаров, в городах - не более 0,10 гектаров; для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектаров; для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектаров.

Приведенные нормы бесплатной приватизации гражданами земельных участков распространяется не только на приватизацию ранее предоставленных им земельных наделов, но и на бесплатную передачу земельных участков в собственность граждан в порядке отвода, как из земель государственной и коммунальной собственности, так и из изъятых земель у других владельцев и пользователей в установленном порядке. Поэтому нормы бесплатной передачи земельного участка в собственность гражданина не зависят от наличия у него земельного участка в пользовании и от правовых оснований владения ею.

В действующем земельном законе нет и правовой нормы, которая предусматривалась в ч. 7 ст. 57 предыдущего Земельного кодекса, в соответствии с которой гражданам, которые имели в собственности участка земли, например, для дачного строительства, земельные участки для садоводства не предоставлялись. Поэтому в настоящее время бесплатная передача земельных участков гражданам для занятия садоводством и для индивидуального дачного строительства может решаться иначе. Принимая к сведению разное целевое назначение отмеченных земельных участков и разное направление их использования, может иметь место бесплатная приватизация гражданами нескольких земельных участков в пределах их размеров для соответствующих целей использования.

Для ведения фермерского хозяйства установленная норма приватизации в размере средней земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового или городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового или городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району.

Приведенный способ нормирования размера земельного участка, что передается в частную собственность, уравнивает приватизационные возможности граждан, которые ведут фермерское хозяйство и граждан, которые были членами сельскохозяйственных предприятий. Раньше гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства бесплатно в собственность отдавались земельные участки в размерах средней земельной доли, рассчитанной в порядке, предусмотренном ст. 6 Земельного кодекса в редакции 1992 года. Она, как правило, была меньшей по размерам земельной доли (пая) членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории одно и той же административной единицы, и рассчитанной в порядке, предусмотренном Указом Президента Украины «О порядке деления земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» от 8 августа 1995 года на части.

Необходимо отметить, что граждане, которые раньше реализовали свое право на бесплатное получение в собственность земельного участка в размере средней земельной доли для ведения фермерского хозяйство, не имеют права на повторную приватизацию земли для такой цели, а также на бесплатное увеличение ранее приватизированного участка к размерам, вычисленным согласно со ст. 121 действующего Земельного кодекса. Кроме того, граждане, которые бесплатно получили в собственность земельные участки для ведения фермерского хозяйства в размерах земельной доли (пая), не имеют права на увеличение за их счет участков для ведения личного крестьянского хозяйства. Это связано с тем, что в первом случае земельный участок передан для осуществления товарного сельскохозяйственного производства, а во втором - для удовлетворения личных потребностей и потребностей семьи продовольственной продукцией.

Для ведения личного крестьянского хозяйства новый земельный закон предоставляет гражданам возможности бесплатного получения в частную собственность земельного участка, увеличенного до 2 га без любых условий. Раньше ее нормативный размер на праве собственности составлял 0,6 га, а при согласии областного совета - ее размер можно было увеличить до 2 га, но увеличенная часть земельного участка предоставлялась на условиях права пользования. Из этого выплывает, что граждане, которые не оформили свои права на земельный участок, что находится в их фактическом пользовании для ведения крестьянского хозяйства, а также другие граждане, которые не реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для отмеченных целей, могут претендовать на ее получение в предусмотренном размере. Однако граждане, которые реализовали это право в пределах ранее предусмотренной нормы до 0,6 га, но земельные участки, какие они имеют в пользовании есть большей площади для использования для отмеченных целей, не имеют права на бесплатную приватизацию превышающей части земельного участка и доведения ее к размерам норм, предусмотренных действующим Земельным кодексом.

Однако в ч. 2 ст. 121 Земельного кодекса предусмотренный случай, когда возможно увеличения площади земельного участка, переданного в собственность гражданина для ведения личного крестьянского хозяйства. Таким случаем является получение земельного участка в натуре на местности, что выделена в счет земельной доли (пая), которой он владел на праве коллективной собственности в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия. Такая же ситуация может иметь место в случае, если земельная доля выделена гражданину из земель запаса и резервного фонда, или он был неправомерно отстранен или ошибочно пропущен при делении земель сельскохозяйственного предприятия на части.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности приобретения прав на землю территориальными обществами и государством | Условия и порядок передачи земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование и в аренду
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.