Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Поведение монополистов в долгосрочном периоде




В долгосрочном периоде любую монополию можно считать открытой. Открытая монополия – это такой вид монополии, который не имеет специальной защиты от конкурентов.

В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Открытая монополия выбирает два варианта поведения.

1. Монополия может установить такую высокую цену, которая в краткосрочном периоде позволит ей получать максимальную прибыль до тех пор, пока цены не начнут снижаться. Устанавливая максимально высокую цену, монополист осознает, что рано или поздно на рынке появится конкурент, а значит, необходимо будет поделиться прибылью с ним. Рынок превращается в олигополию, на которой бывший монополист продолжает сохранять лидирующее положение. В том случае, если монополист не пожелает смириться с потерей части рынка и прибыли, то он приступит к разработке нового оригинального вила продукта. И затем, выйдя с ним на рынок, фирма опять сохраняет монопольное положение.

2. Установление максимально низкой цены, позволяющей все же получать умеренную прибыль. Целью такого поведения монополиста является исключение вероятности появления в отрасли фирмы-конкурента. Такая стратегия поведения называется стратегией лимитирующего ценообразования. Основная проблема для монополиста при осуществлении данной стратегии состоит в установлении такого уровня затрат, которые были бы ниже установленной на рынке цены. Это – затраты, не достижимые конкурентами.

В долгосрочном периоде фирма может проводить и другую стратегию, когда на начальном этапе устанавливается высокая цена, а дальше идет ее скольжение вниз по кривой спроса, т.е. снижение.

Основная опасность для монополистов в долгосрочном периоде – это разработка товаров-субститутов. Незаменимых продуктов практически нет. Рост монопольных цен, а, следовательно, максимизация прибыли монополистов в краткосрочном периоде приводит к падению спроса на продукцию монополиста и росту спроса на все товары-заменители. Необходимость защиты вынуждает монополистов осуществлять нововведения, что приводит к росту производственных затрат, а значит, может поменяться и стратегия поведения монополиста, главным девизом которого станет безубыточность в долгосрочном периоде.

Данная ситуация отражает достижение монополистом долгосрочного равновесия, при котором фирма покрывает свои затраты, но не получает экономической прибыли. Монополия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах максимизирует прибыль или минимизирует убытки при равенстве MR = MC, причем имея возможность контролировать одновременно цену и объем выпуска. Такой контроль проявляется в том, что монополия чаще завышает цену и сокращает выпуск. Но бывают ситуации, когда монополия заинтересована в увеличении выпуска продукции.

 

Закрепление пройденного материала.

1. Монополист максимизирует прибыль при условии равенства предельного дохода и предельных издержек:

MR = MC < P

2. Как было видно из лекции, монополисту нет смысла продавать по низкой цене, т.к. покупатели готовы платить больше, но монополист не может назначит цену и выше Р*, т.к. покупатели не примут столько товаров по более высокой цене. Фирма монополист может нести убытки, которая стремится минимизировать. Если при равновесном объёме производства цена монополии оказывается выше средних совокупных затрат (АТС), то положительная разница между ними средняя прибыль фирмы. Средняя прибыль монополиста равна отрезку KL. Умножив среднюю прибыль на количество выпущенной продукции, получим общее количество прибыли. Общая прибыль монополиста равна площади прямоугольника P*KLM

3. Если при равновесном объёме производства цена равновесия Р* ниже средних совокупных затрат, но выше средних переменных издержек фирма может получать операционную прибыль и тем самым минимизировать свои убытки.

Вертикальный отрезок MN характеризует среднюю операционную прибыль монополиста, на графике общий объём его прибыли равен площади прямоугольника P*MNS.

Прямоугольник KLMP* характеризует величину убытков монополиста и равен части постоянных издержек, которые не могут быть компенсированы такой низкой ценой.

4. Если кривая спроса на продукцию монополиста расположена ниже кривой Средних совокупных затрат и ниже кривой Средних переменных издержек, то данная равновесная цена не сможет побудить фирму к производству продукции.

Производство будет прекращено, а фирма понесёт убытки, общий объём которых составит площадь прямоугольника KLNP*.

Темы докладов:

1. Экономический вред монополий.

2. Социально-экономический эффект от деятельности предприятий-монополистов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.