Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автомобильная травма повреждающий фактор

Скольжение имеет место при касательном движении предмета по отношению к телу.

Растяжение - проявляется в случаях, когда травмирующая сила направлена от тела, вызывая разрывы тканей, отрывы частей тела.

 

В мировом масштабе дорожно-транспортные происшествия являются причиной смерти в 2,1%. Примечательно что, среди травматических причин смерти ДТП занимают 22,8%, а военные действия всего 3,4%. По числу жертв во всех цивилизованных странах на первом месте — автомобильные травмы, количество которых постоянно растет. В последние годы в РФ ежедневно в ДТП погибает более 100 человек, и более 600 получают увечья. Ежегодный ущерб при этом составляет 12 триллионов рублей.

Средняя цифра смертности на российских дорогах - 103 умерших на 1000 пострадавших. По официальной статистике ДТП на российских дорогах количество аварий продолжает расти - по вине самих водителей (нарушение пдд) и составляет в среднем 82% происшествий. Самый распространенный в России вид ДТП - наезды на пешехода. В прошлом году они составили более 40% от общего числа аварий.
Количество ДТП за 2006-ой год в РФ - 229 140, что на 2,6% больше, чем в 2005-м. Погибло в авариях - 32 724 человека, это на 3,7% меньше, чем в 2005-м году.
На 3,8% выросло число пострадавших в ДТП людей -285 362 человека. На 2,2% уменьшилось количество пострадавших в авариях детей - 1276 погибли и 25 720 были ранены.

 

 

Под автомобильной травмой понимают повреждения, причиняемые пешеходу, водителю или пассажиру в связи с движением транспортных средств (автомобиль, автобус, троллейбус). Травма может причиняться как наружными, так и внутренними частями автомобиля, а также при падении из него при движении.

 

А.И. Муханов (1974) автотранспортные происшествия подразделил на следующие виды:

 

1) наезд автомобиля на человека;

 

2) переезд тела человека;

 

3) падение человека из движущейся автомашины;

 

4) наезд на неподвижные предметы, на движущиеся в том же направлении транспортные средства;

 

5) столкновение со встречным транспортом;

 

6) опрокидывание автомобиля;

 

7) падение автомашины с высоты, в овраг и пр.;

 

8) отделение от движущейся автомашины какой-либо части;

 

9) возгорание автомобиля;

 

10) прочие.

 

Он же предложил следующую классификацию автомобильной травмы:

 

I. Автотравма вне автомашины.

 

Её виды:

 

1. Наезд:

 

А) наезд с основным действием автомобиля – ударом;

 

Б – наезд с основным действием автомобиля – давлением.

 

2. Переезд.

 

3. Волочение.

 

II. Автотравма внутри автомашины.

 

Её виды:

 

1. Травма лиц, едущих в кабине грузовика или на переднем сиденье легкового автомобиля:

 

А) травма водителя;

 

Б) травма пассажира.

 

2.Травма лиц, едущих на заднем сиденье легкового автомобиля.

 

3.Травма лиц, едущих в кузове грузовика.

 

Здесь ещё следовало бы отразить травму при выпадении человека из движущегося автомобиля (кабины, салона, кузова), падении его при движении с других частей автомобиля (с капота, с подножки, с крыши и т.д.). Кроме того, возможна комбинация видов автотравмы, например выпадение человека из автомобиля с последующим его переездом колесом и т.п.

 

В настоящее время наиболее распространена классификация автомобильной травмы, предложенная в 1968 году А.А. Матышевым, А.А. Солохиным, С.И. Христофоровым, В.А. Сафроновым. В основу этой классификации положены условия возникновения повреждений у различных участников происшествия. Данная классификация различает следующие виды ав­томобильной травмы:

 

I. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом, велосипедистом, мотоциклистом):

 

А) передней частью автомобиля;

 

Б) боковой частью автомобиля;

 

В) задней частью автомобиля.

 

II. Травма от переезда тела пешехода колесом автомобиля:

 

1. Полный переезд:

 

А) передним, задним или обоими колесами одной стороны;

 

Б) передними колесами, задними колесами, передними и задними колесами;

 

2. Неполный переезд передним или задним колесом.

 

III. Травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля:

 

А) из кабины автомобиля;

 

Б) из кузова автомобиля (вперед, назад, в сторону);

 

В) от падения с подножки и т.д.

 

IV. Травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних частей его салона и кузова:

 

А) на водителя;

 

Б) на пассажира переднего сиденья;

 

В) на пассажира заднего сиденья;

 

Г) на пассажира салона или кузова.

 

V. Травма от сдавливания тела между частями автомобиля и другими предметами (преградами):

 

А) между двумя автомобилями;

 

Б) между автомобилем и другими транспортными средствами;

 

В) между автомобилем и другими преградами.

 

VI. Комбинированные виды травмы:

 

А) столкновение автомобиля с человеком с последующим его переездом колесом этой же автомашины;

 

Б) выпадение человека из движущегося автомобиля с последующим его переездом колесом автомобиля и т.п.

 

Реже наблюдаются атипичные виды автотравмы. Кроме того, при автомобильных происшествиях, сопровождающихся пожаром, тела пострадавших могут подвергаться воздействию высокой температуры. Поступающие в салон автомобиля выхлопные газы способны вызвать отравление человека, вплоть до смертельного, или стать причиной автотранспортного происшествия (В.Л. Попов, 1997).

 

А.А. Солохин (1968) при основных видах автомобильной травмы выделял три группы повреждений:

 

1. специфические;

 

2. характерные;

 

3. нехарактерные.

 

Специфическими являются контактые повреждения, отображающие специфические особенности (форма, размеры, поверхность и т.д.) контактировавших с телом человека предметов, например, решетки радиатора, ободка фары, протектора и т.д.

 

Характерными являются повреждения, наиболее часто возникающие в конкретных фазах разных видов автотравмы.

 

Нехарактерными считаются повреждения, возникающие от действия любых иных травмирующих предметов или факторов внешней среды.

 

ТРАВМА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ С ЧЕЛОВЕКОМ (НАЕЗД)

 

Следует различать термины «наезд» и «переезд». А.И. Муханов (1974) определяет наезд как комплекс механических воздействий на тело человека и образовавшихся у него повреждений в результате удара наружными частями движущегося автомобиля. Может быть наезд без последующего переезда через тело пострадавшего колесом, и переезд колесом без предшествующего ему наезда.

 

Механизм образования повреждений при наезде автомобиля на пешехода в целом складывается из ряда последовательных этапов (фаз):

 

1. удар частей движущегося автомобиля по телу;

 

2. падение тела на автомобиль с вторичным соударением;

 

3. отбрасывание и падение тела на грунт (удар о грунт);

 

4. скольжение тела по грунту.

 

Началом наезда является удар человека автомобилем. При ударе передней поверхностью автомобиля на пешехода воздействуют такие выступающие части, как бампер, фара, решетка радиатора и т.д. Далее многое зависит от особенностей автомобиля, его высоты, формы, скорости движения, а также от особенностей жертвы происшествия, его роста, веса, положения тела в момент наезда.

 

Удар передней поверхностью автомобиля по ногам передает потерпевшему часть кинетической энергии, что влечет за собой скольжение человека на подошвах по дорожному покрытию. Если человек в момент удара автомобилем стоял, то следы скольжения обычно хорошо отображаются на подошвах обуви обеих ног. Если человек шел или бежал (т.е. попеременно опирался на одну из ног), то следы скольжения отображаются на подошве обуви одной, опорной в момент соударения ноги. Таким образом, взглянув на подошвы обуви потерпевшего, следователь уже на месте происшествия может определиться с версией наезда передней частью автомобиля на пешехода. Однако следует помнить и о возможности образования следов трения на подошвах вне связи с автомобильной травмой, например при "шаркающей" ходьбе и т.п.

 

Следы скольжения на подошвах обуви представляют собой параллельно расположенные царапины, полосы обычно линейной формы, иногда дугообразные. Характер и выраженность следов скольжения зависит от материала подошв, дорожного покрытия, высоты нанесения первичного удара автомобилем по телу, скорости автомобиля и степени сцепления подошв с дорогой. При ударе по голени или при массивном ударе по всей верхней половине тела потерпевшего (например, передней поверхностью салона вагонного типа – автобус, грузовик с кабиной вагонного типа), на подошвах образуются более четкие следы, чем при других воздействиях (Солохин А.А., 1968).

 

Направление следов скольжения по отношению к продольной оси подошвы может быть продольным, поперечным или косым, что позволяет судить о направлении движения человека в момент нанесения удара автомобилем. О направлении скольжения можно сказать иногда и при осмотре подошвы невооруженным взглядом по смещению загрязнений, частиц подошв.

 

Различают три варианта наезда автомобиля на пешехода:

 

1. Фронтальный (лобовой) наезд передней частью автомобиля;

 

2. Тангенциальный (касательный) наезд боковой частью автомобиля;

 

3. Наезд задней частью автомобиля.

 

При фронтальном наезде автомобилем на пешехода, фазы травмирования и механизм возникновения повреждений зависят от того, ниже или выше центра тяжести пешехода был нанесен первичный удар.

 

Лобовой удар легковым автомобилем ниже центра тяжести пешехода

 

Рис. 1. Механогенез травмы при фронтальном столкновении легкового автомобиля с пешеходом (по А.А. Солохину).

 

Легковой автомобиль, как правило, наносит удар ниже центра тяжести пешехода. Это приводит к травме ног, скольжению пешехода подошвами по дорожному покрытию и падению его на капот автомобиля (рис. 1). Наличие на капоте металлической фигурки опасно для пострадавшего даже при небольшой скорости движения тормозящего автомобиля из-за возможности причинения проникающих ранений с разрывами внутренних органов.

 

После набрасывания на автомобиль, пострадавший скользит по капоту и ударяется о лобовое стекло автомобиля. Удар о лобовое стекло при большой скорости движения автомобиля чреват общим сотрясением тела и образованием повреждений на голове, туловище, конечностях, причем, как правило, на той же стороне тела, что и повреждения, возникающие от первичного удара.

 

Дальше есть три варианта последующего перемещения тела:

 

1. Тело потерпевшего, получив удар о капот и лобовое стекло (стойку лобового стекла), отбрасывается в сторону, иногда на много метров. Так, в нашей практике был случай, в котором более, чем 70-килограммовое тело пострадавшей было заброшено автомобилем, ехавшим со скоростью более 100 км в час, на штабель досок, находившийся в 16 метрах от проезжей части. Лишь когда скорость автомобиля гасится и уже небольшая, тело может упасть рядом с передней дверью автомобиля. Отбрасывание и падение тела с ударом о грунт (дорожное покрытие), другие предметы приводит к образованию новых телесных повреждений, развитию признаков общего сотрясения тела, характеризующихся кровоизлияниями в подвешивающий аппарат внутренних органов, надрывами и разрывами внутренних органов.

 

Приданная телу потерпевшего кинетическая энергия заставляет скользить тело по грунту (дороге). В результате этого скольжения образуются характерные полосчатые следы скольжения на одежде и скользящей поверхности тела пострадавшего в виде загрязнений, стёртости тканей, ориентированных в направлении скольжения тела, параллельных полосчатых ссадин, полосчатых поверхностных ран с внедрением в них частиц поверхности, по которой происходило скольжение. При таком скольжении возможны соударения с предметами, находящимися на пути пострадавшего.

 

2. Удар телом о ветровое стекло приводит иногда к забрасыванию тела внутрь салона автомобиля, травмированию телом пострадавшего людей, находящихся внутри салона.

 

3. Если автомобиль имеет обтекаемую форму со скошенным кпереди капотом и ветровым стеклом, а также скорость не менее 50 км в час (Муханов А.И., 1974), то тело пострадавшего нередко подбрасывается почти вертикально, перебрасывается через автомобиль и падает позади него возле места наезда, иногда под колёса позади идущего транспорта.

 

Удар легковым автомобилем может наноситься не только ниже центра тяжести пешехода, но и в область центра его тяжести (таз, верхняя часть бедра). В этих случаях имеет место отбрасывание тела вперед, после чего тело падает и ударяется о дорожное покрытие, скользит по нему. Повреждения от удара о дорогу и следы от скольжения тела по дороге располагаются на противоположной первичному удару стороне тела.

 

При фронтальном (лобовом) столкновении автомобиля, имеющего вагонный тип салона, например автобуса с пешеходом, удар наносится преобладающей плоскостью по всей поверхности тела выше центра тяжести пешехода. Это ведет к отбрасыванию тела вперед, падению его, удару о дорожное покрытие, скольжению по нему.

 

При фронтальном столкновении грузового автомобиля с пешеходом (или крупногабаритных легковых автомобилей) первичный удар может наноситься выступающим бампером по бедрам человека с последующим набрасыванием пострадавшего на автомобиль, ударе его туловищем и руками о решетку радиатора, головой о капот. Если лобовой удар автомобилем наносится с большой силой, особенно по задней поверхности тела, возможно хлыстообразное запрокидывание головы с повреждением шейного отдела позвоночника. Уже после этого происходит отбрасывание тела вперед, падение его и удар о грунт, скольжение по грунту (рис. 2).

 

Рис. 2. Механогенез травмы при фронтальном столкновении грузового автомобиля с пешеходом (по А.А. Солохину).

 

Таким образом становится ясно, что грузовой автомобиль имеет свойство бросать жертву наезда под свои колеса, а легковой автомобиль, наносящий первичный удар ниже центра тяжести пешехода, свою жертву колесами не переезжает. Лишь иногда легковой авто­мобиль отбрасывает свою жертву вперед, нанеся ей первичный удар в область центра тяжести или даже выше его. Это зависит от роста человека и габаритов автомобиля.

 

Специфичными для этого вида автомобильной травмы будут повреждения, частично или полностью отображающие каких-либо частей и деталей конкретного автомобиля, например, ободков фар, подфарников, фирменной эмблемы, номера, болтов, гаек и т.п. Уровень расположения этих повреждений будет соответствовать высоте их расположения на автомобиле или же может быть несколько выше, так как при торможении передняя часть автомобиля опускается к земле.

 

В остальных фазах рассматриваемой травмы специфичных повреждений не образуется. Характерными являются признаки общего сотрясения тела, при котором, в первую очередь страдает подвешивающий аппарат внутренних органов, а также повреждения от трения о дорожное покрытие. При общем сотрясении тела наблюдаются кровоизлияния под капсулу и в паренхиму внутренних органов, в прикорневых зонах легких, в сосудах основания сердца, в серповидной связке печени, в корне брыжжейки тонкого кишечника, в области ворот селезенки, почек. Могут быть надрывы и разрывы указанных внутренних органов груди и живота с разнообразной морфологией (Солохин А.А., 1968).

 

Переполнение полых органов жидкостью ведет к гидродинамическому удару, что усугубляет травму, может приводить к разрыву правого желудочка сердца или даже частичному отрыву сердца от основания в результате неполного поперечного разрыва аорты, разрывам желудка, мочевого пузыря, петель кишечника.

 

Для удара бампером легкового автомобиля характерны так называемые «бампер-переломы» костей голени (рис. 3), а грузового – бедра и таза (рис. 4). Скольжение тела по грунту ведет к образованию характерных следов скольжения в виде полосчатых ссадин, переходящих в поверхностные полосчатые раны.

 

Рис. 3. «Бампер-перелом» бедренной кости.

 

Рис. 4. Типичная локализация «бампер-переломов» от действия частей грузового и легкового автомобилей.

 

Кроме описанных этапов механизма травмирования при наезде, иногда встречается относительно слабый удар автомобилем по телу человека с последующим сдавливанием тела в результате прижатия его к каким-либо предметам (стена, другой автомобиль и т.п.). На возможность бывшего сдавливания тела пострадавшего следователю и врачу на месте происшествия укажут множественные внутрикожные точечные и мелкопятнистые кро­воизлияния в местах бывшего давления, наличие "экхимотической маски" (внутрикожных кровоизлияний) на лице, шее, характерные кровоизлияния и осаднения, отображающие какие-либо детали автомобиля (ободок фары, выступающий болт, решетка радиатора и т.п.).

Тангенциальный удар боковой поверхностью автомобиля

 

Касательный удар боковой поверхностью автомобиля под острым углом, по отношению к пешеходу, может наноситься крылом, подножкой, боковой поверхностью салона или кузова. Получив такой удар, тело приобретает не только поступательное движение вперед и в сторону (отбрасывается), но и начинает вращаться вокруг своей продольной оси, поэтому следы скольжения тела по грунту после падения могут находиться на любой стороне тела пострадавшего, в том числе и на той, которая первично контактировала с автомобилем. Угол падения равен углу отражения, следовательно, угол отбрасывания тела вперед и в сторону за­висит от угла соприкосновения автомобиля и человека (рис. 5).

 

Рис. 5. Механогенез травмы при тангенциальном столкновении грузового автомобиля с пешеходом (по А.А. Солохину).

 

При касательном ударе под острым углом, тело человека начинает вращаться относительно фиксированной под массой тела стопы одной из ног, что может приводить не только к повреждению связочного аппарата суставов соответствующей ноги, но и к винтообразному перелому бедренной кости.

 

Удар задней поверхностью автомобиля при движении задним ходом

 

Удар при движении задним ходом придает малую кинетическую энергию телу человека, так как автомобиль редко имеет высокую скорость заднего хода, поэтому условия для скольжения тела обычно не возникают. Механизм травмы при этом зависит высоты расположения и формы выступающих частей поверхности машины, пришедших в соприкосновение с телом человека. Уровень расположения повреждений на теле пострадавшего соответствует высоте местонахождения на машине травмирующих деталей или предметов. Здесь почти всегда имеется опасность переезда упавшего человека колесами автомобиля.

 

Во всех случаях дорожно-транспортных происшествий следует проводить замеры расстояния от площади опоры пострадавшего до нижних и верхних краёв его повреждений, образовавшихся от первичных и вторичных ударов, так как высота расположения повреждений на теле потерпевшего часто соответствует высоте выступающих частей автомобиля, которые контактировали с телом жертвы, или может быть немного выше их. На одежде жертвы целесообразно поискать наложения частиц краски с автомобиля, ржавчины, горюче-смазочных веществ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Давление - продолжительное взаимодействие предмета и тела при соприкосновении. Зависит от силы взаимодействия и массы предмета | Повреждающие факторы и повреждения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.